Меню

Главная
Финансы деньги и налоги
Издательское дело и полиграфия
Новейшая история политология
Топики по английскому языку
Языкознание филология
Химия
Экология и охрана природы
Естествознание
Искусство и культура
Культурология
Хозяйственное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Товароведение
Транспорт
Экология охрана труда
Банковское и биржевое дело
Коммуникации и связь
Конституционное право
Этика
             
Научно-образовательный портал
W-10.RU
Главная

Репин

Репин

РГТК

Немного про И.Е. Репина

Рязань 2002

Репин Илья Ефимович (1844-1930 гг.), русский живописец. Родился в семье

военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества

поощрения художников. Репин член группы "передвижников", товарищества

молодых художников, которые порвали с академическими канонами и стали

приверженцами реалистического направления (реализм) в русской живописи.

"Передвижники", стремясь своим творчеством служить народу, устраивали

передвижные художественные выставки. В 1880-х гг. Репин работал над темой

революционного движения, видя в революционерах борцов за народное счастье

("Отказ от исповеди", 1879-1885 гг., "Не ждали", 1884-1888 гг.). Репин

создал портретную галерею своих современников: портреты В.В. Стасова (1873

г.), М.П. Мусоргского (1881 г.), ЛН. Толстого (1887 г.). Позднее обращается

к исторической тематике. Хорошо известны картины "Иван Грозный и сын его

Иван" (1885 г.) и "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1891 г.).

Обладал тонким чувством стиля, был замечательным колористом, но

современников в его полотнах больше всего привлекала острота тематики.

Творчество Репина оказало значительное влияние на современных художников.

Биография и творчество И.Е.Репина. Родился Репин в 1844 году в Чугуеве

(на Украине) в семье военного поселянина. Его отец, рядовой Чугуевского

уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин в детстве очень

увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному

стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Когда же ему подарили

краски, то ничем другим, кроме рисования, он больше уже не мог заниматься.

И все допытывался у навестившей его во время тяжелой болезни соседки,

которая утешала его рассказами о рае: а краски и кисточки там будут?

Начальные художественные навыки Репин получил в школе военных топографов и

в мастерской местного живописца И. М. Бунакова. Но мечта о высоком

искусстве влекла его в Академию художеств. «К 1859 году мечты мои о

Петербурге, — пишет Репин, — становились все неотступнее; только бы

добраться и увидеть Академию художеств». В 1863 году Репин смог поехать в

Петербург. Здесь он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения

художников, где преподавал И. Н. Крамской — тогда еще совсем молодой

художник; а в январе 1864 года был принят в Академию. Первые годы учения

были для Репина очень трудными. Он испытывал крайнюю нужду и впоследствии

так вспоминал об этом времени: «Чтобы не погибнуть от голода, я бросался на

всякую работу — красил на домах железные крыши, красил экипажи и даже

железные ведра». Родители не могли помочь сыну, так как очень нуждались

сами. ... Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.

Расцвет творчества. Расцвет творчества Репина падает на конец 70-х —

начало 90-х годов, совпадая со временем расцвета русской демократической

живописи. В этот период Репиным была создана большая часть его лучших работ

— картин на темы из жизни народа и революционно-освободительной борьбы,

исторических полотен, портретов. Но центральным произведением этого

времени, да и всего творчества Репина в целом, стала картина «Крестный ход

в Курской губернии» (1880—1883). Народная тема, начатая «Бурлаками»,

получила в этой картине многостороннее и широкое истолкование. Замысел

произведения возник в 1877 году в Чугуеве, где Репину довелось наблюдать

красочную процессию сельского крестного хода, но окончательно оформился

значительно позже, после поездки в Курскую губернию, в знаменитую Коренную

Пустынь, славившуюся своими многолюдными и торжественными крестными ходами.

Работа над картиной длилась несколько лет и была завершена только в 1883

году. Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому месту,

где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление

верующим. Но не следует сводить замысел художника к критике религиозных

обрядов и предрассудков. Сюжет крестного хода увлек Репина своей

колоритностью, возможностью охватить широкий пласт жизни русской провинции,

развернуть перед зрителем великое множество человеческих характеров и

социальных типов. Крамской считал этот сюжет «золотоносной жилой». И это

действительно было так, в особенности по отношению к Репину, который по

своему дарованию был художником большой темы — мелкие, случайные эпизоды и

события, маловыразительные типы и характеры никогда не привлекали его, не

могли вдохновить на создание картин. Художником больших задач и далеко

простирающихся горизонтов назвал Репина Стасов. ... В жаркий полдень по

широкой пыльной дороге на фоне холмов с пеньками от хищнически вырубленного

леса торжественно и чинно движется многолюдная процессия. Репин с

замечательной конкретностью сумел передать всю атмосферу происходящего:

томящий зной, иссушивший все вокруг; клубы пыли, поднятые движением

неисчислимой массы людей; ослепительный блеск солнечных лучей, как бы

концентрирующихся в сверкающей на солнце золотой ризе дьякона и

отражающихся в радужном переливе красок позолоченного, разукрашенного

цветами и лентами выносного фонаря; мерный рокот толпы, одержимой сознанием

серьезности совершаемого дела и вместе с тем занятой своими суетными

страстями и помыслами. Все это создает впечатление подлинности

изображенного, позволяет буквально ощутить колыхание людского моря в мареве

пыльного накаленного воздуха. Но Репин не ограничился этой внешней

фиксацией события. Изображая толпу, он создал целую галерею ярких образов

представителей различных сословий и классов пореформенной России, вскрыл

существо их социальных отношений, царящее в обществе неравенство, показал

обездоленность и бесправие народа и наряду с этим дал почувствовать, что

народ живет интенсивной внутренней жизнью, стремится найти правду на земле,

мечтает о лучшей доле. В центре толпы, бесцеремонно прижав к себе икону,

величественно плывет толстая разряженная в пух и прах помещица, с чванливым

высокомерием взирающая на окружающую чернь. При ней надменный и грубый

сельский староста, дубинкой и окриками оберегающий барыню от напора толпы.

Вслед за ними, прямо как на параде, марширует важный и тупой отставной

военный. А чуть в стороне хозяйской поступью вышагивает циничный, хитрый и

прижимистый кулак-подрядчик с красной лоснящейся физиономией. Все эти

«хозяева жизни» окружены сзади полукольцом заискивающего перед ними и

занятого своим разговором духовенства, которому и дела нет до

«чудотворной». Шествие с иконой открывает рыжеволосый дородный дьякон в

великолепной золотой ризе, щеголевато помахивающий кадилом и кокетливо

откидывающий со лба разметавшиеся кудри. Развивая традиции Перова-

обличителя, Репин трактует эти образы в острогротесковом плане и в то же

время очень самостоятельно, по-репински увлекаясь яркой характерностью

своих персонажей, словно выхваченных из гущи жизни. Толпу народа на

переднем плане возглавляют мужики, несущие фонарь, в праздничных кафтанах,

подпоясанные кушаками, степенные, серьезные и истовые. Вослед семенят две

мещанки с пустым киотом от иконы, противостоящие мужикам в своем ханжестве

и жеманстве. Далее следуют регент со своим разноголосым хором, крестьянка,

с любопытством поглядывающая на дьякона, и многие, многие лица, постепенно

смешивающиеся с общим потоком богомольцев. Общественный порядок

поддерживают гарцующие на лошадях урядники, без всякого стеснения пускающие

в ход кулаки и нагайки. Им помогают десятники, отгоняющие в сторону нищих,

калек, странников. Образы этих обездоленных людей с наибольшей теплотой и

симпатией охарактеризованы Репиным. Особенно удался художнику образ хромого

горбуна. Окрыленный надеждой на исцеление, исполненный мечты, неудержимо

стремится несчастный к месту «чуда», куда направляется крестный ход. Ему

пытается палкой преградить дорогу десятник, но тот не обращает на него

никакого внимания. Охвативший горбуна душевный подъем преображает его

некрасивое болезненное лицо. Противопоставляя чистоту, искренность

верований бедняков ханжеству, лицемерию, спекуляции религией господствующих

классов, Репин утверждает моральное превосходство народа, служащее залогом

его светлого будущего. При создании «Крестного хода» Репину пришлось

разрешить трудную композиционную задачу: необходимо было вписать в картину

огромную толпу народа, пеструю, многоликую, добиться впечатления единой

массы людей, движущихся сплошным потоком, и при этом не обезличить шествие,

представить его во всем многообразии составляющих его типов и характеров.

Репин изобразил основное скопище людей на заднем плане. Толпа там буквально

запрудила все свободное пространство между холмами и валом валит, поднимая

тучи пыли. На переднем плане она растекается на два потока и, следуя за

поворотом дороги, поворачивает влево, рядами проходя мимо зрителя.

