Тезисы
к конференции "Русский язык: исторические судьбы и современность"
1.
Исследования в области риторики в Московском университете начались в конце 60х
– начале 70х годов после доклада Ю. В. Рождественского на семинаре Проблемной
группы по семиотике и первоначально вылились в ряд публикаций ([2], [3]) и
диссертаций (В. Н. Радченко, О. П. Брынской, Н. А. Безменовой) по истории
риторики. Занятия риторикой стимулировались двумя обстоятельствами: своего рода
завещанием акад. В. В. Виноградова [1], о котором Ю. В. Рождественский сказал в
упомянутом докладе, и тенденциями развития русской словесности. Последнее
обстоятельство, разумеется, было определяющим. В это время стали обнаруживаться
(1) стагнация книжного рынка, которая выразилась в увеличении тиражей
издаваемой литературы с одновременным сокращением номенклатуры изданий, и (2)
смещение читательских интересов в сторону прозаических жанров литературы –
философии, богословия, истории, публицистики, что выразилось главным образом в
развитии так называемого самиздата. Одновременно руководящие круги стали
проявлять известную обеспокоенность состоянием политической пропаганды и
уровнем подготовки корпуса пропагандистов. Само упоминание риторики в этих
кругах вызывало одновременно отторжение и обостренный интерес. Эти тенденции
заметно усилились к концу 70х годов. Эта ситуация требовала изучения истории
риторики и развития ее теории в современных условиях. Универсальной риторики не
существует – риторика исходит из факта национального языка и национальной
литературной традиции. Эмпирическая база риторики –оратория, гомилетика,
публицистика, философская проза. Эти области русской словесности не имели
сколько-нибудь полного и удовлетворительного филологического описания. Главная
трудность, однако, состояла в особенностях и строении самой риторики как теории
речи, исходящей из принципов различия мнений, личного замысла и публичности.
2.
В составе филологических дисциплин риторика занимает особое место, сохраняя в
системе своих понятий и в дидактической конструкции след традиции «свободных
искусств» – конструктивный принцип: предметом риторики является не анализ
высказывания, а его синтез, она ищет ответ не на вопрос «что представляет собой
произведение?», а на вопрос «как его строят?».
Риторика
изучает закономерности культурных моделей построения прозаического
целесообразного высказывания в условиях исторически сложившейся системы речевых
отношений в обществе.
Культурная
традиция вырабатывает состав и последовательность операций конструирования
целесообразного высказывания, которые оказываются нормой отношения мысли к
слову. Отсюда – традиционная последовательность риторического построения:
изобретение, расположение, словесное выражение (элокуция). Эти операции не
являются объектом психологии, поскольку они не относятся к психике как таковой,
процесс создания произведения слова и не всегда соотносим с риторической
конструктивной моделью. В известном смысле риторической модели подобно строение
генеративных грамматик (сама идея генеративной грамматики, как известно,
сложилась в свое время под влиянием риторического рационализма XVII века):
реальный человек создает высказывание иначе, чем предполагается логически
организованной системой правил, но рационализированная система правил образует
своего рода каноническую форму синтеза предложения. В риторике, однако, дело
обстоит значительно сложнее, поскольку каждая операция как возможный ход мысли
произвольно выбирается для решения частной задачи в рамках общей
сформулированной цели и поэтому предполагает использование широкого спектра
языковых ресурсов.
3.
Риторические модели строятся на основе эмпирического материала прозаической
речи в смысле А. А. Потебни и В. В. Виноградова, а сама риторика предстает как
филологическая теория прозы. Если рассматривать произведение слова с позиции
аудитории, то под поэзией в широком смысле можно понимать произведения
словесности, для которых характерно наличие художественного вымысла и со
держание которых поэтому не предназначено для оценки с точки зрения истинности
или ложности. Под прозой пони маются произведения, содержание которых в
принципе предназначено для оценки с точки зрения истинности или ложности. С
точки зрения дидактической (а также историко-литературной) риторическими
являются те виды произведений, создание которых возможно путем конструирования
по определенной модели. Как поэтические, так и риторические произведения могут
быть оценены в литературно-эстетическом плане как художественные и
нехудожественные, например, развлекательная печатная продукция «fiction»,
текущая деловая речь, научная проза. Кроме того, в литературе обнаруживается
множество промежуточных, мозаичных форм, которые можно отнести и к разряду
поэтических, и к разряду риторических, а состав и значимость таких жанровых
форм различны в разные периоды развития литературы.
4.
Современная русская словесность, как и нормы литературного языка, переживают
смену исторического стиля, а со стояние филологического образования общества,
справедливо или несправедливо, часто оценивается как катастрофическое. На деле,
современный кризис языковой ситуации состоит, как представляется, в том, что
произошел резкий сдвиг литературных интересов общества в направлении деловой,
философской и информационной прозы. При смене общих стилистических предпочтений
в условиях смены идеологии и развития массовой коммуникации, в особенности
Интернета, бурно развивается языковое творчество – от лексических неологизмов,
синтаксических новаций до формирования новых литературных и речевых жанров.
Речевая подготовка общества, воспитанного в эстетических принципах классической
реалистической художественной литера туры, оказалась недостаточной для отбора и
освоения языковых и литературных новаций: они не укладываются в рамки привычной
литературной нормы и вызывают резкое отторжение, а вместе с тем, необходимо
возникают в ходе общественно-языковой практики.
5.
Вполне очевидно, что вслед за кризисом наступает период стабилизации, но на
новом уровне. Современному со стоянию русского общества свойственно
риторическое мышление, в отличие от прежнего его состояния, для которого было
характерно мышление художественно-поэтическое и научное. Риторическое мышление
ориентировано на принятие оптимального в реальных условиях решения проблемы,
относительно которой высказываются различные точки зрения. Для реализации
риторического мышления требуется соответствующий языковой инструментарий.
Достаточно обратить внимание на массовое стремление молодежи к получению
риторических профессий – связанных с юридической, деловой, политической
деятельностью. В ходе такой деятельности искусство слова, на котором и строятся
такие профессии, становится искусством убедительной аргументации. Решительно меняется
и образ эсте тики слова: прекрасное определяется совершенством реализации
предметного замысла. Но главное, возникает острая проблема речевой этики
публичной аргументации. Поэтому методология филологического исследования
риторической прозы не может сводиться к изучению образной системы произведения,
но предполагает анализ риторической аргументации как его содержательной основы,
что, в свою очередь, выдвигает требование логико-семантического анализа и
оценки произведения.
6.
Независимо от того, каковы взгляды и предпочтения организаторов системы
образования, принудительная сила реальности современного российского общества
диктует развитие риторического образования и риторики как образовательной
дисциплины в старших классах общеобразовательной школы и в высших учебных
заведениях. Дело не изменят даже эвфемистические замены слова «риторика» или
симулирующие риторику дисциплины типа «культуры речи» или «психологии общения».
Обществу необходимы разработка и преподавание нормативной теории публичной
речи, которая исходит из национальной культурной традиции. Базой такой теории
является дальнейшее развитие методов филологического анализа художественной
риторической прозы как образцовой в дидактическом отношении и создание истории
русской риторической прозы как направления в изучении истории русской
литературы.
Список литературы
1.
Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1930.
2.
Козаржевский А. Ч. Античное ораторское искусство. М., 1980.
3.
Рождественский Ю. В. Слово в нашей жизни // Вопросы лекционной пропаганды. Вып.
9. М., 1985. С. 6–21.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://genhis.philol.msu.ru