Меню

Главная
Финансы деньги и налоги
Издательское дело и полиграфия
Новейшая история политология
Топики по английскому языку
Языкознание филология
Химия
Экология и охрана природы
Естествознание
Искусство и культура
Культурология
Хозяйственное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Товароведение
Транспорт
Экология охрана труда
Банковское и биржевое дело
Коммуникации и связь
Конституционное право
Этика
             
Научно-образовательный портал
W-10.RU
Главная

Курсовая: Конституция РФ 1993 года и ее развитие

Курсовая: Конституция РФ 1993 года и ее развитие

Содержание

Введение

1. Предпосылки и особенности принятия конституции Российской Федерации 1993 года

1.1. Исторические условия принятия конституции Российской Федерации 1993г.

1.2. Структура и основное содержание Конституции РФ

2. Характерные особенности Конституции Российской Федерации 1993 года и ее

развитие на современном этапе

2.1. Общие черты, свойства Конституции РФ

2.2. Изменение и пересмотр Конституции РФ

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее

российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в

известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не

собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со

своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой

юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону.

Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В

ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые

принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И

Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она

ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки.

Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не

говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может

иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что

особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы

взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные

принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и

методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер

государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в

экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет

основные начала внешней политики государства, соотношение международного и

внутригосударственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и

структуру государства, функции и полномочия важ­нейших государственных

органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение

в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о

Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки

ее реальных возможностей.

Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом

государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие

в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого,

некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и

одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.

Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается

тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют

скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об

эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли

сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная

сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить

продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы,

общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в

соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления.

Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в

заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой

Конституции, играет важную роль.

И поэтому основной целью данной работы является характеристика основных

положений Конституции Российской Федерации 1993 года.

В рамках поставленной цели необходимо раскрыть две ключевые проблемы:

Во-первых, особенно важным представляется рассмотрение процесса принятия

Конституции РФ в сложившихся исторических и политических условиях, а также

тех предпосылок, которые послужили основной причиной ее принятия

Во-вторых, необходимо рассмотреть характерные особенности Конституции

Российской Федерации 1993 года и ее развитие на современном этапе.

В силу чего данная курсовая работа разделена на две части, каждая из которых

призвана изучить соответствующую проблему.

1. Предпосылки и особенности принятия конституции Российской Федерации 1993 года

1.1. Исторические условия принятия конституции Российской Федерации 1993г.

Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми

политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном

суверенитете от 12 июня 1990 г.

На 1 Съезде народных депутатов была образована Конституционная комиссия,

председателем которой стал Б.Н. Ельцин. В состав комиссии вошли

представители всех республик, краев, областей, национальных автономий

(102 человека). Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро и уже

через четыре месяца проект новой Конституции был не только подготовлен,

но и опубликован для всеобщего обсуждения. Пробудившиеся общественные

круги стали выдвигать один за другим альтернативные проекты и различные

поправки к тексту. Проект Конституционной комиссии рассматривался на

пятом Съезде народных депутатов, затем снова дорабатывался и снова был

опубликован в печати. Шестой Съезд народных депутатов одобрил общую

концепцию конституционной реформы. Верховному Совету и Конституционной

комиссии было поручено после доработки внести проект на рассмотрение

очередного Съезда народных депутатов.

Однако два последующих Съезда оказались не в состоянии принять

Конституцию вследствие острых противоречий между законодательной и

исполнительной ветвями власти. Седьмой съезд постановил вынести основные

положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но

восьмой Съезд отменил это решение.

Возникшие разногласия практически не затрагивали положений о правах и

свободах человека и гражданина, но приобрели острый характер по ключевым

вопросам разделения полномочий двух властей. Постепенно оппозиционное

большинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои политические

интересы, твердо заняло позицию недопущения сильной исполнительной

власти. Обстановку развившегося глубокого экономического кризиса

использовали левые силы, все решительнее противодействуя реформам и с

этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной

власти за всеми действия ми Президента. Со своей стороны Президент все

решительнее ставил вопросы о необходимости укрепления исполнительной

власти, подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений

проекта. Работа Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик.

В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был

опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции,

содержал демократические положения о правах и свободах человека и

гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти

доминировали прежние подходы. Принцип разделения властей трактовался в

сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же

советская форма правления.