Значительно растянутый передний план позволяет при этом разносторонне

охарактеризовать большое число людей. Этому же выделению из толпы отдельных

персонажей способствует и колористическое решение. Полотно выдержано в

строгой цветовой гамме. Ярких красочных пятен в картине не так уж много, но

они играют большую роль. Вкрапленные в общий черно-коричневый фон

процессии, они создают впечатление пестроты и красочности, не нарушая

единства, и в то же время помогают художнику акцентировать внимание зрителя

на узловых моментах композиции, выделить ведущие образы (помещицы, дьякона,

урядника с нагайкой, странниц и других). Картина «Крестный ход в Курской

губернии» была воспринята прогрессивной общественностью как «одно из лучших

торжеств современного искусства» (Стасов). Напротив, реакционная пресса

обвинила Репина в крайней тенденциозности, в нарушении всех эстетических

принципов. Оно и понятно. Репин-демократ был творцом нового искусства,

служащего интересам народа. В лице Репина русское искусство в полной мере

овладело ролью беспощадного критика общественных явлений, к чему призывал

Н. Г. Чернышевский. В полотне «Крестный ход в Курской губернии» художник

создал настоящую энциклопедию русской жизни пореформенной эпохи. Впервые в

русской демократической живописи при изображении современной

действительности была достигнута такая глубина художественного обобщения.

[pic]

бурлаки на волге

[pic]

запорожци пишут письмо…

[pic]

Г.победоносец

[pic]

пр. софия

Историческая живопись. Наряду с картинами на современные темы большое

место в творчестве Репина занимала историческая живопись. Но история для

художника существовала лишь постольку, поскольку она была связана с

современностью, помогала решать наболевшие проблемы его эпохи. Психолога-

Репина и в истории прежде всего интересовали сильные человеческие

характеры, столкновения страстей, патетика чувств, находящая выражение в

яркой экспрессии лица, драматические конфликты. Художником были созданы

такие широко известные исторические полотна, как «Царевна Софья» (1879),

«Иван Грозный и сын его Иван» (1881—1885), «Запорожцы» (1878— 1891). И

здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создает широкие

эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своей

неповторимой характерности («Запорожцы»), ищет остродраматические ситуации,

чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей

(«Иван Грозный», «Царевна Софья»). Картина «Царевна Софья Алексеевна» была

первым произведением художника на историческую тему; полотно было написано

в 1879 году, вскоре после возвращения из пенсионерской командировки. Это,

по существу, портрет-картина. Софья интересовала Репина как человек

сильного, неукротимого характера. В ней сочетались властолюбие,

государственный ум, культура и вместе с тем «мужицкая» грубость. Репин

изобразил Софью в келье Новодевичьего монастыря, куда она была заточена в

1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком мятеже,

направленных против Петра I. Петр сам раскрывал все нити заговора,

допрашивал свою сестру и беспощадно расправлялся со всеми ее приверженцами,

в первую очередь — со стрельцами. На картине Софья представлена стоящей

у стола, скрестив на груди руки; она еле сдерживает бессильный гнев и

негодование. Художник сумел ярко охарактеризовать незаурядную натуру

царевны, выразительно передать историческую обстановку и существо

происходящего, подчеркнув обреченность Софьи изображением в окне головы

повешенного стрельца. Как верно отметил И.Н.Крамской, «Софья

производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что совершенно

отвечает истории». Но драматизм в картине «Царевна Софья» носит в

определенной мере внешний характер. Образ Софьи не свободен от театральной

аффектации душевных движений.

Одновременно с картиной «Иван Грозный» Репин работал над полотном

«Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». Это полотно принадлежит к

числу наиболее значительных произведений исторической живописи Репина и в

то же время является одним из самых народных его творений. Демократизм

идеалов художника, глубокое понимание им психологии народа, любовь ко всему

яркому и героическому позволили Репину написать это замечательное полотно.

Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века.

Сокровищница русской демократической живописи пополнилась в эти годы

монументальными полотнами Сурикова, Репина, Васнецова, в которых народ

впервые в истории русской живописи предстал в своем величии, непобедимости

и мощи. Среди этих полотен почетное место принадлежит «Запорожцам».

