Фельетон
— малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической
печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической
заостренностью или юмором.
История
термина. Слово Ф. — французское (feuilleton — листок, листочек); в словарях
XVIII ст. его еще не было. Термин Ф. возник в начале XIX в. В 1800 во Франции
издатель газеты «Journal des Débats» стал выпускать добавочные листы к
газете, а затем в 1803 изменил формат
своей газеты — удлинил его книзу, и вот эта добавочная часть, отделенная от
газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться Ф. В дальнейшем
термин Ф. получил двоякое значение: 1) литературный материал «подвала» газеты,
2) литературное произведение малой формы публицистически-злободневного
характера, помещенное или в Ф. газеты, или в дополнительных частях журнала
(обозрение, смесь). Именно в последнем значении этот термин закрепляется и
получает очень широкое распространение во Франции, затем в Германии и в России.
Ф.
в Западной Европе. Истоки жанра Ф. уходят в XVIII в. Его родоначальниками нужно
считать Вольтера, Дидро и их политического врага Фрерона.
В
эпоху первой французской революции Ф. приобрел остро политический характер,
принимая преимущественно форму памфлета. Дюмулен в газете «Révolutions
de France et de Brabants», Марат в «L’ami du peuple», Гебер в «Père
Duschene» в своих Ф. зло высмеивали монархию, короля, церковь, призывали народ
к революционному действию. Аббат Жоффруа, реакционер, продолжил традиции
Фрерона (в частности его вражду к Вольтеру) в Ф. «Journal des Débats».
При Наполеоне и в эпоху Реставрации Ф., как и вся вообще печать, влачил жалкое
существование: Ф. «Journal des Débats» и др. ставили своей целью
развлекать поверхностным остроумием.
В
связи с подъемом общественного самосознания перед революцией 30-го года
замечается с конца 20-х годов оживление в литературе вообще и, в частности,
оживление Ф., уже более разнообразно оформляющегося. В «Journal des
Débats» появился талантливый буржуазный фельетонист Жюль Жанен, ставший
особенно известным как автор театральных рецензий. Наряду с Ф. — театральной
рецензией развивается Ф. — музыкальная рецензия. Появился целый ряд других
талантливых фельетонистов (Шарль Нодье, Денуайе, Жирарден и др.). В 30—40-х гг.
широко культивируется бытовой фельетон в виде путевых записок. Но при известном
разнообразии в жанровом оформлении франц. буржуазно-дворянский Ф. со стороны
содержания имел поверхностный, «развлекательный» характер.
Ф.
мелкобуржуазной демократии, наоборот, отличались идейно-политической
насыщенностью, сатирической заостренностью. Феликс Пиа, например, выступая
против политической беспринципности фельетониста Жюля Жанена, пишет острый Ф. —
памфлет «Mari Josef Chenier et le prince des critique».
В
50—60-х гг., в связи с ростом общественного движения во Франции, Ф. насыщен
политической сатирой (Рошфор). Во время Парижской коммуны с революционными Ф.
выступал Жюль Валлес в газете «Le cri du peuple» и Вильом в газете «Père
Duschene». После 80—90-х гг. Ф. во Франции мельчает: уголовная хроника, мелкие
факты городской жизни — вот содержание Ф. этого времени.
В
Германии Ф. получил свое развитие в 30—50-х гг. в лице Берне (Парижские письма)
и Гейне (Письма из Парижа). Берне и Гейне были родоначальниками политического
Ф. в Германии; их Ф. полны огня, призыва
к борьбе против феодализма и мещанской косности. Среди представителей «Молодой
Германии» в качестве фельетониста выделяется Гуцков («Письма дурака к дуре»). В
эпоху империализма в Германии выделился своими сенсационными фельетонами
Максимилиан Гарден — типичный представитель мелкобуржуазного индивидуализма.
Ф.
в России. Термин Ф. в русской литературе впервые упоминается в «Вестнике
Европы» в 1820: «Ф., — говорит «Вестник Европы», — это еще, очевидно, не
укрепившееся в нашем быту понятие означает отдельную часть газеты, где
помещаются замечания на новые книги, на играемые в театрах пьесы, на самую игру
актеров».
