Унанимизм
— литературное течение, возникшее во Франции около 1906 как реакция против
символизма, с его асоциальностью, аполитизмом и уходом от действительности, от
человека. Идеология «унанимизма» зародилась в так наз. группе «Аббатства»,
образованной содружеством молодых поэтов (Ж. Дюамеля, Ш. Вильдрака, Ж.
Шеневьера, П.-Ж. Жува, Р. Аркоса) во главе с Ж. Роменом. В настоящее время
большинство унанимистов (в том числе Л. Дюртен, А.-М. Барзен, тоже примыкавшие
к «аббатам») отказываются от этой «клички» и утверждают (даже Ж. Ромен), что
никакой «школы унанимистов» не было. Однако не подлежит никакому сомнению, что
указанных поэтов объединяли как общее мировоззрение, так и общность взглядов на
поэзию и поэтическую технику, общность тем и мотивов поэтического творчества и
т. д.
Все
эти поэты стремились вернуть поэзии, с одной стороны, «душевность», лирическую
непосредственность, с другой — насытить ее социальным содержанием (сочувствие к
эксплоатируемым, проповедь единения народов и т. п.). У., полностью
развернувшийся в творчестве Ж. Ромена , есть одновременно и определенная
идеологическая система и своеобразный творческий метод. Как мировоззрение У.
представляет собою разновидность мелкобуржуазного гуманизма. Унанимисты считают
задачей художника показать «единодушную» (unanime) жизнь существ и вещей. Они
стремятся обнаружить некую мистическую связь, общую «душу» того или иного
случайно образовавшегося или постоянного коллектива — сборища, группы.
Унанимисты культивировали своеобразную поэтическую форму, являвшуюся
естественным выражением их установки на поэтическое творчество. «Поэзия, —
говорит Ж. Ромен, — должна быть непосредственной, то есть являться прямым
выражением, безо всяких прикрас, всей той действительности, которую постигает
наша душа». Поэтический стиль унанимистов не признает символов, аллегорий,
отвергает и классические размеры и vers libre символистов, прибегая вместо них
к свободно текущему ритму. Принципы унанимистского стиля изложены в двух
трактатах, один из которых написан Роменом и Шеневьером, а другой — Дюамелем и
Вильдраком.
Гражданская
струя в У. особенно отчетлива у Шеневьера, Вильдрака, Аркоса и Жува. Как
«социальные» поэты унанимисты находились под влиянием французского реформизма.
Империалистическая война породила в их творчестве резкие протесты против
милитаризма и сочувственные отклики на революцию в России. Как «социальные
поэты» унанимисты находились под влиянием французского реформизма. Во время
первой империалистической войны они были пацифистами; их антивоенный протест
был весьма умеренным. Политическая позиция бывших унанимистов в послевоенные
годы характеризуется постоянными
колебаниями, неустойчивостью.
Списоклитературы
Vildrac Ch. et Duhamel G., Notes sur
la technique poétique, 1910
Romains J. et Chennevière G., Petit
traité de versification, 1923. Об унанимизме:
Lalou R., Histoire de la litterature française contemporaine, 1922 (посл. изд. 1931)
Florian-Parmentier E., Histoire contemporaine
des lettres françaises, 1914
Montfort E., Vingt-cinq ans de litterature
française, 1924
Clouard H., La poésie française
moderne..., 1924
Cuisenier A., J. Romains et l’unanimisme,
1935.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/