Выдвигая по политическим соображениям идею парламентаризма, но,

игнорируя отсутствие для него условий в современной России, авторы

проекта упорно утверждали ведущую роль парламента в системе высших

органов государственной власти. Явно в нарушение принципа разделения

властей Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также

правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней

политики России. Верховный Совет приобрел право не только принимать

федеральный бюджет, но и контролировать его исполнение. Среди членов

Правительства, которые могли назначаться только президентом

исключительно с согласия Верховного Совета, были не только Председатель

и его заместители, но также министры экономики, финансов, внутренних

дел, иностранных дел, обороны, безопасности.

Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его

представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществлении

внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ.

Подчиненное Президенту Правительство также обязывалось ежегодно

представлять отчет Верховному Совету. Эти и ряд других положений

существенно ограничивали права Президента и исполнительной власти,

закладывали своеобразную «мину» под отношения двух властей.

Решившись на принятие Конституции на основе своего проекта,

оппозиционное большинство Верховного Совета назначило для этого дату

созыва Съезда народных депутатов и начало подготовку к его проведению. В

самом Верховном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении

Президента от власти, что планировалось осуществить на предстоящем

Съезде. Это был открытый вызов Президенту и очевидный поворот к отказу

от проведения демократических реформ. Оппозицию не остановило даже то,

что в ходе референдума, проведенного 25 апреля 1993 года, большинство

избирателей, принявших в нем участие, поддержали легитимность

Президента.

12 мая 1993 г. Президент РФ издал указ № 669 «О мерах по завершению

подготовки новой Конституции Российской Федерации», согласно которому

для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось

Конституционное совещание. Неделей позже (Указ от 20 мая 1993 г. № 718)

был определен состав Конституционного совещания. Оно включало

представителей федеральных органов государственной власти Российской

Федерации; органов государственной власти республик в составе РФ, краев,

областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и

Санкт-Петербурга; местного самоуправления; политических партий,

профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых

движений и религиозных концессий, товаропроизводителей и

предпринимателей.

Предусматривалось, что в состав Конституционного совещания также должны войти

народные депутаты РФ члены Конституционной комиссии Съезда

народных депутатов, Президента и Правительства, Конституционного Суда,

Высшего арбитражного суда, Генеральной прокуратуры РФ.

Таким образом, Конституционное совещание было задумано как широкий

форум, сочетающий представительство всех высших органов государственной

власти, а также общественности. Он таким фактически и получился, хотя

ряд приглашенных членов Конституционной комиссии, народных депутатов, а

также политических партий участия в его работе не приняли. 24 июня 1993

г. Верховный Совет отказался сотрудничать с Конституционным совещанием

под предлогом причастность к делам о коррупции некоторых его

координаторов и участников.

Президент внес на обсуждение Совещания свой проект Конституции, но

призвал участников к выработке компромиссного текста на базе этого

проекта и проекта Конституционной комиссии. Многие положения

президентского проекта были подвергнуты критике участниками

Конституционного совещания. Например: за то, что проект не содержал

характеристики Российского государства как социального. В нем не был

выдержан принцип равноправия субъектов Российской Федерации – в Совете

Федерации 50 % всех мест предполагалось предоставить республикам и

национальным образованиям. Президент по проекту обладал чрезмерными

правами по роспуску Государственной Думы. Были и другие основания,

вызывавшие обоснованную критику проекта.

Однако в отношении механизма власти этот проект в целом выдерживал

принцип разделения властей и устанавливал определенный баланс

законодательной и исполнительной ветвей власти в рамках республики

президентского типа. В нем содержался ясный отказ от бесплодного

советского парламентаризма в пользу сильной исполнительной власти.

Именно поэтому созванное Верховным Советом в конце мая – начале июня

совещание двух тысяч депутатов Советов всех уровней полностью отвергло

президентский проект, а 4 июля, за день до созыва Конституционного

совещания, Верховный Совет предложил свой порядок согласования и

принятия проекта Конституции, который снова ставил в центр всей работы

Конституционную комиссию.

Конституционное совещание работало больше месяца. В его адрес поступило более

50 тысяч замечаний и предложений. В результате их обсуждения в первоначальный

проект было внесено свыше пятисот поправок, около четырех

десятков принципиально новых норм – фактически все статьи были изменены.