Запорожская вольница, которой посвятил свое полотно Репин, была в его

представлении той народной республикой, где нашли осуществление лучшие

демократические идеалы человечества. Тот факт, что Репин идеализировал

Запорожскую Сечь, не имеет в данном случае большого значения. Важно то, что

художник утверждал в своей картине эти высокие демократические принципы

всеобщей свободы, равенства и братства, показал красоту и величие народа,

защищающего свою независимость, свое боевое товарищество. Картина написана

на сюжет знаменитого письма запорожцев турецкому султану. Народные предания

донесли до нас этот эпизод в следующем виде: разгневанный на казаков за

истребление ими 15-тысячного войска султан Махмуд IV прислал им грозное

письмо, повелевая добровольно сдаться и угрожая в случае отказа поголовным

уничтожением; запорожцы ответили султану насмешливым письмом, бросив ему

открытый вызов. История написания этого письма и легла в основу картины. На

переднем плане Репин изобразил запорожцев, которые собрались за наспех

сколоченным дощатым столом, чтобы дать отповедь заклятому врагу. Дружно

трудятся они над составлением издевательской грамоты и широко по степи

разносится их гомерический хохот. Тут и кошевой атаман Серко, сдержанно

улыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных глаз; и

разразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный и

властный «Тарас Бульба»; и лукавый писарь, с ехидной старательностью

нанизывающий на бумагу забористые выражения, которые подсказывает ему

полуобнаженный казак-острослов; и задумчиво улыбающийся молодой красавец

«Андрей»; и дюжий рубака-воин, серьезный и простодушный, как дитя; и

заливающийся тонким визгливым смехом живой, ехидный, смешливый дед и многие

другие. В безудержном смехе запорожцев над жестоким врагом накануне боев с

ним обнаруживается их героический дух, независимость, удаль и боевой задор.

Репин показывает крепкую боевую сплоченность запорожских рыцарей, великую

силу их товарищества. Оно проявляется и в том, как тесно сгрудились

запорожцы вокруг стола, кровно заинтересованные в общем деле, и в том, как

они свободно и непринужденно обращаются друг с другом, и в том, как дружно

реагируют на происходящее. Запорожцы изображены на фоне широкой степи. За

их спинами царит обычная лагерная жизнь: поднимается к небу дым костров,

снуют люди, колышатся пики, гарцуют конники. Этот фон повышает героический

пафос звучания полотна. Да и сами запорожцы представлены во всем их боевом

вооружении, великолепно написанном Репиным. В картине нет главных и

второстепенных персонажей, нет разделения на героев и толпу, как это было

принято в академической живописи. Все образы обладают яркой

выразительностью, все являются героями произведения. В этом решении

исторической темы сказался подлинный демократизм Репина, его представление

о народе как о движущей силе истории. Изображая эпизод из истории

Запорожской Сечи, Репин поднял его до высокого героического звучания. Его

герои — люди особой богатырской породы, сродни образам эпопеи Гоголя «Тарас

Бульба», которой вдохновлялся Репин в процессе создания картины.

Представленные больше натуральной величины и написанные с предельной

рельефностью, фигуры запорожцев с трудом вмещаются в пределы большого

полотна. Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту». Но это

был сознательный художественный прием, который способствовал впечатлению

мощи изображенных людей. Вся сцена очень естественно скомпонована Репиным,

наполнена внутренней динамикой, кипением страстей (по экспрессии лиц,

насыщенности бурными эмоциями картина не знает себе равных). И вместе с

этим композиция полотна подчинена требованиям монументального искусства.

Расположение персонажей лишено натуралистической случайности. Не боясь

нарушить внешнее правдоподобие, Репин большую часть людей изображает лицом

к зрителю, как бы веерообразно распластывая группу на плоскости холста. Это

дает ему возможность сосредоточить внимание на лицах запорожцев, обыграть

выразительность их типов и характеров. Благодаря своей центричности и

подчеркнутой фронтальности крайних, фланкирующих сцену фигур композиция

обладает устойчивостью. При этом она уравновешена в основных своих

компонентах — многие персонажи в правой и левой части картины даны в

соответствии друг с другом. Замыкающие с двух сторон изображение казаки,

стоящие спиной к зрителю, статичностью своих фигур упорядочивают сложное

переплетение поз и ракурсов запорожцев, увлеченных сочинением письма.

Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм

монументального полотна. Мажорные яркие краски картины чуть погашены

сумеречным освещением предвечернего часа и потому не нарушают возвышенно-

героического строя произведения, не мельчат его своей пестротой.

«Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных па

исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. Они являлись для него

неиссякаемым источником веры в силу народную, живым свидетельством

богатства народной души, заветной мечтой о великом и прекрасном будущем

народа. И недаром художник относился к ним не как к героям далекого

прошлого, а как к живым и дорогим для него людям. «Чертовский народ! —

восхищался запорожцами Репин. — Никто на свете не чувствовал так глубоко

«свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. Стасову). Картина

«Запорожцы», рассказывающая о героических подвигах свободолюбивого и

мужественного народа, принесла Репину славу подлинно исторического

живописца. Ничего равного ей художнику уже больше не удалось создать в

области исторической живописи.

 
 

Новости:


        Поиск

   
        Расширенный поиск

© Все права защищены.