Истоки
русского Ф. нужно искать в XVIII в. Развитие сатирической журналистики вызвало
к жизни новую литературную форму — Ф. В Ф. сатирических журналов XVIII в.
выявляются уже две линии, которые указаны Горьким для развития литературы
вообще. Это — «линия критического реализма и линия чисто мещанской литературы».
Ф. «Трутня», «Живописца» зачинают первую линию, Ф. «Всякой всячины», «Ни то, ни
сио» — вторую линию Ф. В Ф. «Трутня», «Живописца» вскрывалось конкретное зло
общества того времени, давалась резкая критика «на лицо», велась борьба за
культуру в России против консерватизма господствующих групп. Публицистическая
заостренность, актуальность, смелое привлечение разнообразного материала
(бытовы сцены, судебные постановления и др.) — вот те характерные для писем и
обозрений новиковских журналов черты, которые позволяют считать их Ф.
Фельетонисты
«Всякой всячины», «Ни то, ни сио» выдвигали лозунг «не целить на особ», давать
критику «в улыбательном духе», мешать поучения с увеселениями и «угрюмость
строгих правил умягчать какими-нибудь приятностями или закрывать прелестными цветами».
От Ф. «Трутня», «Живописца» идет традиция к Ф. крестьянской революционной
демократии, к Ф. «Современника», «Искры», от Ф. «Всякой всячины», «Поденщины»,
«Ни то, ни сио» — к охранительным Ф. булгаринской «Северной пчелы» или
«Библиотеки для чтения» и др.
В
30-х гг. в качестве фельетониста «Библиотеки для чтения» выступил Сенковский.
Особенной известностью пользовался его Ф. «Большой выход сатаны». Сенковский
дал огромное количество Ф., написанных живо, хлестко, но неглубоких по
содержанию. Это — или нападки на своих литературных врагов, или мелкая критика
современных нравов. Беседа-диалог, письма, в особенности фантастические сны —
форма фельетона Сенковского. Фельетоны Сенковского нередко заканчиваются
нравоучениями охранительного характера: «первая обязанность словесности в
обществе, — говорит Сенковский, — успокаивать умы», «не помогать политическим
бредням» («Брамбеус и юная словесность»).
Общественный
подъем, развитие литературы «натуральной школы» вызывают в 40-х гг. в истории
русского Ф. значительное оживление: кроме
«Северной пчелы» и «Библиотеки для чтения», фельетоны появляются в
«Литературной газете», «С.-Петербургских ведомостях», «Русском инвалиде» и др.
С Ф. выступают Строев, Губер, Греч, Панаев, Дружинин.
В
рядах фельетонистов в 40-х гг. мы видим таких писателей, как Григорович,
Плещеев, Сологуб, Тургенев, Гончаров, Достоевский. Широкое распространение в
40-х гг. получил Ф. — «физиологический очерк» . Публицистические статьи,
письма, очерки Герцена подчас получают характер Ф., замечательного как
социально-политической остротой своего революционного содержания, так и
блестящим использованием средств художественного порядка. В 50—60-х гг.
выдвинулся на первый план Ф. революционной крестьянской демократии. Острое и
актуальное содержание, правдивый показ действительности, беспощадная критика
эксплоататорского строя, призыв к борьбе — основные черты Ф. революционных
разночинцев, наравне с богатством жанровых форм и художественной яркостью
образного воплощения.
Ф.
пишут Некрасов, Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский.
Литературно-критические статьи Чернышевского «Об искренности в критике» и
«Русский человек на „rendez-vous“» шли в журналах как фельетоны.
Значительная
часть Ф. в «Свистке» и «Искре» принадлежала Добролюбову, Курочкину, Минаеву.
Целый ряд очерков Салтыкова-Щедрина и Глеба Успенского являлись фельетонами
(«Письма к тетеньке» Салтыкова-Щедрина и др.). Самое композиционное построение
Ф. революционеров-демократов является отличным от буржуазно-дворянского Ф.
