Меню

Главная
Финансы деньги и налоги
Издательское дело и полиграфия
Новейшая история политология
Топики по английскому языку
Языкознание филология
Химия
Экология и охрана природы
Естествознание
Искусство и культура
Культурология
Хозяйственное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Товароведение
Транспорт
Экология охрана труда
Банковское и биржевое дело
Коммуникации и связь
Конституционное право
Этика
             
Научно-образовательный портал
W-10.RU
Главная

Древняя Греция и Рим, общее и особенное в культуре

Древняя Греция и Рим, общее и особенное в культуре

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание 2

ВВЕДЕНИе 3

§1.Основные особенности древнегреческой и

древнеримской цивилизаций и их культуры 3

§2.Религия 5

§3.Искусство 6

§4.Письменность и язык 10

§5.Наука 10

§6.Быт 11

§7.Праздники 12

Заключение 14

Список использованной литературы 23

Введение

На мой взгляд, к настоящему моменту в области культуры Древней Греции и

Рима изучено практически все. Во всяком случае, вряд ли какое-нибудь

будущее открытие в этой области сможет коренным образом изменить наше

представление об этих цивилизациях. Основная задача реферата – описать

основные особенности древнегреческой и древнеримской культур, показать их

взаимосвязь, выделить основные черты сходства и различия.

Древнегреческая и древнеримская цивилизации занимали расположенные

географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и

тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между

собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались,

взаимодействуя друг с другом.

Конечно, изучение древнего мира проводится не из простого любопытства.

Исторические события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на

друга. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима позднее стали основой для

возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на

развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира.

Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их

культуры

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. «И у греков, и у

римлян было свое историческое призвание – они дополняли друг друга, и

фундамент современной Европы – их общее дело»[1]. Но в тоже время между

этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую

очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что

сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов:

крито-микенский (XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.),

архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и

эллинистический (IV – I вв. до н. э.)

Золота в Греции нет: его добывали уже за пределами Греции - на острове

Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее

прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от греческого

слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд других

черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в Афинах на

высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые

залежи ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра

была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде

всего керамику - в этом греки добились, как известно, высочайших

художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему

возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и

скульптуры.

В районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три

культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром

на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и

элладская - в собственно Греции. Отражением критской культуры в

материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль

сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в

качестве рабов победителями - ахейцами.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого

общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося

чувства коллективизма и агонистического (состязaтельного) начала.

Формирование полиса как особого типа общины. шедшего на смену рыхлым

объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль

- коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне

рамок полиса было невозможно. Выработке этой морали способствовала также

военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите

своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши,

храброму мужу в бою ради отчизны своей»—эти слова спартанского поэта Тиртея

как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему

господствовавших тогда ценностей[2]. Определенную трансформацию переживала

и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных

особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона.

Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население

которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы

возникли в I—III вв. н. э. другие большие города. Наиболее крупными из них

были Александрия Египетская с населением около 500 тыс. человек, Антиохия

на Оронте — центр управления Сирии, Эфес — центр управления провинцией

азия. Крупнейшим городом Греции эпохи Империи стал Коринф, восстановленный

Юлием Цезарем. Столицу империи и другие большие города украшали

великолепные крупные здания — храмы местных и общеимперских божеств,

дворцы, «базилики», портики для прогулок, а также различного вида здания

для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли

представления — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. До

настоящего времени, кроме грандиозного римского амфитеатра «Коллосея»

(Колизея), построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего около 50 тыс. зрителей, в

различных местах, некогда бывших городами Римской империи, сохранились

остатки амфитеатров (Париж, Арль, Верона, Капуя, Помпеи, Пула, и т. д.).

Отличительной чертой городов эпохи 1—III вв. и. э. были каменные мостовые,

водопроводы («акведуки»), канализация.

В самом Риме во II—V вв. н. э. работали одиннадцать водопроводов,

дававших 950 000 куб. литров воды ежесуточно. Водопроводы (акведуки)

представляли собою длинные ряды арок , поддерживавших свинцовые или

глиняные трубы, по которым вода из горных источников направлялась за много

километров в тот или иной город. В современном Риме продолжают подавать

воду два древних водопровода.

Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен

республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был

форум Траяна. Не менее великолепны были «алтарь мира», воздвигнутый

Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм «всем богам» —

«Пантеон», построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом.

Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её

определял в первую очередь патриотизм – представление об особой

богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему

победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми

силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из

знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой

основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую

очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не

противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с

ней.

Религия

Космогонические представления греков принципиально не отличались от

представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали

Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос—жизненное начало. Гея

породила звездное небо— Уран, который стал первым властителем мира и

супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов—титаны. Титан

Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети

Кроноса—Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера—под водительством Зевса

свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Таким образом,

олимпийские боги—третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс -

властитель неба, грома и молнии. Среди потомков Зевса особо выделялся

Аполлон—бог светлого начала в природе, нередко называвшийся Фебом

(Сияющим). Роль Аполлона с течением времени все более возрастает, и он

начинает вытеснять Зевса.

Большим почетом пользовалась Афина, родившаяся из головы Зевса,—богиня

мудрости, всякого рационального начала, но и войны (в отличие от Ареса,

который олицетворял безрассудную отвагу).

Для греческого религиозного сознания, особенно на этой стадии

развития, не характерна идея всемогущества божества. Из-за политической

раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась

единая религия. Возникло большое количество очень близких, но не идентичных

религиозных систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялись

представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом,

покровителями которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно

связана с городом Афинами, Аполлон— с Дельфами, Зевс—с Олимпией и т. д.

Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и

представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление,

каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было

непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном

между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги

приобщались к миру богов.

В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне,

так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления

природы и общественной жизни. В римской религии долгое время сохранялись

остатки первобытных религиозных представлений: тотемизма, фетишизма,

анимизма. Особенно долго сохранялся в римской религии анимизм, т.е. вера в

безличных и абстрактных духов. Длительное сохранение анимистических

представлений тормозило развитие антропоморфного взгляда на богов т. е.

представление божества в виде человеческого образа.

В силу консервативности мышления и медленного развития в религии долгое

время сохранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под

покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ. Умершие

члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Умершие

предки считались богами покровителями — манами. Но если об умершиx не

заботились их потомки, они преследовали живущих, становились злыми и

мстительными лемурами.

Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны

земледелия, главного занятия римлян. Богиня Венера считалась

покровительницей садов и огородов, божеством обилия и плодородия природы.

Существовал бог посевов — Сатурн, жатвы — бог Коне и т.д.

Начиная с III в до н. э, на римскую религию очень сильное влияние стала

оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих

абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом,

Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной и др.

Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались

иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян.

Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было

приносить жертвы и возносить молитвы-просьбы и производить особые

ритуальные действия. Жертвенное животное подводилось к специальному алтарю

и убивалось. При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно

следили за тем. чтобы молитва была произнесена точно, так как малейшее

искажение делало ее недействительной.

Наблюдали за культом отдельных богов, следили за точностью молитв и

ритуальных действий, могли дать совет особые коллегии сведущих людей -

жроецы.

Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от

богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли

установленные обряды и приносили нужные жертвы. Римляне обращали большое

внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не

на духовное слияние с божеством.

Широкое проникновение греческого влияния во II в, до н. э. привело не

только к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней

римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого

влияния было распространение греческой философии в римском обществе и

взглядов греческих философов на религию и богов.

Искусство

Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках

рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента

имеют ввиду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима считают

завершением художественного творчества античного общества. Правомерно

утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции

эллинских, все же искусство древнего Рима - явление самостоятельное.

В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали

символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили

у римлян место живописным. Римский мастер в отличие от греческого,

видевшего реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся к

анализированию, расчленению целого на части, детальному изображению

явления.

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим

рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с

иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись,

слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как

в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у

римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства. В

римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами,

предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с

колоннадой, наполовину утопленной в стену. Если древнегреческие площади

всегда были открыты пространству, подобно Агоре в Афинах или других

эллинистических городах, то римские либо обносились, как форумы Августа или

Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинах.

Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческих

атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину,

набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе,

сосредоточены. Римские мастера в скульптурных портретах концентрировали

внимание на личных, индивидуальных особенностях человека.