В разработанной Совещанием проект вошли многие статьи из проекта

Конституционной комиссии. 12 июля 1993 года проект был Совещанием одобрен.

1.2. Структура и основное содержание Конституции РФ

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством

которого устанавливается определённая система группировки однородных

конституционных норм в разделы, главы и последовательность расположения.

В основе обобщения конституционных норм в определённые общие комплексы

(разделы, главы) лежит единство предмета регулирования, то есть, связанность

единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов.

Конституцию открывает преамбула, то есть, вводная часть, предшествующая

тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако она

имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так

и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и

обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы

предопределившие ее содержание.

Преамбула констатирует, прежде всего, что данная Конституция принята

многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на

своей земле, подчеркивает особое значение этого Закона для дальнейшего

развития государства и общества.

В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация

которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей

конституционной реформы в России. Это:

1. утверждение прав и свобод человека,

2. утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,

3. сохранение исторически сложившегося государственного единства,

4. возрождение суверенной государственности России,

5. утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

6. обеспечение благополучия и процветания России.

Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание

Конституции[1].

Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

1. Основы конституционного строя. Глава закрепляет исходные принципы

конституционного регулирования важнейших сторон жизни современного

российского общества, определяет сущность Российского государства, правовое

положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и

недрами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и

религии.

2. Права и свободы человека и гражданина. Подробнее об этой главе будет

сказано в главе третьей данной работы.

3. Федеративное устройство. В этой главе развивается ряд существенных

положений, содержащихся в гл. 1 "Основы конституционного строя", где, в

частности, указано, что наша страна является федерацией, что и закреплено в

ее названии. Там же определенно, что федеративное устройство Российской

Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы

государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между

органами государственной власти ее субъектов, а также на равноправии и

самоопределении народов Российской Федерации.

4. Президент. В соответствии со ст. 80 Конституции именно Президент

обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов

государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренней

политики государства, которые затем реализуются в соответствующих законах и

подзаконных актах, принимаемых государственными органами власти всех уровней.

В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент

Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав

и свобод человека и гражданина».

5. Федеральное собрание. Глава 5 раскрывает основы организации и

деятельности парламента Российской Федерации. Согласно ст. 11 Конституции

Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации

осуществляет государственную власть в нашей стране. Как установлено ст. 10,

государственная власть осуществляется на основе разделения на

законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне Федеральное

Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.

6. Правительство РФ. Правительство осуществляет государственную власть в

Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами

Российской Федерации, что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110

федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской

Федерации. Из содержания приведенных положений ясно, что Правительство -

высший орган исполнительной власти, хотя слово "высший" применительно к этому

федеральному органу в Конституции не употребляется. Конституция повышает

статус Правительства, закрепляет его самостоятельность.

7. Судебная власть. В главе утверждается понятие правового института

судебной власти в действующем законодательстве. Глава характеризуется новым,

нетрадиционным подходом к раскрытию сущности названной политико-юридической

категории. За органами судебной власти признаются самостоятельность и право

действовать независимо от других ветвей власти.

8. Местное самоуправление. В этой главе конкретизированы положения об

основах конституционного строя. Закрепленная здесь модель местного

самоуправления приближается к общепринятому во многих странах эталону

местного самоуправления как демократического института.

9. Конституционные поправки и пересмотр конституции. В гл. 9

регламентируется порядок изменения действующей и принятия новой Конституции,

призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем

динамику его развития с учетом постоянно меняющихся общественных

потребностей.

Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения». Там

закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой

Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежне Конституции и

Федерального Договора, порядок применения законов и иных правовых актов,

действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых

продолжают действовать ранее образованные органы

[2].

Конституция как основной закон государства регулирует наиболее важные

коренные общественные отношения. Она не предназначена для детального

регулирования конкретного вида общественных отношений. В этой связи

конституция носит, как правило, стабильный долгосрочный характер.

Конституции свойственны признаки, отличающие ее от актов текущего

законодательства, которые в юридической науке именуются юридическими

свойствами.

Одним из юридических свойств конституции является её верховенство в правовой

системе. Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства

права и означает её приоритетное положение в системе законодательства.

Верховенство Конституции обеспечивается:

1) особым порядком её принятия и изменения;

2) приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы;

3) созданием специального органа охраны конституционной законности

(конституционным судопроизводством).

