Ситуация
(лат.) — распределение всех действующих лиц произведения в их взаимоотношении к
развитию действия. Являясь моментом развития интриги, С. порождает определенные
условия, преодоление которых ведет действующих персонажен к взаимной борьбе,
результатом чего оказываются новые обстоятельства, создающие новую С.
Зарождение новой С. из решения конфликта ранее существующей С. делает сюжетное
построение произведения совершенным: подобная связанность и обусловленность С.
дает возможность видеть эволюцию характеров в их непрерывном, органическом и
противоречивом развитии. Некоторые литературоведы — представители
психологического и формального направления (Зейферт) пытались даже построить
весь анализ композиции литературного произведения на исследовании доминирующей
С. произведения.
Система
чередования С. — единичных слагаемых элементов композиции — определяет собой
общий характер архитектоники художественного произведения и сильнейшим образом
влияет на ритм развития темы. Поэтому для каждого из литературных родов и
жанров можно установить наиболее типичные системы С., а также — в результате
взаимодействия жанров — смешанные и переходные их системы. Особенно четко
противостоят друг другу системы С. драмы и эпоса (романа): в первой обычна — об
отклонениях см. ниже — одна доминирующая система С., притом С. как правило
действенных, и лишь в качестве тормозящих действие моментов и в развязке
выступают С. статические: эти особенности драматической системы С. были
формулированы в учении об единстве действия. Напротив, для эпоса (романа)
обычно соединение нескольких систем С., объединяемых пространственно или
хронологически; при этом, широко вводя элементы описания, эпос (роман)
необходимо перемежает С. действенные с С. статическими; эти особенности системы
С. в эпосе (и романе) вызывали неоднократно повторявшиеся попытки разложить то
или иное эпическое произведение на более мелкие единицы (теория гомеровского
эпоса Вольфа, теория «кантилен» в применении к средневековому эпосу, теория
новеллистической композиции романа). Разумеется между типическими системами С.
обоих поэтических родов возможны многочисленнее переходные системы.
Наконец
не следует забывать, что С. в своем историческом существовании не остается
однотипной и однообразной; напротив, в каждый новый период развития искусства
С. приобретает особые, выражающие специфические черты данного стиля, свойства.
Так напр. в драме логически ясные, последовательные, примитивные ситутации
Эсхила («Просительницы», «Скованный Прометей») сменяются психологически
завуалированными и композиционно усложненными
ситуациями Софокла и особенно Эврипида («Царь Эдип», «Алкеста» и др.).
В
античной трагедии в целом смена С. определяется роком, господствующим над
смертными: герой постоянно оказывается ввергнутым в трагическую С. не в
результате своих поступков, но в результате тяготеющей над людьми и богами
судьбы.
С.
средневековой мистерии отличались величайшей композиционной раздробленностью,
отражающей компилятивный принцип создания мистерии; разрешение коллизии не
вытекало из С., но осуществлялось путем вмешательства божества (развязки
мираклей). Фарсовая С. имела в своей основе, как и сам фарс, одно или несколько
анекдотических событий (фарс о чане, «Адвокат Патлен»). Подобная С. строилась на
принципе неожиданного завершения коллизий, и тем самым на нарушении
общепринятых норм поведения.
В
спектаклях commedia dell’arte анекдотическая непредвиденность С. — полная
случайность и алогичность их связи — достигала наивысшей степени. Новая С. рождалась
тут же на сцене — в момент импровизации комедианта, на обязанности которого
лежало подчинение всех импровизационных С. сценарной схеме спектакля.
Если
фарсовая система С. определяла собою в известной степени характер С.
импровизационного театра, то раздробленные, мистериальные С. оказали
существенное влияние на динамику чередования ситуаций в трагедиях драматургов
Елизаветинского периода. Классический театр XVI—XVII вв. полностью уничтожил
дробные, эпизодические, обособленно существующие С., сковав их в очень
последовательную цепь событий, составляющих собою абсолютное единство действия.
Бытовой
буржуазный театр, добиваясь иллюзорности показываемых со сценических подмостков
событий, создавал подчеркнуто будничные С., не допуская в них ничего, нарушающего
нормальный ход событий. В противовес этому С. романтич. театра строились на
эффекте остро неожиданном и преувеличенном. В искусстве импрессионизма,
неспособном показать явление в его закономерности и социальной
координированности, С. обособляется и приобретает самодовлеющее значение:
художник-импрессионист ограничивается лишь изображением смены переживаний,
пробуждаемых единичной, вырванной из потока явлений, фиксируемой в статике С.
(драма Метерлинка).
Система
С. в советской литературе и драматургии, правдиво отражая реальную
действительность, убеждает в закономерности развиваемых событий.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/