Система римских архитектурно-пластических образов глубоко противоречива.

Компактность форм в них только кажущаяся, искусственная, вызванная, видимо,

подражанием классическим образцам эллинов. Отношение римлян к форме,

объему, пространству совершенно иное, нежели у греков, основанное на

принципе прорыва границ и рамок, на эксцентрической, а не концентрической

динамике художественного мышления. В этом смысле римское искусство -

качественно новый этап эстетического освоения человеком реальности.

Тяготение римских художников к классическим эллинским формам, вызывающее

ощущение двойственности римских памятников, воспринимается сейчас как

проявление своего рода реакции на заявлявшие о себе новшества. Осознанная

римлянами утрата цельности художественных форм нередко заставляла их

создавать постройки громадные по размерам, порой грандиозные, чтобы хоть

этим восполнить противоречивость или ограниченность образов. Возможно,

именно в связи с этим римские храмы, форумы, а нередко и скульптурные

произведения значительно превосходили размерами древнегреческие.

Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, --

огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянное

расширение территориальных рамок древнеримского искусства со включением в

его сферу уже в V веке до н.э. этрусских, италийских, галльских, египетских

и других форм, с особенным значением греческих, - не может быть объяснено

только свойствами римского художественного потенциала. Это процесс,

связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором римское начало

играть роль особенную -- интерпретатора и хранителя художественного

наследия античной эпохи при одновременном выявлении собственно своих

римских принципов.

Говоря об искусстве древней Греции и Рима нельзя не упомянуть о развитии

литературы, поэзии и театра.

Как и у многих других народов, у римлян собственно литературному

творчеству отдельных писателей предшествовало устное народное творчество. К

сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не

сохранились, за исключением ничтожных отрывков. На этом случайном основании

некоторые ученые считали римлян неспособными к поэтическому творчеству,

народом практичным и сухим.

Однако и те ничтожные отрывки народной поэзии, которые дошли до нашего

времени, и косвенные указания говорят о том, что римляне, как и другие

народы, выражали свои чувства в поэтической форме. Молитвы и обращения к

богам составлялись в стихотворной форме, что облегчало их запоминание.

Наряду с поэзией делает первые шаги и римская проза. Велись коллегией

понтификов погодные записи наиболее крупных событий, летописи, заключались

договоры, тексты которых записывались на латинском языке. В IV в. до н. э.

некоторые политические деятели стали записывать свои произнесенные речи и

издавать их для чтения публики[3].

На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не

только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности,

но особенно греческая литература.

Первые собственно литературные произведения были произведениями

подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать

оригинальные произведения на латинском языке, на скромном фундаменте

маловыразительной народной римской поэзии, когда рядом существовала

богатейшая греческая литература, прекрасный эпос Гомера, разработанная

эллинская мифология.

Не удивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые

произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом

был Ливии Андроник, грек из города Тарента. При взятии Тарента римлянами он

попал плен, был рабом и обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии

он был отпущен на свободу и занялся литературой.

Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под

влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими.

Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Словом

сатура обозначалось блюдо, наполненное разными плодами. Затем сатурой стали

называть смесь разных стихов — длинных и коротких, написанных сатурническим

и другим размером.

Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской

литературы. Параллельно развивалась и проза. Долгое время, вплоть до II в.

до н. э., сочинения в прозе были немногочисленными и представляли собой,

главным образом, краткие записи исторических событий и норм права. Как и

ранняя поэзия, ранняя римская проза была подражательной. Первые

литературные произведения и писались по-гречески, хотя и них излагалась

римская история.

V век до н. э.—время расцвета драматического искусства в Греции.

Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили

мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. В отличие от

современного театра в Греции не было постоянных трупп, да и

профессиональные актеры появились не сразу. Первоначально играли, пели и

танцевали сами граждане. Для каждой постановки готовились костюмы, маски и

очень простые декорации. Финансирование и организация театрального

представления были одной из обязанностей (литургий) наиболее богатых

граждан (так называемая хорегия): театр был государственным институтом.

Древнегреческий театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью полиса,

будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые

животрепещущие вопросы.

Высокий уровень римской драматургии обеспечивал интерес римской публики к

театральным представлениям, появлялись хорошие пьесы Плавта, Теренция,

Пакувия и Акция, но несмотря на это, в Риме долгое время не было

постоянного театрального здания. Обычно временное театральное сооружение

возводилось на площади и было деревянным.Только в 55 г. до н.э. Помпей

построил постоянное каменное здание театра. В отличии от греческого

театра, римский театр не имел орхестры, она была отведена под кресла

сенаторов (позднейший портер),сцена была ниже, но шире греческой и

соединялась боковыми проходами с орхестрой. Места для зрителей возвышались

над орхестрой полукругом – амфитеатром. Римский театр был оснащен

различными механическими приспособлениями и механизмами, необходимыми для

подъема и опускания тяжестей, смены декорации.

Конец римского искусства формально и условно может быть определен

падением Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства -

весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в I

тысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и греков

способствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусство

оказывалось незаметным. Ведь долгое время, c VIII до VI в.в. до н.э., Рим

был небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских и

греческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого,

куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскими

именами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийская

волчица.

Периодизация римского искусства -- одна из самых сложных проблем его

истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации

древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время

расцвета - классикой и кризисные века -- эллинизмом, историки

древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со

сменами императорских династий.

Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих

чертах их можно представить так. Древнейшая (VII - V вв. до н.э.) и

республиканская эпохи (V в. до н.э.-I в. до н.э.) -- период становления

римского искусства В VIII - V вв. до н.э. римское искусство еще не могло

соперничать не только с развитым художественным творчеством этруссков и

греков, но, очевидно, и с достаточно отчетливо заявлявшей о себе

художественной деятельностью италиков.

Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамках этого

этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний

период - время Августа, первый период - годы правления Юлиев - Клавдиев и

Флавиев, второй - время Траяна, поздний период - время позднего Адриана и

последних Антонионов.

Письменность и язык

Величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи стало

создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему,

греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться

писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла

«демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать

практически всех свободных жителей Греции грамотными.

Римляне были частью латинского племени, населявшего область Лациум, и

говорили на латинском языке. Латинский язык принадлежал к индоевропейской

семье языков и был родственен греческому, иранскому, санскриту, германским

и славянским языкам. Из всех языков только греческий язык оказал упорное

сопротивление латинскому языку и в конце Республики был равноправным с

латинским и довольно употребительным во многих итальянских и сицилийских

городах. Особенно большое влияние на развитие латинского языка оказал

родственный ему греческий язык и, вероятно, этрусский язык.

По предположениям некоторых ученых римляне заимствовали алфавит от греков

из г. Кумы в Кампании. Однако существует мнение, что римляне приняли

этрусский алфавит, который, в свою очередь, был составлен на основе

греческого.Заимствовав алфавит от греков или этрусков, римляне приспособили

его к звуковым особенностям своего языка и несколько изменили. Они,

например, не употребляли ряд букв необходимых для изображения звуков,

существующих в греческом или этрусском языках, но отсутствующих в

латинском. После долгих преобразований латинский алфавит насчитывал 21

букву, к которым присоединили в конце республиканского периода еще две

буквы (у, z) для передачи звуков в словах, заимствованных у греков.

Наука

Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее в V в. до н. э.

выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в

медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа. Для

Гиппократовой медицины характерен строгий рационализм. По мнению

Гиппократа, все болезни вызываются естественными причинами. Он требовал от

врача индивидуального подхода к больному, учета особенностей как самого

пациента, так и естественной среды обитания его.

Математика развилась прежде всего под влиянием пифагорейских ученых. В V

в. до н. э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину,

перестает быть прерогативой. Прогресс математического знания особенно

заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К V в. до н. э. относятся

также значительные успехи в астрономии.

Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не к

теоретическим, а к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня

развития достигла в Риме агрономия. Римский архитектор Витрувий написал

специальный трактат «Об архитектуре» в 10 книгах. Этот трактат

свидетельствует о высоком уровне римской архитектурной мысли.

Бурные события последнего столетия Республики, ожесточенная политическая

борьба, которая велась в народном собрании и сенате, способствовали

развитию ораторского искусства и риторики. Несмотря па сильную зависимость

от греческих образцов, римская риторика смогла преодолеть их и сказать

здесь новое слово. Большое развитие получила наука о праве; правоведение,

или юриспруденция. Первые исследования появились еще во II в. до н. э. , а

в 1 в. до н. э. существовала уже солидная юридическая литература.

