Основные аспекты анализа фонетико-графической окрашенности художественного текста
Основные аспекты анализа фонетико-графической окрашенности художественного текста
Основные аспекты анализа фонетико-графической
окрашенности художественного текста
М.Н. Кулаковский
При
анализе художественного текста традиционно большое внимание уделяется описанию
его цветовой гаммы, выявлению доминирующих цветов, связанных с созданием
определенного образа. Следовательно, подтверждается, что цвет является одной из
важнейших составляющих художественного образа. Однако данный анализ в большинстве
случаев ограничивается описанием лексических средств цветовой окраски текста
(лексем, служащих для непосредственной номинации цвета, и образов, традиционно
воспринимаемых в определенной цветовой гамме), не затрагивая другие уровни
языка. В этой связи актуальными, на наш взгляд, представляются исследования,
связанные с рассмотрением фонетико-графической окрашенности художественного
текста. В частности, подобные проблемы ставятся нами в рамках спецсеминара, а
также являются объектом рассмотрения в курсовых, бакалаврских и дипломных
работах студентов по русскому языку. В качестве базы для подобных наблюдений
выступают исследования А.П. Журавлева (в частности - работы “Фонетическое
значение”, “Звук и смысл”), в которых выдвигается гипотеза о том, что
существует непосредственная связь между окраской стихотворения на лексическом
уровне и выбором определенных фонетико-графических средств, ассоциативно
окрашенных для большинства воспринимающих в определенные цвета. При этом данная
закономерность позволяет поставить ряд частных задач, которые могут быть решены
в рамках студенческих научных работ. Определению основных аспектов такого
анализа и посвящено наше исследование.
Поскольку
тенденция, описанная в работах А.П. Журавлева не всегда прослеживается на материале
любого текста (а следовательно - не является универсальной), первый возможный
аспект анализа - проследить, насколько последовательно проявляется данная
закономерность в творчестве конкретного автора (или в каком-либо конкретном
произведении). При этом, чтобы результаты исследования были объективными,
цветовая гамма в анализируемом отрывке должна быть отчетливо представлена на
лексическом уровне (поскольку эмоциональная окрашенность в значительной степени
индивидуальна). Таким образом, на первом этапе сопоставляется лексическая и
фонетико-графическая окраска всего произведения в целом и делается вывод о
соответствии или несоответствии полученных данных, а затем подобный анализ
проводится на материале отдельных микрокартин текста, что позволяет проследить,
отражается ли изменение цветовой гаммы отрывка на уровне фонетико-графическом,
координируется ли динамика цвета на разных уровнях языка.
В
качестве образца подобных наблюдений приведем анализ цветовой гаммы
стихотворения Даниила Андреева “Устье жизни”. Используя методику А.П.
Журавлева, мы провели количественный анализ гласных звукобукв в тексте. Данные
результаты можно представить в виде таблицы, в которой приведены:
анализируемые
звукобуквы,
количество
звукобукв в тексте,
процентное
присутствие звукобукв в тексте,
среднее
процентное присутствие звукобукв,
отношение
процентного присутствия звукобукв к норме,
место
звукобуквы
(при
анализе ударные гласные считались за две; общее количество звукобукв - 312).
1
2
3
4
5
6
Э + Е
37
11,8
8,5
1,38
2
О +Ё
28
8,9
10,9
0,81
6
Ы
5
1,6
1,8
0,88
5
У + Ю
12
3,8
3,5
1,08
3
И
30
9,6
5,6
1,71
1
А + Я
37
11,8
11,7
1,01
4
Таким
образом, доминирующими оказываются цвета звукобукв “И” (синий), “Э + Е”
(зеленый, зеленоватый), что в целом гармонирует с преобладающей окраской на
лексическом уровне (“синева”, “даль синеет”). Относительно высокая доля
зеленого цвета мотивирована в меньшей степени и может восприниматься только как
оттеночная характеристика.
Поскольку
в стихотворении наблюдается отчетливо выраженная динамика цвета (на лексическом
уровне), представлялось интересным проследить, отражаются ли данные изменения
на уровне фонетико-графическом. Для этого текст стихотворения был условно
разделен на 6 микрокартин, которые были проанализированы аналогичным образом.
Не приводя полностью количественные данные, отметим наиболее существенные
соответствия.
1-я
картина (“Поздний день мой будет тих и сух: Синева безветренна, чиста...”).
Преобладающие цвета - лиловый (“У”, отношение к норме - 2,02), синий (“И” -
1,91) - соотносимы с “чистотой синевы”, менее мотивирован зеленый (“Е” - 1,67)
- возможно, “сухостью дня”.
2-я
картина (“На полянах сердца - горький дух, Запах милый прелого листа”).
