Меню

Главная
Финансы деньги и налоги
Издательское дело и полиграфия
Новейшая история политология
Топики по английскому языку
Языкознание филология
Химия
Экология и охрана природы
Естествознание
Искусство и культура
Культурология
Хозяйственное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Товароведение
Транспорт
Экология охрана труда
Банковское и биржевое дело
Коммуникации и связь
Конституционное право
Этика
             
Научно-образовательный портал
W-10.RU
Главная

Курсовая: Основные гарантии избирательного права их понятие и виды

Курсовая: Основные гарантии избирательного права их понятие и виды

Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

«Северо - Западная академия государственной службы»

Юридический факультет

Курсовая работа

На тему: «Основные гарантии избирательного права их понятие и виды»

По дисциплине: Конституционное право

Составила: Игнатенко О.А.

Группа 31 юсв

Проверила: Клейменова Е.В.

Санкт-Петербург

2004

План

Введение

3

стр.

I. Глава

1. Классификация прав и свобод

5стр.

1.1 Личные права и свободы

8стр.

1.2 Экономические, социальные, культурные права и свободы

11стр.

1.3 Политические права и свободы

12стр.

II. Глава

1. Гарантии

1.1 Классификация гарантий

13стр.

1.2 Гарантии избирательного права

18стр.

2. Органы осуществляющие гарантии избирательного права:

2.1. Президент РФ

24стр.

2.2. Прокуратура Российской Федерации

26стр.

2.3. Избирательная комиссия

27стр.

2.4 Суд РФ

28стр.

Заключение

33стр.

Список использованной литературы

34стр

Введение

Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того

или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть

реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить.

Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным

правам и свободам это обязанность государства.

Нередко употребляется выражение «материальные гарантии прав», под которым

понимается совокупность экономических и политических условий, делающих права

реальными. Но наука конституционного права изучает преимущественно

юридические гарантии, т. е. те, которые вытекают из конституции, законов и

других нормативных источников.

В Конституции РФ права и свободы закрепляются в разных формулировках.

Некоторые права закреплены декларативно («каждый имеет право на жилище»),

другие — как гарантия («гарантируется свобода массовой информации»), третьи —

как объект охраны или защиты со стороны государства или закона («право

частной собственности охраняется законом», «материнство и детство, семья

находятся под защитой государства»). Различие формулировок не умаляет

признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое

действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная

его гарантия, во всяком случае невозможности его отрицания. Однако

формулировка «гарантируются» звучит более весомо, она чаще встречается в тех

случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех

граждан. Например, в одной и той же статье Конституции (ст. 43) о дошкольном

и основном общем образовании говорится, что оно гарантируется, и это вызвано

тем, что начальных и средних школ достаточно для всех граждан, а получить

высшее образование только «каждый вправе», поскольку бесплатно дать такое

образование всем гражданам государство не в состоянии. Формулировки

«охраняются государством» и «находятся под защитой закона», по существу,

означают, что соответствующие права обеспечены специальным законом.

Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их

обеспечения, например, право на свободу и личную неприкосновенность

сопровождается гарантией от произвольного ареста (ст. 22).

Однако наряду с таким «попутным» решением проблемы гарантий прав Конституция

содержит специальные статьи (ст. 45—54), устанавливающие гарантии реализации

прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы:

общие гарантии и гарантии правосудия.

Классификация прав и свобод

Под конституцией (от лат. Constitutio – установление ) понимают основной закон

государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные

принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод

человека и гражданина, а также структуру взаимоотношения органов

государственной власти и управления (форму правления). Конституция очеркивает

круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и

обществом.[1]

Равенство и равноправие

Конституционному праву известны два сходных понятия - равенство и

равноправие. Первое означает одинаковое юридическое положение граждан (и

неграждан) перед законом, т. е. совпадение всего комплекса прав и

обязанностей у всех лиц. Второе — совпадение объему, только прав (в

Конституции это понятие выражено также термином «равенство прав и свобод»).