В 1 в. до н.э. зародилась и римская филология. Появились специальные

исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновении латинского

языка.

Быт

На основе находок крито-микенского периода мы вправе предполагать,

что женщины пользовались тогда большой свободой и играли более значительную

роль в обществе и в семье, чем в более позднее время греческих и римских

полисов. Об этом говорят сцены из жизни женщин, представленные на фресках

дворцов на Крите, а также особенности религии древних критян. Среди местных

богов немало женских образов, в которых учёные склонны видеть своего рода

предшественниц позднейших греческих богинь. Это подтверждают и литературные

памятники, и скульптура и росписи на стенах. Несмотря на то, что между

разными греческими городами – государствами существовало немало различий,

были явления, общие для всей Эллады. Практически повсюду утвердился

патриархат. За отцом признавалась неограниченная власть на детьми. Они же

были обязаны ему бесприкословным повиновением. Греки намного раньше римлян

стали соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в свой дом

множество жён – обычай варварский и недостойный благородного человека.

Кровное родство не являлось препятствием для супружества.

Уже в древнейшие времена семья была в Риме прочной и сплочённой ячейкой

общества, в которой нераздельно властвовал отец семейства. Понятие семьи

было иным, она включала в себя не отца, мать, незамужних дочерей, но и

замужних, не переданных формально под власть мужа, наконец, сыновья, их

жёны и дети. Фамилия включала в себя и рабов и домашнее имущество. В ранние

времена отец обладал в отношении своих детей «правом жизни и смерти». Он

определял судьбу всех, кто от него зависел, он мог убить своего ребёнка,

рождённого в законном браке, или бросить его без всякой помощи. Как и в

Греции, брошенное дитя обычно погибало. Со временем нравы в Греции

смягчились. Девушка, выходя замуж, из под власти отца поступала под власть

тестя. Мать семейства ведала всем домашним хозяйством и занималась

воспитанием детей. Ни в Греции, ни в Риме женщина не имела гражданских прав

и была отстранена от участия в государственных делах. Однако в сфере

частной семейной жизни она пользовалась ещё большей свободой, чем женщина

классической Греции. Мужа для дочери выбирал отец. Возрастной барьер для

вступления в брак был очень низким. Как и греческие девушки в канун свадьбы

римлянки приносили в жертву богам свои детские игрушки. Римское право

разрешало две формы развода - расторжения брака по настоянию одной из

сторон или по взаимному согласию. Как и в Греции муж мог просто отослать

жену в дом её родителей или опекунов, вернув ей её личную собственность:

«Бери свои вещи и иди прочь». Когда супруги расставались возникало немало

споров о разделе имущества. Однако не было и не могло быть споров о том,

кто осуществлял опеку над детьми – это всегда делал отец. Ни в Греции, ни в

Риме во время родов женщина не пользовалась услугами врача, поэтому

неудивительно, что случаи выкидыша или смерти новорожденного а иногда и

роженицы были очень часты. Регистрировать новорожденного при появлении на

свет в начале было не обязательно. Впервые регистрацию ввёл в Риме Октавиан

Август. В течение 30 дней с момента появления младенца отец был обязан

оповестить власти о появлении нового римлянина. В древнем Риме существовала

детская медицина – педиатрия. Римляне охотно отдавали детей рабыням -

гречанкам, так как с ними дети рано овладевали греческим языком, а знание

его в Риме очень ценилось.

Намного большее значения, чем греки, римляне придавали фамилии –

родовым символам, переходящим из поколения в поколение. Первоначально они

обходились двумя именами – личным и родовым. В эпоху республики добавились

«семейное» имя, а иногда человек получал и прозвище. Греки при рождении

получали только одно имя, фамилией в современном смысле этого слова,

объединяющей весь род и переходящей по наследству от отца к сыну в Греции

не было. Детям давали имена произвольно, часто придумывая новое, связанное

с каким-либо обстоятельством или характерной чертой. В дальнейшей,

подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря каким-либо

особенностям своего характера или внешности. И в Греции и в Риме рабы могли

сохранить имена, данные при рождении. Однако чаще их различали по

происхождению. Немало иностранцев стремилось выдать себя за римских

граждан, поэтому они охотно принимали римские имена, особенно родовые.