Существенное изменение гаммы. Преобладание красного цвета (“А + Я” - 1,54) -
соотнесение с “горечью” и “прелым листом”. Сохраняется сине-лиловый фон, однако
существенно уменьшается зеленый (0,84) при возрастании темно-коричневого (“Ы” -
от 0 до 1) - знак угасания природы.
3-я
картина (“Даль сквозь даль синеет, и притин Успокоился от перемен”).
Мотивированная лексической окраской доминанта синевы (2,05) с оттенком зелени
(1,57).
4-я
картина (“И шелками белых паутин Мирный прах полей благословен”). Преобладание
черно-коричневого цвета (“Ы” - 2,11), соотносимое на лексическом уровне с
“прахом полей”, при сохранении сине-зеленого фона. Однако номинация белого
цвета не находит подтверждения на фонетико-графическом уровне (“О” - 0,52 -
наименьшая представленность).
5-я
картина (“Это Вечной Матери покров Перламутром осенил поля”). Преобладание зеленого
(1,67) и белого, светло-желтого цвета (1,49), соотносимого со сверкающим
“перламутром”, чистотою “покрова”.
6-я
картина (“Перед бурями иных миров Отдохни, прекрасная земля”). Доминирование
черного цвета (2,27) в сочетании с возрастающим до нормы красным (1,06) связано
с созданием образа “бурь иных миров”, а традиционное сохранение сине-лилового -
с образом “прекрасной земли”.
Вторым
возможным аспектом анализа является выявление динамики каждого цвета, то есть
определение того, как меняется присутствие цвета на фонетико-графическом уровне
в последовательно сменяющихся микрокартинах. Так, в рассматриваемом нами
стихотворении Д.Андреева были получены следующие результаты (в таблице
представлено отношение процентного присутствия звукобукв к норме в каждой из
шести микрокартин, при этом таблица для большей наглядности может быть
трансформирована в график).
1
2
3
4
5
6
И (синий)
1,91
1.28
2,05
2,05
1,08
1,85
У + Ю (сиреневый)
2,02
1,02
0,54
0,54
1,14
1,17
Э + Е (зеленый)
1,67
0.84
1,57
1,57
1,67
0,97
О + Ё (белый, желтый)
0,48
0,82
0,88
0,52
1,49
0,76
Ы (черный)
---
1
---
1
---
2,27
А + Я (красный)
0,76
1,54
0,82
0,98
0,87
1,06
Данные
результаты позволяют выявить некоторые закономерности. Синий цвет стабильно
представлен выше нормы. При этом в его динамике наблюдается определенная
симметричность: в отрывках 1 - 6 и 3 - 4 норма превышена почти в два раза, в
отрывках 2 - 5 наблюдается падение. Обрамление сиреневого в целом совпадает с
динамикой синего цвета: падение в начале стихотворения и возрастание в конце.
Однако в середине наблюдается прямо противоположная тенденция - падение ниже
нормы (своеобразная компенсация возрастающего синего цвета). В целом похожа
динамика желтого и зеленого цветов (с противоположными тенденциями в начале
стихотворения: картина осени логично мотивирует падение зеленого и возрастание
желтого цвета). Определенная координация наблюдается между черным и красным
цветом: возрастание в четных и падение в нечетных картинах. При этом если
черный при полном отсутствии в нечетных отрывках появляется в четных с
нарастающей силой, то у красного цвета проявляется противоположная тенденция -
затухание амплитуды.
Таким
образом, проведенный анализ показал, что в рассматриваемом стихотворении
Д.Андреева в целом прослеживается определенная взаимосвязь лексических и
фонетико-графических средств выражения цвета.
Однако
подобный анализ позволил говорить лишь об ассоциативной авторской окраске
звукобукв (возможно, проявляющейся интуитивно и в целом не осознаваемой
автором). Поэтому интересно было сопоставить осознанную автором, намеренно
актуализированную окрашенность звукобукв с традиционно воспринимаемой окраской,
отражающейся в данных количественного анализа и связанной с увеличением
частотности данной звукобуквы в тексте. Следовательно, следующим аспектом
анализа является описание индивидуально-авторской окраски звукобукв, выявление
особенностей восприятия звукобукв конкретным автором.
В
качестве примера возьмем стихотворение А. Белого “Утро”, в подзаголовке
которого автор намеренно актуализирует те гласные звукобуквы, частотность
которых значительно увеличивается в последовательно сменяющихся фрагментах
текста (и - е - а - о - у). При этом наличие ярких цветовых образов на
лексическом уровне позволяет определить осознанную автором закрепленность цвета
за определенной звукобуквой.
Приведем
основные соответствия, которые прослеживаются в условно вычленяемых нами пяти
картинах.