Но оба эти понятия употребляются как синонимы для обозначения одинаковой меры

свободы каждого человека. Содержание равенства и равноправия предполагает

отсутствие неузаконенных привилегий и запрет дискриминации по любым

основаниям. Провозглашение прав и свобод человека и гражданина имеет смысл

только в том случае, если государство гарантирует равенство и равноправие,

поэтому во всех конституциях главы о правах и свободах начинаются с

закрепления гарантий равенства и равноправия.

Равенство — основополагающий принцип отношений человека с государством,

устанавливающий единый для всех уровень прав и свобод и запрещающий любую

дискриминацию. Этот принцип, провозглашенный в ходе демократических революций

XVII—XVIII вв. вместе со свободой, был направлен против сословных привилегий и

лег в основу демократической концепции прав и свобод граждан. Формальное

равенство граждан безотносительно к фактическому социальному и имущественному

положению было признано в качестве императива правового государства.

Закрепляя равноправие, Конституция устанавливает независимость

Этого состояния от каких-либо обстоятельств. По существу, запрет

дискриминации человека по соображениям пола, расы, национальности, языка,

происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,

отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным объединениям, а также других обстоятельств. В этом наборе

обстоятельств отнюдь не исчерпывающем (и других обстоятельств), особенно

важен запрет дискриминации по соображениям расы, национальности и языка,

поскольку Россия является многонациональной страной еще напряженными

межнациональными отношениями. Актуален запрет дискриминации по соображениям

происхождения. Это исключает возможность лишать кого бы то ни было каких-либо

прав и свобод в связи с тем, что данное лицо относится по рождению к «самому

передовому классу». Тем самым признается, что все классы и социальные группы

по своей роли в обществе находятся в равном положении и не может быть речи о

социальном превосходстве или, наоборот социальной униженности какого-либо лица.

В такой же мере важен запрет дискриминации по соображениям убеждений, который

защищает свободу мнений каждого человека и исключает официальное деление этих

мнений на «правильные» и «вредные».[2]

Конституция России отдельно решает вопрос о равенстве прав и свобод мужчины и

женщины, специально подчеркивая необходимость равных возможностей для

реализации прав и свобод. В данном случае нельзя сводить вопрос к

формальному равенству мужчин и женщин, как это часто делают представители

феминистского движения на Западе. Эти принципы закреплены в разных

документах, а также в статье 17 Конституции:

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы

человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного

права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому

от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать

права и свободы других лиц.[3]

1.1 Личные права и свободы

Эти права и свободы, именуемые также гражданскими, составляют первооснову

правового статуса человека и гражданина. Большинство из них носят абсолютный

характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими

ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод,

перечисленных в ст. 20—29 Конституции РФ.

Личные права человека принадлежат ему от рождения и составляют основу его

статуса на протяжении всей жизни. К этим правам относится прежде всего право на

жизнь и свободу, а также ряд прав и свобод, вытекающих из этого основного права

(свобода мысли и вероисповедания, равенство, достоинство, личная

неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, собственности,

безопасность, сопротивление угнетению). Эти права выражают естественное

состояние человека и его жизненные устремления, охрана которых составляет

обязанность государства.[4]

Право на жизнь

Действующая Конституция России значительно расширила круг личных прав человека и

уделяет им главенствующее внимание. К личным правам человека относится

право на жизнь, которой вправе распоряжаться только сам индивид (ст. 20).

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным

законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления

против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела

судом с участием присяжных заседателей.[5]

Демократические государства допускают ограничения этого фундаментального

права установлением смертной казни как исключительной меры наказания за особо

тяжкие преступления против жизни (убийство при отягча­ющих обстоятельствах).

28 апреля 1983 г. государствами-членами Совета Европы был подписан протокол №

6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в котором отмечено:

«Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни и

казнен». В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы и затем ратифицировала

Европейскую Конвенцию. Однако протокол № 6 не ратифицирован до сих пор. Пока

в России действует мораторий на исполнение смертных приговоров.

Человек как часть общества выступает как личность и всегда включен в

многочисленные общественные связи, не может быть полностью свободен от них;

реализовать многие свои потребности он может, только включившись в

общественные процессы, в совместную деятельность. Однако в другой части

своего бытия человек выступает как индивид, нуждающийся в индивидуальном

творчестве, собственном интимном мире, личной жизни. Частную жизнь составляют

те стороны личной жизни индивида, которые он как существо, обладающее

свободой, не желает делать достоянием других.