Буржуазно-дворянский Ф. целиком строился вокруг какого-либо явления быта или литературы,
причем выводы его не шли дальше этого явления. Совсем другое фельетоны
Чернышевского, Добролюбова; в их Ф. берется какое-нибудь частное явление как
исходный пункт для построения Ф., а затем, как вывод, дается широкое обобщение,
имеющее огромное общественно-политическое значение (бичуется царская
администрация, суд и т. д., а не отдельные плохие администраторы). Сатира
«Свистка» и «Искры» охватывала огромный круг явлений, поэтому к жизни были
широко призваны новые Ф. в драматической и, особенно, стихотворной форме (см.
напр. Ф. «Наука и свистопляска, или как аукнется, так и откликнется — рассказ в
стихах и прозе, со свистом и пляскою», «Юное дарование, обещающее поглотить всю
современную поэзию» Конрада Лилиеншвагера, т. е. Добролюбова, «Москвичи на
лекции философии», «Женщина перед лицом русского прогресса», стихотворные Ф.
Минаева и др.).
Стихотворный
Ф. был доведен до совершенства Некрасовым («Газетная», «Балет», «Кому холодно,
кому жарко», «Современники», «Вступительное слово „Свистка“ к читателю» и др.).
Глеб Успенский дал прекрасные образцы Ф.-очерков, в которых он откликался на
самые острые вопросы современности. Революционеры-демократы ценили Ф. как очень
удобный способ для проведения своих идей, считая, что он мог бы «оказать
немалое пособие серьезной литературе»
(Добролюбов). Салтыков-Щедрин зло высмеивал мещанский Ф., Ф.-болтовню, но,
когда его упрекнули в том, что его очерки носят фельетонный характер, он
ответил: «Водевиль может быть умнее боборыкинской драмы» (письмо Пыпину от 1
ноября 1883).
В
60—70-х гг. продолжал существовать и мещанский Ф. Этот Ф. носил прежний
традиционный характер веселой болтовни (напр. фельетоны Масальского в «Сыне
отечества», «Весельчака» и др.).
Период
реакции 80-х гг. — период упадка социально-сатирического Ф. Жестокие
преследования цензуры не давали возможности передовым органам пользоваться
таким оружием, как Ф. С трудом удавалось Успенскому помещать свои Ф.-очерки. В
80-е гг. Ф. широко использовался беспринципными юмористическими журналами
мещанского типа («Осколки»). Типичным представителем мещанского Ф. являлся
Лейкин.
В
90—900-е гг. рост пролетариата, пролетарского движения, организация
пролетарских журналов и газет, выступление в печати Ленина, выступление
Горького, революция 1905, реакция после революции 1905, новая волна рабочего
движения — все эти огромные общественные сдвиги и события сказались в журналах,
газетах, литературе. На страницах журналов и газет шли упорные бои. Фельетонам
в этих боях принадлежит большое место.
Реакционные
газеты и журналы развивали бешеную кампанию против революции, против рабочего
движения. В «Новом времени» выступила целая «плеяда» фельетонистов (Суворин, А.
Столыпин, Меньшиков, Розанов и др.). Донос, клевета на все честное,
революционное, кровавые наветы, призыв к погромам во имя православия и
самодержавия — вот гнусное содержание реакционных Ф. Беззастенчивая, доходящая
до цинизма подтасовка фактов, мистика, ханжество и лицемерие — особенности
«стиля» Ф. нововременских «Иудушек Головлевых».
Ф.
либеральных фельетонистов 900-х гг. отличались мелочностью содержания, малой
социальной значимостью и в то же время изощренностью, узорчатостью, часто
вычурностью формы (Дорошевич, Амфитеатров, Л. Андреев и др.).
Новые
страницы в истории дооктябрьского Ф. открывают фельетоны Горького. Первые его
Ф. под названием «Между прочим» были напечатаны под псевдонимом Иегудиил
Хламида («Самарская газета» за 1895). В своих фельетонах Горький, несмотря на
жестокую цензуру, умел остро ставить вопросы о разгуле административного
произвола, умел заступиться за попранные права трудящихся.