Праздники

Картина культурной жизни греческого города будет неполной, если не

сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось около 60 праздников,

некоторые из них продолжались по несколько дней. Самые важные—Дионисии,

Леней и Большие Панафинеи. Именно в праздниках наглядно проявлялся

всенародный характер греческой культуры, ее демократизм и свойственный

жизни древних греков дух соревнования, стремление превзойти других и тем

самым достичь наивысшего совершенства. Праздники включали всякого рода

состязания, массовые пляски, костюмированные процессии, драматические

представления.

Среди общегреческих праздников самыми известными были Олимпийские игры,

которые проходили каждые четыре года на юге Греции, в Олимпии. Заранее

назначались судьи, внимательно изучавшие их правила. Из Олимпии

отправлялись специальные вестники, они шли из города в город, приглашая

принять участие в состязаниях и возглашая священное перемирие.

С раннего времени различные празднества и представления играли важную

роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления

были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью

религиозных праздников. В VI в. до н. э. стали устраивать представления

светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не

жрецы, а должностные лица. Местом их проведения стал не алтарь того или

иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским

холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В

течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник

римлян. С III в. до н. э. учреждаются новые представления. Большое значение

приобретают плебейские игры. В конце III — начале II в. до п. э. были

учреждены также аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов —

мегаленские игры и флоралии в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными

и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные

игры, в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного

обета или просто желания магистрата.

Каждое празднество состояло из нескольких отделении: 1) торжественное

шествие во главе с магистратом — устроителем игр, называвшееся помпой. 2)

непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и

т.д.. 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских

авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением на

несколько тысяч столов.

Из 76 праздничных дней около 50 дней отводилось на театральные

представления. Некоторые из празднеств, например флоралии, аполлоновы игры,

почти целиком состояли из сценических представлений. Большое число

сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной

роли театра в общественной жизни Рима II—1 вв. до II. э. Видимо, это

объясняется влиянием прекрасного греческого театра и греческой литературы,

общим культурным ростом римской публики, увеличением городского населения,

которое обычно посещало театральные представления.

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои

устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они

проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар

гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры

устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и

носили характер частного представления. Постепенно популярность

гладиаторских боев растет. В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были

объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться

магистраты, Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица,

Дать представление гладиаторского боя — значило приобрести популярность у

римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как

желающих получить магистратскую должность было много, то число

гладиаторских боев растет. На арену уже выходят по несколько десятков, по

несколько сотен пар гладиаторов. Гладиаторские бои становятся излюбленным

зрелищем не только в городе Риме, но и во всех итальянских городах. Они

стали настолько популярны, что был создан специальный тип здания –

амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая

цивилизации очень сходны друг с другом. В некоторых случаях их культуры

даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Развиваясь

под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный

вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры

и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого

уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения

искусства, но и социально-нравственное значение.

Скорее всего, греческая культура оказала большее влияние на развитие

римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а

римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим

развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и

особенностей. Поэтому рассматривая римскую культуру можно часто говорить,

что описанные её особенности присущи и греческой культуре.

На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться

категории научного мышления, велик вклад античности в развитие

астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и

наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени,

развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для

дальнейшего развития мировой культуры.

Конечно, в столь небольшой работе невозможно полностью описать богатейшее

культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить об основных чертах

этих двух культур.

Список использованной литературы:

1. История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М., Высшая школа,

1971

2. Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль,

1989

3. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима

М., Высшая школа , 1990

4. Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского

университета, 1993

5. Любимов Л. Искусство древнего мира М., Просвещение, 1980

6. Моммзен Т. История Рима С.-Пб, Лениздат, 1993

7. История и культура античного мира. Под ред.Кобылина М.М.

М., Наука, 1977 (Васильченко С.Н.)

-----------------------

[1] Любимов Л. История древнего мира М. «Просвещение», 1980, с.288

[2] Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль»,

1989, с. 304

[3] История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М. «Высшая школа»,

1971, с. 359

 
 

Новости:


        Поиск

   
        Расширенный поиск

© Все права защищены.