Право на защиту своей чести и доброго имени (ст. 21 и ч. 1 ст. 23).

Достоинство есть сознание своих человече­ских прав, своей ценности и уважение

их в себе. Честь — это совокупность высоких морально-этических принципов

личности, дающих основание на ее уважение. Каждый вправе защищать свои честь и

достоинство всеми не запрещенными законом средствами, и прежде всего в суде.

Российское законодательство предусматривает гражданско-правовую и уголовную

ответственность за посягательства на честь и достоинство человека, такие, как

клевета и оскорбление.

Право наличную свободу и неприкосновенность (ст. 22),

неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, на тайну переписки,

телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23),

неприкосновенность жилища (ст. 25). Ограничения этих прав могут

осуществляться только в случаях, установленных федеральным законом и на

основании судебного решения. К личным правам человека относятся также право

на свободное передвижение, выбор места жительства и пребывания (ст. 27).

Это право впервые закреплено в российской Конституции лишь в ходе

конституционной реформы в 1991 г. «Его реализация ранее усложнялась институтом

прописки, который в настоящее время заменен регистрацией». Новым

конституционным правом является и личное право каждого определять и

указывать свою национальность, закрепленное в ст. 26 Конституции. Часть 1

ст. 26 Конституции Росси отражает совершенно иной подход государства к проблеме

национальной принадлежности. Каждый вправе сам определять свою национальность

свободно либо считать себя не принадлежащим ни к какой национальности.

Национальность признается сугубо субъективным духовным фактором подобно выбору

веры и не должна влиять на связь человека с государством. Человек вправе вообще

не указывать свою национальность в официальных и неофициальных документах.

Конституция устанавливает также право каждого на пользование родным языком,

на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2

ст. 26). Причем выбор родного языка свободен и подобно выбору национальности

определяется любыми факторами, которые индивид считает существенными. К личным

правам следует отнести свободу совести и вероисповедания (ст. 28),

свободу мысли и слова, свободу информации (ст. 29). Некоторые права,

зафиксированные в Конституции РФ, имеют комплексный или смешанный характер и в

соответствии с этим могут использоваться в различных сферах жизни человека —

личной, социально-экономической, культурной, политической. Таковы право на

объединение и свобода слова. Последняя может использоваться как в

сфере личной свободы, так и в политических целях (например, свобода агитации).

[6]

Экономические, социальные, культурные права и свободы

К социально-экономическим и социально-культурным правам человека и гражданина

относятся: право на свободное использование своих способностей и имущества,

свобода экономической деятельности (ст. 34), право частной

собственности, в том числе право гражданина иметь землю в частной

собственности (ст. ч. 35, 36), право на труд, в том числе на

трудовые, индивидуальные и коллективные споры и забастовку (ч. 1, 2, 3, 4

ст. 37), право на отдых (ч. 5 ст. 37), право на социальное

обеспечение (ст. 7 и 39), право на жилище (ст. 40), право на

охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на образование

(ст. 43), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42), право на

участие в культурной жизни и пользование культурными учреждениями, доступ к

культурным ценностям, свобода творчества (ст. 44).

Субъектом конституционных политических прав является гражданин. Только

человеку, имеющему постоянную устойчивую правовую связь с государством

(гражданство), предоставляется право участвовать в управлении государством.

Порядок осуществления права граждан на массовые мероприятия, митинги, уличные

шествия и демонстрации установлен Указ Президента РФ «О порядке организации и

проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».

Политические права и свободы

К политическим относятся права, закрепленные ст. 31—33 Конституции РФ. Механизм

использования и защиты важнейших политических прав устанавливается федеральными

законами. Так, избирательное право граждан России осуществляется на основании

целой системы правовых норм, и прежде всего Федерального закона «Об основных

гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Российской Федерации» от 27 сентября 2002 г № 119-ФЗ (ред. от 4 июля 2003 г. №

102-ФЗ). Право гражданина на участие в референдуме осуществляется и согласно

Федеральному конституционному закону «О референдуме Российской Федерации» (в

ред. от 27 сентября 2002 г.). В отличие от многих зарубежных конституций

Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве. Самые

общие нормы включены в ч. 2,3 ст. 32. отдельные правила связываются с избранием

Президента РФ (ст. 81) и Федерального Собрания. Но предусматривается, что

порядок выборов в эти органы государственной власти должен определяться

федеральными законами. Федерального Собрания приняты федеральные законы о

выборах Президента РФ, депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ.

[7]

Классификация Гарантий

Осуществление прав и выполнение обязанностей зависит не только от самого

индивида. Этот процесс контролируется и обеспечивается государством с помощью

установления гарантий обеспечения прав и свобод личности, выполнения ими

своих обязанностей.

Гарантии — это условия, средства и способы обеспечения и защиты

прав. Обычно выделяют политические, материальные, организационные и

юридические гарантии.

Под политическими гарантиями понимается стабильность политической

линии государственной власти, приверженность ее праву, законности, правам и

свободам человека и гражданина.

Материальные или экономические гарантии

обеспечиваются характером и уровнем развития экономических отношений, всем

экономическим строем. Очевидно, что экономически развитые и стабильные страны

обладают значительно большими возможностями в обеспечении правопорядка,

законности, создания условий безопасности общества и личности. Стабильное и

богатое общество всегда безопаснее, чем общество, раздираемое экономическими и

политическими кризисами. Оно в состоянии тратить больше средств не только на

удовлетворение насущных потребностей населения, но и на работу

правообеспечительного механизма — судов, исполнительных органов, полиции,

органов следствия, надзора и др.

Организационные гарантии обеспечения конституционных прав и свобод

— это прежде всего эффективное действие всех правовых механизмов

(государственных и самоуправленческих органов, должностных лиц, законодательной

базы). Так, реализация права человека на свободное гражданство потребовала

создания целого механизма его обеспечения, предусмотренного в Законе РФ «О

гражданстве Российской Федерации» В ред. от 11 ноября 2003г.,

Важная организационная гарантия в механизме защиты прав человека —

деятельность уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека

Этот орган государственной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая

устанавливает, что Уполномоченного по правам человек назначает на должность и

освобождает от должности государственная Дума. Права и задачи этого

должностного лица определяются Федеральным конституционным законом от 26

февраля 1997 г. Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной

защиты прав и свобод граждан, из чего вытекает, что при осуществлении функций

он должен оставаться независимым и неподотчетным каким-либо государственным

органам и должностным лицам.[8]

Институт уполномоченного по правам человека широко распространен в мировой

практике (омбудсмен). Этот государственный орган служит гарантом соблюдения

прав человека, осуществлен специальный надзор за действиями государственных

чиновников. Уполномоченный назначается на 5 лет Государственной Думой тайным

голосованием из числа граждан РФ, достигших 35 лет, имеющих познания в

области прав и свобод человека и гражданина и опыт их защиты. Уполномоченный

вправе рассматривать жалобы на решения, действия и бездействие

государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц,

государственных служащих. Уполномоченный может также принять по собственной

инициативе меры при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав

и свобод граждан. Уполномоченный может направить свое заключение

государственным органам и должностным лицам для исправления ситуации или

возбуждения дисциплинарного производства, обратиться в суд, прокуратуру.

Политические, экономические и организационные гарантии прав и свобод личности

создаются всей деятельностью общества и государства.

Конституция устанавливает главным образом юридические гарантии,

т. е. правовые формы и средства реализации и защиты личностью своего статуса.

Общими юридическими гарантиями являются положения первой главы Конституции

РФ «Основы конституционного строя», и прежде всего ст. 1, 2, 7, 15. Кроме

этого, глава вторая содержит целую систему юридических гарантий, которые

сформулированы в виде отдельных прав личности или запретов вмешиваться в сферу

свободы личности.

Общей гарантией, установленной ст. 45 Конституции РФ, является

обязанность государства защищать права и свободы человека, в том числе и

судебная защита его прав (ч. 1 ст. 46). Конституция закрепляет также общее

право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными

законом (ч. 2 ст. 45). Впервые в 1993 г. Российское государство признало право

человека обращаться за защитой прав и свобод в межгосударственные органы, если

использование внутригосударственных средств правовой защиты не привело к

восстановлению или реализации его прав. В настоящее время индивид в России

может обратиться к механизму защиты, предусмотренному документами ООН (Комитет

по правам человека) и Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод (в

Европейский суд по правам человека в г. Страсбурге). При этом жалобы

принимаются только в тех случаях, когда исчерпаны все имеющиеся внутренние

средства правовой защиты внутренних прав или когда эта защита неоправданно

затягивается.

Отдельной гарантией по защите прав и свобод является право на получение

квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной, в случаях,

установленных законом (например, по делам об увольнении работника, о нарушении

избирательных прав и др.). Специальными общественными формированиями по

оказанию юридической помощи являются коллегии адвокатов, деятельность которых

регулируется Законом об адвокатуре Российской Федерации. Для лиц, задержанных,

заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, право пользования

помощью адвоката предоставляется с момента соответственно задержания,

заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48).

Общими юридическими гарантиями прав и свобод личности являются положения

ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ: «В Российской Федерации не должны издаваться

законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и

свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только

в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,

нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения

обороны страны и безопасности государства».

Особой конституционной гарантией, касающейся только граждан Российской

Федерации, является норма о невозможности высылки или выдачи гражданина другому

государству (ч. 1 ст. 61).

Целый ряд конституционных гарантий касается защиты человека от

правонарушений, а также от необоснованных обвинений в совершении

правонарушений, в том числе преступлений. К таковым относятся: право

обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов

государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и

должностных лиц (реализация этого права обеспечивается в частности Законом РФ

«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы

граждан»); право на защиту потерпевших от преступлении и злоупотреблений

властью, обеспечение им доступа к правосудию и компенсации причиненного

ущерба (ст. 52), право на возмещение государством вреда, причиненного

незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или

их должностных лиц (ст.53), запрещение сокрытия должностными лицами фактов и

обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей

Основополагающим принципом защиты человека от незаконного обвинения и

наказания является принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст. 49

Конституции РФ. Понятие «презумпция» означает предположение. Суть данного

принципа состоит в том, что государство при решении вопроса о виновности того

или иного лица в совершении преступления как бы предполагает, что данное лицо

невиновно до тех пор, пока обратное не будет доказано в установленном

Конституцией порядке: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается

невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном

федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу

приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого».

Гарантиями прав лица, обвиненного в совершении преступления, являются право

на рассмотрение его дела судом присяжных (ч. 2 ст. 47), запрещение суду

использовать доказательства, полученные с наруше­нием закона (ч. 2 ст. 50).

Важные гарантии прав в области правосудия закреплены в ст. 50,51 Конституции

России. Впервые в Конституции РФ 1993 г. появилась и гарантия освобождения

лица от обязанности свидетельствовать в суде (давать показания) против себя

самого, своего супруга и близких родственников. Это положение свидетельствует

не только о демократизации, но и о гуманизации правового механизма

российского общества.

Особое значение в системе гарантий прав и свобод человека и гражданина имеет

ст. 56 Конституции России, устанавливающая правовые основы режима

чрезвычайного положения. Чрезвычайные ситуации, возникающие в результате

различных природных явлений или социальных взрывов, составляют особую

опасность для жизни и здоровья людей.

Также в системе гарантий, главное место занимает Президент РФ.

Гарантии избирательного права

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной

власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим

непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством

гарантируются свободное волеизъявления граждан Российской Федерации на выборах

и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и

права на участие в референдуме.[9]

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и

путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах

исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким

образом выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов

государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым

способом избирается одна палата Федерального Собрания — Государственная Дума

и глава государства — Президент Российской Федерации Именно в них воплощается

высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс

формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На

выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах

Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно

значение выборов на всех уровнях.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого

народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы

граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти

и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными

делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов

людей, не в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан,

избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если

органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной

основе с участием самих же граждан.

Выборы непосредственно отражают политическую систему со своей стороны влияют

на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования

тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные

системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной

системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл

программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через

них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана

демократическая власть. Политические партии как раз способствуют формированию

такого большинства.

В демократическом государстве при достаточной развитости политической

культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может

быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы

продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными

слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут

в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а

государственная власть — быть созданной и действовать в соответствии с этой

волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете достигаются

стабильность и порядок в общественной жизни.

Выборы — это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и

азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах,

оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в

соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и

проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных

кампаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой

сопровождаемый разного рода эксцессами, в развитых обществах поэтому

вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые

соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход действиями властей, они

открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в

обществе исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству

мнения меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, — это

своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся

обрести справедливое правление.[10]

Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых

норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения

выборов и определения результатов голосования. Термин «избирательная система»

имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку

определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются

пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Первая означает, что

депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально

поданным голосам, а вторая — распределение мандатов по избирательным округам на

основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда

победителем является кандидат, получивший 50% голосов плюс один от

проголосовавших избирателей, или система относительного большинства, когда

победителем становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой

кандидат). В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма

существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно

отдельную и неповторимую избирательную систему.

Понятие избирательного права тоже употребляется в широком и узком

смысле. В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил,

регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно

образует обширный институт конституционного права, а в узком смысле — нормы,

регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и

пассивное избирательное право). Активное избирательное право — это право

избирать, а пассивное — право быть избранным.

[11]

Понятия «избирательная система» и «избирательное право» носят собирательный

характер. В Российской Федерации они включают в себя, по существу, пять

различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов

государственной власти:

1) Президента РФ;

2) депутатов Государственной Думы;

3) глав администраций субъектов РФ;

4) депутатов законодательных органов субъектов РФ;

5) органов местного самоуправления.

Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть

и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при

определении пассивного избирательного права, порядка определения результатов

голосования и по ряду других весьма важных условий.

Важной чертой российского избирательного права (избирательной системы)

является то, что в самом главном порядок избрания Президента РФ и депутатов

Государственной Думы устанавливается только Конституцией РФ и федеральными

законами, т. е. без регулирования со стороны субъектов Федерации. Субъектам

Федерации предоставлено только право принимать правовые акты по вопросам

организации и проведения выборов (составление списков избирателей, создание

избирательных участков, формирование избирательных комиссий).

В России участие граждан в выборах осуществляется на основе демократических

принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном

голосовании. Участие в выборах свободно.

Всеобщность избирательного права означает, что в выборах всех уровней (т.

е. выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания

РФ; выборы депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации и

глав субъектов Российской Федерации; выборы органов местного самоуправления)

имеют право принять участие все граждане Российской Федерации, достигшие 18

лет, не лишенные по суду дееспособности, а также не находящиеся в местах

лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Никаких других

ограничений по полу, национальности, взглядам, месту жительства, имущественному

положению и др., не должно устанавливаться.

Равное избирательное право означает, что каждый избиратель участвует в

конкретных выборах на равных основаниях: ему предоставляются одинаковые со

всеми условия; он обладает одинаковым количеством голосов. При этом все голоса

должны иметь примерно равный вес.

Прямое избирательное право предполагает только личное непосредственное

участие избирателя в голосовании. Таким образом, создается система, при которой

голос любого избирателя может оказаться решающим при установлении результатов

выборов.

Тайное голосование — самая свободная демократичная форма волеизъявления

избирателей. Для гарантированности тайны волеизъявления на избирательных

участках создаются специально оборудованные кабины, в которых не допускается

присутствие иных лиц, таким образом, соблюдается право никогда никому не

сообщать о своем выборе.

Свободное голосование означает, что закон не устанавливает юридической

обязанности избирателя прийти в день выборов на избирательный участок и не

устанавливает за неявку какой-либо ответственности. Принципы участия граждан в

выборах и организации выборов установлены Федеральным законом.

[12]

Президент Российской Федерации

Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80

Конституции РФ, согласно которой он:

1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина

[13];

Первая из основных функций Президента РФ — быть гарантом Конституции РФ, прав и

свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить

положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные

обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен

обращаться к любому федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с

предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ.

Президент является гарантом Конституции РФ, а не конституций субъектов РФ, но

поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию

Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной

законности в стране. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один

орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более когда

при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения.