[3]

За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия

Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов

субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и Конституционный Суд РФ

(ст.125 Конституции).

Важным юридическим свойством конституции является её стабильность, то

есть, незыблемость конституционных предписаний.

Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во

взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии

на общественные отношения, составляющие объект конституционного

регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция - важнейшее

условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права,

укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных

государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом,

государством.

Конституция является фундаментом системы права. Выступая ядром,

фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках

этой системы. Конституция - органическая составная часть и центральное звено,

главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический

источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает

исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в

систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник.

[4]

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает,

какие нормативные акты принимают различные органы, их наименования,

юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции

названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы,

которые должны быть приняты в соответствии с ней.

Комплексное развитие всех отраслей права на базе Конституции обеспечивает

наилучшие условия для формирования демократического правового государства,

упрочения режима законности и правопорядка.

Для Конституции РФ важное значение имеет определение соотношения её

юридической силы не только с федеральными конституционными законами и иными

федеральными нормативными правовыми актами, актами субъектов РФ, но и с

международно-правовыми актами, ратифицированными СССР и РФ. Общепризнанные

нормы и принципы международного права трансформируются во

внутригосударственные. Это отражает процесс унификации законодательного

регулирования в мировом масштабе.

Как одно из юридических свойств конституций реальность связывают, прежде всего,

с тем, что основные законы соответствуют фактически существующим общественным

отношениям. В этом смысле реальность Конституции РФ заключается в том, что она

должна отвечать потребностям общества, интересам граждан РФ. Конечно, никакого

автоматизма здесь нет. Реальность Конституции обеспечивается организаторской

работой, прежде всего государства и его органов, но в немалой степени также и

общественных объединений, включая многочисленные политические партии.

Организаторские усилия должны привести в действие всю совокупность компетентных

органов и лиц, реализующих конституционные предписания, соизмеряющих с ними

свою деятельность.[5]

Реальность любой конституции, в том числе и Конституции РФ, должна

обеспечиваться постоянным углублением ее социально-экономических,

политических, организационных гарантий. Мало пользы от конституции,

состоящего из прекрасных лозунгов и положений, не имеющих под собой как

реальной почвы, так и стремления ее создавать и укреплять.

Думается, можно говорить и еще об одной предпосылке реальности конституции -

социально-психологической. У граждан надо воспитывать чувство уважения к

конституции, необходимость соблюдать ее нормы. Если у конституции нет

авторитета в обществе, это как бы признак того, что она не имеет реального

значения; и наоборот - даже если не все еще существует, что заложено в

конституции, но у граждан есть вера в непреложность конституционных

постулатов, она поможет скорректировать действительность в духе основного

закона.

Народность, эту черту конституций связывают с тем, что они выражают интересы

народа. Если говорить более конкретно, народность конституции обусловливается

следующими факторами.

Во-первых, именно сам народ создает объективные предпосылки появления новых

конституций, т.е. закрепляемые в конституциях общественные отношения -

результат деятельности народа.[6]

Сказанное относится и к Конституции РФ. Вне всякого сомнения, то, что изменения

в жизни страны были инициированы определенными общественными силами. Однако,

предлагая свои пути, они исходили из назревших объективных условий и

потребностей народа. Иначе говоря, что-то уже сформировалось в обществе, а

что-то уже было на грани образования, но нужна была соответствующая нормативная

основа. И не случайно конституционные реформы получили воплощение в жизни, хотя

трудности были и есть немалые, поскольку создается новая социальная система.

Таким образом, народность Конституции РФ выражается как в том, что она

фиксирует определенные итоги по созданию гражданами России нового общества, так

и в том, что Конституция является опорой на будущее, отражает задачи и

перспективы развития РФ.

Во-вторых, народность конституций выражается также и в том, что народ может

непосредственно участвовать в разработке и (или) принятии нового основного

закона. И данное положение приемлемо для отечественных конституций.

[7]

При разработке ныне действующей Конституции РФ официально такое мероприятие

как всенародное обсуждение проекта не проводилось. Однако и официальный

проект Конституционной комиссии, и появившийся на последнем этапе проект

Президента РФ публиковались в газетах и отдельными изданиями с миллионными

тиражами. Поэтому граждане могли знакомиться с текстами и вносить по ним свои

предложения.

Зато для данной Конституции характерно такое проявление народности как

принятие ее путем референдума (всенародного голосования).

Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается либо законно

избранным государственной власти, либо учредительным собранием, созданным

специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем

референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером.

Легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята

референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить

проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием.

В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%),

большинство из которых - 32 937 630 или 58,4% проголосовало за принятие

Конституции.

2. Характерные особенности Конституции Российской Федерации 1993 года и ее

развитие на современном этапе

2.1. Общие черты, свойства Конституции РФ

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое

место в системе современного демократического государства, от всех других

правовых актов отличают следующие черты.

Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция в современном значении

этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа.

Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в

конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства

демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ принимаем

(провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».

[8]

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую

сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ в

демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник

власти, только он обладает и ее высшим проявлением учредительной властью. В

содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и

посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые

выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в

том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и

государства.[9]

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания

выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для

установления положений конституции не существует никаких правовых

ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть

включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо

правовому акту данного государства.

Важной чертой, характеризующей конституцию, является особый предмет

конституционного регулирования, то есть, специфика того слоя общественных

отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет

никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы

жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие,

регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

[10]

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер

складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный

характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней

нашли воплощение, то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом

России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической

деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод

человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и

равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.

[11]

К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится и наличие в ней

основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные

общественные отношения и служащие правовой основой для текущего

законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо

имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.

[12]

Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это

закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим

конституционные нормы не нуждаются, в каком либо ином правовом подтверждении.

Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их

искажения.

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и

обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что

Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод

человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). При этом особо

подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В

Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина

в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права

(статья 17).[13]

В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет

высшую юридическую силу.

Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные

нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить

Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы

местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны

соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в

иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.

К характерным чертам Конституции Российской Федерации относится ее особая

охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти,

осуществляющих эту охрану в различных формах.

[14]

Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы

местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны

соблюдать Конституцию РФ и законы.

Критерий конституционности актов органов законодательной, исполнительной и

судебной власти РФ и её субъектов - соответствие принципам и нормам

федеральной конституции.

Действие конституции обеспечивается средствами парламентского и

внепарламентского контроля.

Парламентский контроль осуществляется палатами Федерального Собрания.

Важную роль в укрепление конституционной законности играет Президент РФ. Он

выступает гарантом федеральной конституции и федеральных законов.

Обязанность Президента защищать Конституцию вытекает из текста торжественной

присяги, которую он приносит при вступлении в должность на совместном

заседании Госдумы и Совета Федерации в присутствии судей Конституционного

суда РФ (ст.82).

Гарантом соблюдения Конституции и законов РФ, конституций республик в составе

России выступают также главы исполнительной власти (президенты) республик.

Особое значение имеет учреждение в России института конституционного

контроля. Эти функция возложена на Конституционный суд России, который вправе

рассматривать вопросы о конституционности федерального, республиканского и

регионального законодательства (ст.125 Конституции).

Законы Российской Федерации, акты Правительства, признанные Конституционным

Судом не соответствующими её конституции, утрачивают силу со дня

провозглашения его решения. Правоприменительная практика, признанная

неконституционной, подлежит прекращению.

Если суды общей юрисдикции при рассмотрении гражданского или уголовного дела

или арбитражные суды при рассмотрении хозяйственного спора признают, что

закон, который надо применять, противоречит Конституции, они откладывают

рассмотрение дела и обращаются с ходатайством в Конституционный Суд РФ с

предложением о признании этого закона неконституционным.

Важную роль в обеспечении конституционности издаваемых в России нормативных

правовых актов играет толкование Конституции РФ Конституционным Судом (ч.5

ст.125 Конституции).

Важным условием правовой охраны конституции является четко разработанный

механизм разрешения коллизий между органами государственной власти Федерации

и её субъектов.

Прежде всего, в отличие от предшествующих конституций Конституция РФ 1993 г.

отличается особым, свойственным лишь ей порядком разработки.

Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является

специфика формы правления, которую она закрепляет. Ограничиваясь лишь указанием

на то, что Российская Федерация - есть «демократическое федеративное правовое

государство с республиканской формой правления» (статья 1) она обходит

молчанием вопрос о разнородности Российской республики. То, что Российская

Федерация не является парламентарной республикой - это настолько очевидно, что

не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и назвать ее президентской в

собственном смысле нельзя, ибо президент наделен такими полномочиями, которые

не вписываются в классическую модель президентской формы правления. Это, прежде

всего, подтверждается следующими правовыми аргументами.

[15]

В президентской республике президент является главой исполнительной власти.

Согласно статье 110 Российской Конституции, «исполнительную власть Российской

Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». Стало быть,

Президент РФ выведен Конституцией за пределы исполнительной власти. Но вместе

с тем он оказывает мощное воздействие на нее, ибо «председатель Правительства

Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия

Государственной Думы» (статья 111). Кроме того, Председатель Правительства

определяет основные направления его деятельности, не только руководствуясь

Конституцией, федеральными законами, но и указами Президента (статья 113).

Особое положение Президента Российской Федерации в системе властных структур

государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента

при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в

п. 3 статьи 80, согласно которой, президент Российской Федерации определяет

основные направления внутренней и внешней политики государства".

[16]

И, наконец, особенностью Конституции РФ 1993 г. является ее отношение к

федеративному устройству России. Она придает статус субъектов Российской

Федерации не только национально-государственным образованиям, но и обычным

административно-территориальным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург).

Такое Конституционное решение проблемы федеративного устройства России

выходит за рамки традиционного понимания федерализации государства и мировой

практики. В мировом сообществе федерации основываются либо на межнациональных

отношениях, являясь их государственно-правовым выражением и воплощением

(Индия, Бельгия) либо на отношениях, лишенных национального содержания (США,

ФРГ, Бразилия). Этим полагается и различие в их функциональном назначении. В

Конституции РФ совмещается сугубо территориальный и национальный принципы

построения федеративной организации государства.

Итак, юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить

ее от актов текущего законодательства.

К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер.

легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего

законодательства, реальность, программность.

1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы

закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают

важнейшие государственные институты, через которые реализуется

государственная власть, принципы их создания и деятельности.

2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем

референдума) или от имени народа (представительным органом государства -

парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, -

учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной

власти.

3. Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе

нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные

правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить

Конституции Российской Федерации» - закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

4. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости

всей правовой системы и организации государственной власти, определенности

отношений между личностью и государством.

[17] * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от

расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны,

от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений

самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий

порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это

означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то

есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия

принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с

тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности

правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем

принятия актов текущего законодательства.

6. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний

(юридической конституции) складывающимся в действительности общественным

отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна

отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической,

экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

7. Конституция является юридической базой текущего законодательства.

Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат

отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе

конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности,

равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.

8. Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней

нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи

дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского

государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ,

не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к

которому Российская Федерация должна стремиться.

2.2. Изменение и пересмотр Конституции РФ

Конституция - акт долговременного действия. Ее важнейшим свойством является

стабильность. Юридической гарантией стабильности российской Конституции

служит особый (жесткий) порядок ее пересмотра и принятия конституционных

поправок, предусмотренный гл. 9 Конституции РФ.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, согласно ст.

134 Конституции РФ, могут вносить Президент РФ, Совет Федерации,

Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные)

органы субъектов Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов

Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Таким образом, круг

субъектов, наделенных правом выступать с инициативой внесения изменений в

действующую Конституцию или принятия новой Конституции, предусмотренный ст.

134 Конституции РФ, не совпадает (ограничен) с кругом субъектов права

законодательной инициативы, предусмотренным ст. 104 Конституции РФ.

В Конституции РФ установлен различный порядок пересмотра гл. 1, 2, 9 и 3-8.

Положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека

и гражданина», гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не

могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре

этих глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета

Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным

конституционным законом созывается Конституционное Собрание

[18].

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо

разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается

Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов

или выносится на всенародное голосование. При проведении референдума

Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины

избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло

участие более половины избирателей.

Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для

принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их

одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов

Российской Федерации.

Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу

поправок к Конституции Российской Федерации»

[19] детально урегулировал вопросы, касающиеся порядка и условий

внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к гл. 3-8

Конституции РФ.

Под поправкой к Конституции РФ в Федеральном законе понимается любое

изменение текста гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая

редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ.

Изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации,

вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в

Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской

Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской

Федерации.

