Меню

Главная
Финансы деньги и налоги
Издательское дело и полиграфия
Новейшая история политология
Топики по английскому языку
Языкознание филология
Химия
Экология и охрана природы
Естествознание
Искусство и культура
Культурология
Хозяйственное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Товароведение
Транспорт
Экология охрана труда
Банковское и биржевое дело
Коммуникации и связь
Конституционное право
Этика
             
Научно-образовательный портал
W-10.RU
Главная

Мужской костюм эпохи позднего средневековья

Мужской костюм эпохи позднего средневековья

Реферат

Ученицы 9 "С" класса

школы №27

Ищенко Алисы

по теме:

"Мужской костюм эпохи

позднего средневековья".

Апрель 98

Медленная агония античного рабовладельческого общества закончилась

в 476г., когда войска варваров завладели Римом и перестала существовать

когда-то могучая, не имевшая соперников Римская империя.

Началась новая эпоха в истории Европы. Новые народы и племена

заселили европейскую территорию бывшей Римской империи и захватили земли за

её северо-восточными границами. В непрерывных войнах, стычках, набегах,

переделах и завоеваниях формировались новые, пока ещё не устойчивые

государства. В этой борьбе были разрушены и исчезли многие античные города

и поселения с их великолепными памятниками искусства, а те, что уцелели,

перестали играть былую роль административных, торговых и культурных

центров. Основным ядром жизни теперь становится поместье феодала,

способного защитить своих поселян от внешнего врага.

Упадок городов и городской культуры приводит к тому, что ремесло,

торговля перестают кормить горожан, и они также спешат обзавестись клочком

земли, чтобы как-то существовать. Отношение каждого жителя к земле

определяло его социальное положение ужё в ранний период существования

феодального общества и создало четкое деление населения на сословия, а

также строгое их соподчинение в соответствии с правами на землю.

Сословный характер европейского феодального общества, разобщенность

отдельных феодалов - натуральное хозяйство удовлетворяло все неприхотливые

потребности жителей - приводит к замедленным темпам жизни и развития

культуры. Жестокие последствия междоусобных войн сменяются периодами

относительного благополучия, особенно у крестьян, перемежающимися, однако,

взрывами отчаянья - крестьянскими волнениями. Это порождает характерный для

средневековья страх перед всякой новизной, подсознательное стремление

сохранить всё без перемен.

В такой обстановке складываются новый быт и костюм. Основными

источниками формирования костюма были одежды варваров и христиан эпохи

поздней Римской империи, бытовавшие среди исконного населения Италии и

Галлии.

Хотя племена и народы, заселившие Европу, были различны по своему

этническому составу, их костюм имел ряд общих характерных особенностей:

прежде всего в его основе лежал крой и стремление воспроизвести в одежде

формы тела, а не драпировка, существовавшая в античном мире. Первоначальный

покрой одежды варваров был близок к древнеперсидскому, и именно он лёг с

основу дальнейшего развития европейского костюма.

Мужской костюм состоял из штанов различной длины - древние римляне

называли их "брэ", довольно короткой рубашки-туники и небольшого плаща-

сагума из шерстяной ткани или меха, кожаной обуви, типа постол, или мягких

башмаков. Одежда из довольно грубых домотканых материй, шерстяных, льняных

и полушерстяных на пеньковой основе, по-видимому, была орнаментирована

вышивкой, однако об этом имеются лишь отрывочные сведения. Под влиянием

римского костюма у европейцев появились длинные туники и далматика,

неизвестные варварам. Они сделались знаком привилегированного положения.

Эти одежды могли носить знатные люди. Поэтому торжественное одеяние королей

было обязательно длинным.

Более полные сведения о костюме относятся уже к VIII - IX векам, кода

возникли первые попытки объединения небольших феодальных государств.

Наиболее крупным и устойчивым из них было государство франков. Высшего

расцвета оно достигло при Карле Великом (конец VIII века) и его наследниках

- Каролингах (IX век). В это время возобновляется почти прервавшееся

общение между Западной Европой и Византией, и в королевство франков

поступают византийские товары - главным образом ткани для торжественных

одежд. Ткани местного производства, окрашенные растительными красителями -

мереной, шафраном, орешником и др., - были распространены даже при дворе

Карла Великого.

Европейский костюм этого времени мало чем отличается от костюма

варваров. Рубашка-"шенс" - выше колен, всё тот же брэ до середины икр и

плащ, называемый теперь "манто". Отличительной особенностью костюма франков

была обувь. Вместо башмаков с мягкой подошвой, они носили полотняные или из

мягкой кожи чулки, перетянутые сверху кожаными ремнями, оставляя открытыми

пальцы. Носить закрытую обувь в эпоху Каролингов имели право, по-видимому,

лишь король и члены его рода.

Более нарядной и богатой, сохранившей заметные черты римско-

византийского костюма, была одежда итальянцев. В некоторых южных районах

Италии нашествие варваров не принесло больших разрушений, там сохранялись,

и раньше, чем в других государствах Европы, стали развиваться ремёсла,

существовала и торговля с Византией и Востоком. Всё это не могло не

сказаться на характере костюма: в Италии больше, чем где-либо, были

распространены парчовые, шёлковые и тонкие шерстяные ткани, длинная одежда

была привилегией не только владетельных особ, но и большинства пожилых

людей.

Однако, несмотря на элементарность форм и относительную скудность

тканей, декоративное решение европейского костюма V-IX веков отличается

самобытностью и высоким уровнем художественного мастерства. Это прежде

всего относится к украшениям из металла (золота, бронзы), органически

входившим в общую композицию костюма. Рисунок разнообразно переплетающихся

лент, перевитых шнурами, геометрических узоров с условными изображениями

животных, выполненный из золота или бронзы с крупными альмандинами и

другими гранатами, создавал узор необыкновенной красоты и яркости. Этот так

называемый "звериный стиль" с его своеобразной условной трактовкой

материала был создан потомками варваров, покоривших Европу. В нём сказалось

новое видение мира, иное отношение к природе. Из этого стиля и начало

развиваться всё европейское искусство средневековья.

В IX - X веках в Центральной Европе медленно и постепенно развивается

ремесло, оживает торговля. Жизнь становится менее замкнутой, и у людей

возникает стремление выйти за пределы действительности. Частые неурожаи,

массовые эпидемии, междоусобные войны и связанное с ними разорение теперь

рождают во многих людях мечту об "обетованной земле", полной довольства и

благополучия. Так внутренние процессы жизни европейских народов

подготавливают почвы для крестовых походов.

В это же время развивается строительное искусство, - архитектура и

формируется особый художественный стиль - романский, показавший творческую

силу молодых народов. Характерные черты этого нового стиля - спокойные

монументальные формы, при чёткой конструкции, сдержанное применение декора,

тесно связанного с конструктивным замыслом, - мы находим не только в

архитектуре, но и в костюме. Неразрывное стилистическое единство всех видов

искусства - отличительная черта любой эпохи - характерно и для

средневековья.

Развивающееся общение между европейскими странами и особенно

завоевание Англии норманским герцогом Вильгельмом I (1066 г.)

распространили влияние Франции, как страны более культурной. Войско

Вильгельма I состояло не только из рыцарей Нормандии, но и из французов,

выходцев из Фландрии, Бретани и даже Италии. Все оставшиеся в живых

сподвижники Вильгельма получили в Англии земли и образовали в английской

земельной аристократии крепкий слой преданных слуг короля. Они

ассимилировались, и в английский язык вошло много французских слов, в том

числе и названия одежд. Распространились в Англии и некоторые французские и

итальянские формы одежд, особенно женские, но здесь они получили

своеобразную трактовку.

В XII веке, после ряда крестовых походов, под впечатлением

богатств и роскоши Византии, в обиход европейцев входит длинная одежда. Её

носят теперь и молодые люди, особенно дворяне.

Развивающееся ремесло увеличивает количество тканей, а главное -

улучшает её качество. Всё больше появляется привозных материй. Европейцы

уже не довольствуются шенсом, брэ и манто. Сверх шенса носят "блио" -

полудлинную или длинную одежду с боковыми разрезами, сквозь которые виден

шенс. Шенс и блио всегда делали разных цветов. На ноги надевают узкие

длинные чулки - "шоссы", которыми прикрывают часть брэ. Шоссы тесёмками

привязывают к поясу. Верхней одеждой служил плащ различных размеров.

Примечательной особенностью обуви XII века были длинные носки -

"пигаш", своей остроконечной формой нарушавшие спокойные линии костюма.

Появление пигаш связывают с именем графа Анжуйского, желавшего скрыть

уродливую форму стопы. Такая обувь была распространена не только во

Франции, но и в других западноевропейских странах.

Горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами - "ботт",

но в конце XII века и у них появляются длинные остроконечные носки.

Головные уборы мужчин не имели жесткой основы, иногда их драпировали

подобно восточному тюрбану. Самым распространённым был "куаф" - род

капюшона, с удлинённым мысом сзади.

Литература: мерцалова М. Н. "Костюмы разных времён народов"

 
 

Новости:


        Поиск

   
        Расширенный поиск

© Все права защищены.