В
1906 Горький написал серию блестящих фельетонов-памфлетов: «В Америке» («Город
Желтого Дьявола» и др.), «Мои интервью» («Прекрасная Франция», «Русский царь» и
др.). В этих фельетонах Горький обличал полновластное господство капитала в
«демократической» Америке, республиканскую Францию, снабжающую русского царя
деньгами для подавления революции, наконец самого русского самодержца, тупого, кровавого царя,
державшегося на троне при помощи штыков. Как в других своих произведениях, так
и в Ф. Горький указал путь развития советской художественной и публицистической
литературы — путь социалистического реализма. В качестве фельетонистов в
дореволюционных большевистских изданиях выступали В. В. Воровский, М. С.
Ольминский, направлявший против меньшевиков острые сатирические Ф.
После
Великой Октябрьской социалистической революции начался бурный расцвет
пролетарской публицистики вообще и пролетарского фельетона в частности.
Развитие социалистического строительства, культурная революция, изживание
пережитков капитализма в сознании людей советской эпохи, создание нового быта,
перестройка отношения человека к природе, к труду, борьба с остатками
буржуазии, разгром троцкистских, бухаринских и иных шпионов и диверсантов — все
это дает широкий круг тем для советского фельетона.
Советский
Ф. не только критикует отрицательные явления жизни, но и утверждает новую,
социалистическую действительность, великие завоевания сталинской эпохи.
Непревзойденными
шедеврами советского Ф. являются пламенные фельетоны Горького, посвященные
обличению международного империализма и его наймитов, врагов народа в нашей
стране, а также фельетоны Горького, откликавшиеся на рост культуры в СССР,
ставившие вопросы из области литературной жизни и указывавшие направление
развития советской литературы. Ф. социалистического реализма имеет четкий
идейно-композиционный стержень, ему чужда отрывочность, фрагментарность
мелкобуржуазного Ф. 900-х гг. Советский фельетонист говорит просто, ясно,
твердо; советский Ф. не стремится к внешней вычурности.
Советский
Ф. крайне многообразен по форме. Политически заостренные, пропитанные
партийностью, с четкой сюжетной линией, опирающиеся на определенные конкретные
факты, советские фельетоны дают примеры гармонического сочетания в Ф.
публицистического и художественного элементов. В. В. Маяковский дал блестящие
образцы политически насыщенного, подчас остро-сатирического стихотворного Ф.
Победа
социализма, невиданные в мире успехи социалистического строительства в области
индустриализации, сельского хозяйства, культуры настоятельно требуют развития
фельетона-бытовой сцены, фельетона-научной статьи, фельетона-научной гипотезы,
в которых в доступной и «легкой», понятной миллионам трудящихся форме
сообщались бы знания не только о действительности прошлого и настоящего, но и о
действительности будущего.
Список литературы
Азадовский
М., Затерянные фельетоны Тургенева, Иркутск, 1927 (оттиск из «Сборника трудов
Иркутск. гос. ун-та», вып. XII)
Журбина
Е., Фельетон в газете 40-х годов, акц. изд. о-ва «Огонек», М., 1930 (в серии:
Б-ка «Огонек», № 527)
Заславский
Д., Истоки и пути фельетона, изд. «Огонек», М., 1931 (в серии: «Б-ка
журналиста», кн. 2), Горький в Самаре.
Рассказы, фельетоны, воспоминания, «Сов. писатель», 1938
Nettement A. F., Etudes critiques
sur le feuilleton-roman, Paris, 1845
Atkinson Nora, Eugêne Sue et
le roman-feuilleton, P., 1929 (Chapitre premier, I, Esquisse de l’histoire du
roman-feuilleton en France)
Eckstein E., Beiträge zur
Geschichte des Feuilletons, 2 Bde, 2 Auflage, Leipzig, 1876
Kellen T., Aus der Geschichte des
Feuilletons, Essen, 1909
Meunier E., Die Entwicklung des
Feuilletons in der Grossen Presse, Heidelberg, 1914.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/