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального

значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта

Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Согласно

Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г.

по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ

[20] решение субъекта Федерации об изменении своего наименования

включается в ст. 65 Конституции РФ в упрощенном порядке - указом Президента РФ.

Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле ч.

2 ст. 137 Конституции РФ и, следовательно, не может быть произведено в

указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы

конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы

других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо

интересы других государств, а также предполагающее изменение состава

Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

Гарантией стабильности российской Конституции служит особый порядок её

принятия, изменения и дополнения.

В действующей Конституции, в отличие от предшествующих, отсутствует положение

о том, что право принятия Конституции относится к компетенции какого-либо

органа государственной власти. Устанавливается, что принятие и изменение

Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной

компетенции Федерации (ст. 71). Тем самым была принята концепция установления

конституции особой, учредительной властью, а не обычной, законодательной

властью.

Ограничен круг субъектов, которые могут потребовать изменение или принятия новой

Конституции. Это Президент РФ. Совет Федерации, Государственная Дума,

Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, группа численностью не

менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы (ст.134

Конституции).[21]

Установлено, что положения глав 1,2, и 9 – «Основы конституционного строя»,

«Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и

пересмотры Конституции» - не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Если предложение о пересмотре этих глав Конституции поддержано 3/5 голосов от

общего числа членов каждой из палат, то в соответствии с федеральным

конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо

подтверждает неизменность конституции, либо разрабатывает проект новой

Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от

общего числа его членов или выносится на конституционный референдум.

Поправки к главам 3-8 Конституции РФ (“Федеративное устройство”, “Президент

РФ”, “Федеральное Собрание”, Правительство РФ”. “Судебная власть”, “Местное

самоуправление”), принимаются Федеральным Собранием по процедуре,

установленной для федерального конституционного закона. Поправка должна быть

одобрена большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов

Государственной Думы (300 голосов) и не менее трех четвертей голосов членов

Совета Федерации (103) голоса. Принятая таким образом поправка вступает в

силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3

субъе5ктов РФ (58 субъектов). Эти законы не подлежат “отлагательному” вето

Президента РФ. Изменения в ст.65 вносятся в упрощенном порядке (состав

федерации - на основе федерального конституционного закона о принятии или

образовании нового субъекта РФ, изменение статуса и.д. вводятся Указом

Президента).

Заключение

Российская Конституция — это документ своего времени. Она рассчитана, по

меньшей мере, на переходный период развития России, о продолжительности

которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при

разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать

механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического,

общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая

не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые

еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что

Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация

сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, со­циальными,

политическими и другими факторами. На конституцион­ном развитии, несомненно,

сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной,

отсутствие должной стабильности.

Со временем проявляются как сильные, так и слабые стороны самой Конституции,

обнаруживаются «белые пятна» и несогласованности. Конечно, далеко не все

можно было предусмотреть на этапе подготовительной работы, да и обстановка

того времени накладывала отпечаток на темпы и результаты разработки

Конституции. Новое законодательство, деятельность Конституционного Суда,

конституционная практика в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь

постоянно привносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях

обнов­ление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации,

четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие но­вовведения.

Как уже отмечалось, в Конституции закрепляются конституционный строй страны,

основополагающие его начала, которые в последующих главах получают свое

развитие и конкретизацию. Глава «Основы конституционного строя» определяет

важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений

власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового

регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия

политической, социальной и экономической систем общества. Все эти и другие

положения главы признаны особо важными и потому они нуждаются в особой

юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих

обстоятельств.

До принятия Конституции 1993 г. происходил процесс подгонки Основного Закона

под принимаемые десятками новые законы. Практика показала всю пагубность

спешки, с какой вносились изменения в конституционный текст. Правовой

нигилизм усиливался демонстрацией неуважения к Основному Закону страны как со

стороны законодателя, с легкостью латающего ее основополагающие предписания,

так и со стороны исполнительной власти, критикующей принятые поправки.

Основы конституционного строя представляют, как было сказано, систему

принципов, поэтому в известной степени главу 1 можно назвать конституцией в

Конституции. И если Конституцию можно считать нормативным стандартом,

которому должны соответствовать другие законодательные акты, то главу 1

Конституции можно представить нормой, по которой следует сверять все иные

положения Конституции.

Список используемой литературы

Правовые источники:

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Новая Волна, 1996.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№

49.ст.4868

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998.№

10.ст. 1146

Учебники и монографии:

4. Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. -

М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002.

5. Казанцев Ю.Д., Стрекозов В.Г. Конституционное право

России. - М.: Новый Юрист, 2000.

6. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России:

Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция,

1999.

7. Коваленко А.И., Конституционное право России. - М.: Закон

и правопорядок, 2001. - 208 с.

8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России.

- М.: Юристъ, 2002.

9. Комарова С.А., Основы государства и права. - М.:

Манускрипт, Русь-90, 1999.

10. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред.

Окунькова Л.А. - М.: Издательство БЕК, 1999.

11. Кутафин О.Е., Государственное право Российской Федерации. -

М.: Юрид литература , 2002.

12. Лекции по конституционному праву РФ. – М.: Изд-во Московской

Государственной Юридической Академии, 1997.

13. Сравнительное конституционное право. - М., 1996.

14. Топорин Б.Н., Конституция РФ. Научно-практический

комментарий. - М.: Юристъ, 1997.

15. Чиркин В.Е., Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2003.

16. Эбзеев Б.С., Конституция. Правовое государство.

Конституционный суд. - М.: Закон и Право, 1997.

Статьи в периодических изданиях:

17. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция

конституционно-правового статуса. // Вестник Московского университета. Серия

11. Право. - 1998. - № 1.

18. Гукасова Н.Ю. Государство и собственность: конституционная

защита человека. // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические

науки. - 1998. - № 2.

19. Зиновьев А.В. Концепция первоочередных поправок в Конституцию

России. // Правоведение. - 2000. - № 4.

20. Зиновьев А.В. Конституционность как барометр правовой

культуры и основа правового государства. // Правоведение. - 1999. - № 2.с.

21. Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституция России

(Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных

отношений) // Государство и право. - 1997. - № 8.

22. Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной. //

Государство и право. - 1998. - № 4.

23. Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. -

1997. – № 5

24. Шабо Ж.Л. Конституция и конституционализм. Анализ понятий. //

Полис. Политические исследования.. - 1998. - № 6.

[1] Комментарий к Конституции Российской

Федерации / Под ред. Окунькова Л.А. - М.: Издательство БЕК, 1999.

[2] Лекции по конституционному праву РФ. –

М.: Изд-во Московской Государственной Юридической Академии, 1997г.

[3] Чиркин В.Е., Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2003. - 112 с.

[4] Чиркин В.Е., Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2003. - 112 с.

[5] Зиновьев А.В. Конституционность как

барометр правовой культуры и основа правового государства. // Правоведение. -

1999. - № 2.

[6] Топорин Б.Н., Конституция РФ.

Научно-практический комментарий. - М.: Юристъ, 1997.

[7] Топорин Б.Н., Конституция РФ.

Научно-практический комментарий. - М.: Юристъ, 1997.

[8] Баглай М.В., Конституционное право

Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002. - 752 с.

[9] Комарова С.А., Основы государства и права. - М.: Манускрипт, Русь-90, 1999.

[10] Эбзеев Б.С., Конституция. Правовое

государство. Конституционный суд. - М.: Закон и Право, 1997.

[11] Коваленко А.И., Конституционное

право России. - М.: Закон и правопорядок, 2001. - 208 с.

[12] Кутафин О.Е., Государственное право

Российской Федерации. - М.: Юрид литература , 2002. - 584 с.

[13] Баглай М.В., Конституционное право

Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002. - 752 с.

[14] Эбзеев Б.С., Конституция. Правовое

государство. Конституционный суд. - М.: Закон и Право, 1997.

[15] Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. - 1997. – № 5

[16] Авакьян С.А., Президент Российской

Федерации: эволюция конституционно-правового статуса. // Вестник Московского

университета. Серия 11. Право. - 1998. - № 1.

[17] Сравнительное конституционное право. М., 1996. С. 112.

[18] В настоящее время такой закон разрабатывается

[19] СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.

[20] СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4868.

[21] Лысенко В.Н., Развитие Федерации и

Конституция России (Конституционные изменения как назревшая потребность

развития федеративных отношений) // Государство и право. - 1997. - № 8.

 
 

Новости:


        Поиск

   
        Расширенный поиск

© Все права защищены.