Президент не только праве, но просто обязан принять меры вплоть до применения

самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства

действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные

формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной

целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция

гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной

системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных

полномочиях, — естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента. Функция

гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему

усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов,

восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией

жизненные ситуации. Дискреционная власть, неизбежная в любом государстве, не

является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству,

если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широким

нарушениям прав человека, не взрывают механизм общественного согласия и не

приводят к массовому неповиновению властям. Дискреция не перечеркивает

конституционного права граждан на судебное обжалование действий Президента. Как

гарант прав и свобод граждан Президент обязан разрабатывать и предлагать

законы, а в случае их отсутствия и впредь до принятия федеральных законов

принимать указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан

(пенсионеров, военнослужащих и др.), по борьбе с организованной преступностью и

т. д.[14]

Выборы Президента РФ осуществляется на основе Конституции РФ, Федерального

закона «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003г. и

других федеральных законов.

Конституционных требований к Президенту РФ не так много. Им может быть избран

гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации

не менее 10 лет. Не требуется специального образования или опыта работы, нет

ограничения верхнего возрастного предела.

Прокуратура Российской Федерации

Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от

имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории

законов. Прокуратура регламентируется Конституцией РФ в ст. 129, находящейся

в гл. 7 «Судебная власть». Однако это ее расположение в Конституции является

скорее данью традиционному подходу, рассматривавшему прокуратуру в тесной

связи с деятельностью судебных органов. Но прокуратура не является судебным

органом, а одна из основных ее функций — надзор за соблюдением прав и свобод

человека, за исполнением законов и др. — непосредственно не связана с

деятельностью судебной власти. Прокуратура к тому же принимает участие в

правотворческой деятельности, осуществляет координацию деятельности

правоохранительных органов по борьбе с преступностью и уголовное

преследование, а также ряд других функций.

Прокуратура действует на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской

Федерации» (в редакции от 5 октября 2002 г.), который, в частности, запрещает

вмешательство кого бы то ни было в осуществление прокурорской деятельности.

Центральная избирательная

Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе в

соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав

и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции 12

июня 2002 г.). Этот государственный орган руководит подготовкой и проведением

выборов, референдумов в Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых

Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по 5 членов каждым

из этих органов). Издаваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны

для всех избирательных комиссий в Российской Федерации, а по существу носят

нормативный характер, регулирует практически все сферы подготовки и

проведения выборов.

Особый статус Центральной избирательной комиссии проявляется также в отсутствии

подконтрольности и подотчетно по отношению к какому-либо органу государственной

власти.[15]

Эти комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, а

также осуществляют подготовку и проведение выборов. Такими комиссиями

являются:

• Центральная избирательная комиссия РФ;

• избирательные комиссии субъектов РФ;

• избирательные комиссии муниципальных образований;

• окружные избирательные комиссии;

• территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;

• участковые комиссии.

Избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.

Все избирательные комиссии действуют на правовой основе. Так, полномочия и

порядок деятельности Центральной избирательной комиссии РФ и иных

избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти

устанавливаются федеральными законами.

Что же касается деятельности избирательных комиссий по выборам в органы

государственной власти субъектов РФ и в выборные органы местного

самоуправления, то она устанавливается федеральным законом и нормативными

правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной

власти субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Важнейший принцип деятельности избирательных комиссий всех уровней состоит в

том, что при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции они

независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Этот

принцип призван исключить любое вмешательство властей в деятельность

комиссий, а следовательно, повлиять на исход выборов.

Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для

исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления,

общественных объединений, кандидатов, избирательных объединений и блоков,

организаций и должностных лиц, избирателей, а также нижестоящих (соответственно

уровню проводимых выборов) избирательных комиссий.

[16]

Избирательные комиссии, комиссии референдума обязаны в пределах своей

компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании или

подготовки и проведения референдума обращения о нарушении федеральных

законов, законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований в части,

регулирующей подготовку и проведение выборов, референдума, проводить проверки

по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в

пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в

день голосования или в день, следующий за Днем голосования, — немедленно. В

случае если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной

проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Избирательные комиссии, комиссии референдума вправе обращаться с

представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений

законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, референдума, в

правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее

дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день,

следующий за днем голосования, — немедленно принять меры по пресечению этих

нарушений. В случае если факты, содержащиеся в обращении, требуют

дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в

десятидневный срок.

Закон устанавливает порядок обжалования нарушений избирательных прав граждан.

В соответствии с Конституцией РФ решения и действия (или бездействие) органов

государственной власти, органов местного самоуправления, общественных

объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут

быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является

окончательным.

Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных

лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в

вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов)

или в суд.

Суд РФ

Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод

(ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку,

поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или

бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления,

общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть

законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд,

таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает

приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Процедура

обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд

действий и решений, нарушающих права и свободы граждан (в редакции от 14

декабря 1995 г.).[17]

Конституция РФ предоставляет каждому право обращать обращаться с жалобой в

межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это

право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской

федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой

защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех

судебных инстанциях российской Федерации.

Меру ответственности за нарушение гарантий избирательного права, Суд РФ

обращается:

– Конституции РФ, а именно к ст 3, 32, 84, 91(1,2,3,), 96(1).

– Также к Кодексу Об Административных Правонарушений ст 5.1-5.8,

5.15, 5.17, 5.18, 5.22, 5.24, 5.25.

– К Гражданскому процессуальному ст. 259-261

– Уголовный кодекс ст. 141, 142

Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в

соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах.

Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия

для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган.

Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой

злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в

соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли

лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.

Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до

сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный

срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие

этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место.

Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует

ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-

политические последствия для государства, в котором нарушаются права

человека.

Европейский суд по правам человека. Другой формой международной защиты

прав и свобод выступает Европейский суд по правам человека, учрежденный в 1959

г. в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных

свобод. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета

Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры.

Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением

Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя

обязательной, т. е. и в отношении России. В состав Суда входит судья от

Российской Федерации.

Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое

лицо. Признается, что обращение может быть подано только после того, как

исчерпаны все внутренние средства решения спора. Суд, состав которого

утверждается для каждого обращения отдельно, окончательный, и государство

обязаны ему подчиняться.

Заключение

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформа

избирательного законодательства, целью которой является преобразование

законодательной базы избирательного права и избирательной системы, включая

референдум, до конституционно-правового уровня. Значение этих преобразований

состоит в том, что общество, стабилизировав основные институты и нормы

избирательного права, приобретет устойчивость в политической жизни и

обеспечит законную смену власти по итогам общенациональных конституционных

выборов. Следовательно, реформа избирательного права в России обеспечение

демократического общественного и судебного контроля в процессе организации и

проведения выборов и референдума, в том числе и путем приглашения иностранных

наблюдателей, создания условий для их работы.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации 1993г.

2. Комментарий к Конституции РФ. М. 2003г.

3. Баглай М.В. Конституционное Право. РФ М. 2004г.

4. Клейменова Е.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в

Конституционном суде РФ. СПб 2002г.

5. ФЗ (Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан Российской Федерации) в ред. от 4 июля 2003г №102-ФЗ

6. ФЗ ( О референдуме Российской Федерации ) в ред. от 27 сентября 2002г.

7. ФЗ ( О выборах Президента Российской Федерации) от 10 января 2003г.

8. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное Право М. 2001г.

9. Кодексу Об Административных Правонарушений РФ

10. Гражданский процессуальный РФ

11. Уголовный кодекс РФ

[1] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации М. 2004г. стр.68

[2] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации М. 2004г. стр.68

[3] Конституция Российской Федерации

[4] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации М. 2004г. стр.191

[5] Конституция Российской Федерации 1993г.

[6] Конституция Российской Федерации 1993г.

[7] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации М. 2004г

[8] Лукашенко Права человека М 2002г

[9] ФЗ (Об основных гарантиях избирательных

прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) преамбула.

[10] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации М. 2004г

[11] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации М. 2004г

[12] ФЗ (Об основных гарантиях

избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

Федерации) ст.3-7

[13] Конституция Российской Федерации 1993г.

[14] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации М. 2004г.

[15] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации М. 2004г

[16] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации М. 2004г

[17] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации М. 2004г

 
 

Новости:


        Поиск

   
        Расширенный поиск

© Все права защищены.