Первая
картина строится на увеличении частотности “и”, традиционно окрашенной для
большинства воспринимающих в синий цвет. Данная закономерность в целом
наблюдается и в стихотворении А.Белого: гармонирующим является образ “выси
синей”. Однако последовательно прослеживается и связь данной звукобуквы с
оттенками белого цвета (“извивы лилий”; “изливы лебединых крылий” - белый с голубизной,
“серебристый иней” - блестяще-белый).
Во
второй картине наблюдается традиционное восприятие “е” как окрашенной в зеленый
цвет (“зеленеют земли перелеском”, “небо зеленеет”).Ассоциативная
метафорическая связь зеленой гаммы прослеживается и с окказиональным глаголом
“юнеет”. Другие же образы (выдержанные в иной цветовой гамме) или отражают
переходные тона (“снежный месяц”), или характеризуются незначительной
интенсивностью (“бледный блеск”, “нежное небо”).
В
третьей картине увеличивается частотность “а”, традиционно окрашенной в красный
цвет, номинация которого полностью отсутствует на лексическом уровне. При этом
характерен повторяющийся образ “синевы ночной” (темно-синий цвет), а также
образ “блистающей стаи”, отражающий увеличение яркости цвета. Данные
количественного анализа показывают, что со значительным увеличением частотности
“а” (в 2,6 раза), увеличивается и присутствие звукобуквы “и”, традиционно
окрашенной в синий цвет (в 1,4 раза).
Четвертая
картина в целом отражает традиционное восприятие “о” как желтой (повторяющийся
образ “золота”). Однако отличительной особенностью А.Белого является восприятие
данного цвета как насыщенного, яркого, что метафорически ассоциируется с
громкостью звука (“хохочущие очи”, грохочущие ночи”), а также присутствие
оттенка красного (“очи огненные”).
В
пятой картине увеличивается присутствие “у” (традиционно - лиловое,
темно-синее). На лексическом же уровне цвет представлен разнообразными
оттенками: “все из перламутра” (серебристо-розовый), “лазуревое утро” (светло-синий),
“пурпур” (темно- или ярко-красный). При том цвет характеризуется насыщенностью
(метафорическая связь с образами “бурное утро”, “заликует”).
Таким
образом, проведенный анализ показал, что в лирике А.Белого традиционную
фонетико-графическую окраску имеет звукобуква “е” (зеленый). Большей степенью
насыщенности характеризуется “о” (желтый). Индивидуально-авторской окраской
определяется восприятие звукобукв “и” (белый с оттенком синевы), “а”
(темно-синий), “у” (разнообразие оттенков).
Итак,
мы выявили осознанную автором окрашенность звукобукв. А теперь проведем прямо
противоположный эксперимент, а именно - проследим, увеличивается ли частотность
данных звукобукв в текстах с соответствующей окраской на лексическом уровне (то
есть выявим, насколько осознанная окрашенность звукобуквы соответствует
интуитивной)
Начнем
с традиционно воспринимаемого желтого цвета.
Солнцем
сердце зажжено.
Солнце
- к вечному стремительность.
Солнце
- вечное окно в золотую ослепительность. (“Солнце”).
Количественный
анализ показывает, что частотность звукобуквы “о” (окрашенной в желтый цвет)
возрастает в 1,66 раза. При этом подтверждается и индивидуально воспринимаемая
автором большая степень интенсивности (насыщенности) цвета.
Теперь
обратим внимание на индивидуально воспринимаемый А.Белым синий цвет.
Над
полями легла,
заливая
окрестность,
бледно-синяя
мгла. (“В полях”).
Количественный
анализ показывает, что увеличивается частотность только двух гласных звукобукв:
в 2,09 раза - “А+Я” (окрашенной для Белого в темно-синий цвет) и в 1,34 раза
“И” (белый с оттенком синевы), что в целом подтверждает установленную
закономерность.
В
то же время, в следующем отрывке:
В
розах золото лучей
красным
жаром разливается (“Солнце”) -
увеличение
в 1,67 раза частотности звукобуквы “А+Я” связано с традиционной передачей
красного цвета (одновременно увеличивается в 1,39 раза желтая “О”).
Следовательно,
осознанная автором закрепленность звукобуквы за определенным цветом не всегда
последовательно связана с интуитивным увеличением частотности данной звукобуквы
в тексте (так, увеличивающаяся частотность может отражать традиционное
восприятие цвета или свидетельствовать об отсутствии какой-либо закономерности
в конкретном отрывке).
Таким
образом, рассмотренные нами различные аспекты анализа фонетико-графической
окраски художественного текста позволяют не только проверить предложенную
гипотезу, но и выявить особенности стиля конкретных авторов, проявляющихся на
различных языковых уровнях. При этом должна быть расширена и проблематика
анализа. В частности, актуальным представляется рассмотрение данных
закономерностей на уровне прозаического текста, а также сопоставление тенденций
окрашенности лирического и прозаического текста одного автора.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru