Меню

Главная
Финансы деньги и налоги
Издательское дело и полиграфия
Новейшая история политология
Топики по английскому языку
Языкознание филология
Химия
Экология и охрана природы
Естествознание
Искусство и культура
Культурология
Хозяйственное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Товароведение
Транспорт
Экология охрана труда
Банковское и биржевое дело
Коммуникации и связь
Конституционное право
Этика
             
Научно-образовательный портал
W-10.RU
Главная

Загрязнение атмосферы передвижными транспортными средствами - (реферат)

Загрязнение атмосферы передвижными транспортными средствами - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство общего и профессионального образования
    Российской Федерации

Дальневосточный государственный технический университет Арсеньевский технологический институт

    Кафедра естественных, научных и
    общепрофессиональных дисциплин
    Реферат
    по Экологии
    на тему:

Загрязнение атмосферы передвижными транспортными средствами.

    Выполнил:
    Студент 831 гр.
    Наумов
    Илья
    Проверил:
    Емельянова Ж. В.
    Арсеньев 1998 г.
    Содержание
    Введение……………………………………………………………… стр.
    Наземный транспорт………………………………………………… стр.
    Авиация и ракетоносители…………………………………………... стр.
    Заключение …………………………………………………………... стр.
    Введение

Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха поступают от энергетических установок, работающих на углеводородном топливе (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, уголь, природный газ и другие). Количество загрязнения определяется составом, объемом сжигаемого топлива и организацией процесса сгорания.

Основными источниками загрязнения атмосферы являются транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Доля загрязнения атмосферы от газотурбинных двигательных установок (ГТДУ) и ракетных двигателей (РД) пока незначительна, поскольку их применение в городах и промышленных центрах ограничено. В местах активного использования ГТДУ и РД (аэродромы, испытательные станции, стартовые площадки) загрязнения, поступающие в атмосферу от этих источников сопоставимы с загрязнениями от ДВС и ТЭС, обслуживающих эти объекты.

Основные компоненты, выбрасываемые в атмосферу при сжигании различных видов топлива в двигателях всех видов, - нетоксичные диоксид углерода СО2 и водяной пар Н2О. Однако кроме них в атмосферу выбрасываются и вредные вещества, такие как оксид углерода, оксиды серы, азота, соединения свинца, сажа, углеводороды, в том числе канцерогенный бензапирен С20Н12, несгоревшие частицы топлива и т. п.

    1. Наземный транспорт

Автотранспорт является источником загрязнения атмосферы, количество автомашин непрерывно растет (диаг. 1. 1), особенно в крупных городах; а вместе с этим растет валовой выброс вредных продуктов в атмосферу.

    Диаг. 1. 1

Токсическими выбросами ДВС являются отработавшие и картерные газы, пары топлива из карбюратора и топливного бака. Основная доля токсических примесей поступает в атмосферу с отработавшими газами ДВС. С картерными газами и парами топлива в атмосферу поступает ~45% СnHn от их общего выброса.

Исследования состава отработавших газов ДВС показывают, что в них содержится несколько десятков компонентов, основные из которых приведены в табл. 1. 1. Диоксид серы образуется в отработавших газах в том случае, когда сера содержится в исходном топливе (дизельное топливо).

Анализ данных данных приведенных в таблице 1. 1, показывает, что наибольшей токсичностью обладает выхлоп карбюраторных ДВС за счет большего выброса СО, Nox, CnHmи др. Дизельные ДВС выбрасывают в больших количествах сажу, которая в чистом виде не токсична. Однако частицы сажи несут на своей поверхности частицы токсичных веществ, в том числе и канцерогенных. Саж может длительное время находиться во взвешенном состоянии в воздухе, увеличивая тем самым время воздействия токсических веществ на человека.

    Таблица 1. 1
    Компоненты
    Содержание компонента, об. доли, %
    Примечание
    Карбюраторные ДВС
    Дизельные
    ДВС
    N2
    O2
    H2O (пары)
    CO2
    H2
    CO
    NOx
    CnHm
    Альдегиды
    Сажа
    Бензапирен
    74 – 77
    0, 3 – 8
    3, 0 – 5, 5
    5, 0 - 12, 0
    0 - 5, 0
    0, 5 - 12, 0
    До 0, 8
    0, 2 - 3, 0
    До 0, 2 мг/л
    0-0, 04 г/м3
    10-20 мкг/м3
    76 – 78
    2-18
    0, 5-4, 0
    1, 0-10, 0
    0, 01-0, 50
    0, 0002-0, 5
    0, 009-0, 5
    0, 001-0, 09 мг/л
    0, 01-1, 1 г/м3
    до 10 мкг/м3
    Нетоксичен
    Токсичен

Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу, поступающих в атмосферу в составе отработавших газов, зависит от общего технического состояния автомобилей и особенно от двигателя–источника наибольшего загрязнения. Так, при нарушении регулировки карбюратора выбросы СО увеличиваются в 4– 5 раз.

Применение этилированного бензина, имеющего в своем составе соединения свинца, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьма токсичными соединениями свинца. Около 70% свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в атмосферу с отработавшими газами, из них 30% оседает на земле сразу, а 40% остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2, 5–3 кг свинца в год. Концентрация свинца в воздухе зависит от содержания свинца в бензине:

    Содержание свинца в бензине, г/л…………0, 15 0, 20 0, 25 0, 50

Концентрация свинца в воздухе, мкг/м3…...0, 40 0, 50 0, 55 1, 00

Исключить поступление высокотоксичных соединений свинца в атмосферу можно заменой этилированного бензина на неэтилированный, что давно практикуется в крупных городах ряда стран Западной Европы.

Валовые выбросы вредных веществ автомобильным транспортом России (тогда еще СССР) составляют, млн. т/год:

    Автомобили: 1960 г. 1970 г. 1980 г.
    Грузовые... ... ... ... ... ... 9, 05 18, 99 30, 63
    Легковые... ... ... ... ... ... 0, 82 1, 3 4, 23
    Автобусы... ... ... ... ... . 0, 65 2, 1 4, 16
    Всего: 10, 52 22, 39 39, 02

Мировым парком автомобилей с ДВС ежегодно выбрасывается, млн. т: оксида углерода – 260

    летучих углеводородов – 40
    оксидов азота – 20.

Доля участия автомобильного транспорта в загрязнении атмосферного воздуха крупных городов мира составляет, %:

    Оксид углерода Оксиды Азота Углеводороды
    Москва 96, 3 32, 6 64, 4
    Санкт-Петербург 88, 1 31, 7 79
    Токио 99 33 95
    Нью-Йорк 97 31 63

В некоторых городах концентрация СО в течении коротких периодов достигает 200 мг/м3и более, при нормативных значениях максимально допустимых разовых концентраций 40 мг/м3 (США) и 10 мг/м3 (Россия).

    2. Авиация и ракетоносители

Применение газотурбинных двигательных установок в авиации и ракетостроении поистине огромно. Все ракетоносители и все самолеты (кроме пропеллерных на которых стоят ДВС) используют тягу этих установок. Выхлопные газы газотурбинных двигательных установок (ГТДУ) содержат такие токсичные компоненты, как СО, NОx, углеводороды, сажу, альдегиды и др. Исследования состава продуктов сгорания двигателей, установленных на самолетах “Боинг-747”, показали, что содержание токсичных составляющих в продуктах сгорания существенно зависит от режима работы двигателя (табл. 2. 1. ). Таблица 2. 1.

    Число оборотов двигателя
    Содержание г/кг топлива
    СО
    NOx
    CnHm
    0. 56 n*
    87. 9
    0. 7
    9. 8
    0. 83 n
    2. 3
    1. 5
    0. 3
    0. 90 n
    -
    4. 4
    -
    n – номинальное число оборотов двигателя

Как следует из таблицы 2. 1. , высокие концентрации СО и CnHm характерны для ГТДУ на пониженных режимах (холостой ход, руление, приближение к аэропорту, заход на посадку), тогда как содержание оксидов азота NOx (NO, NO2, N2O5) существенно возрастает при работе на режимах близких к номинальному (взлет, набор высоты, полетный режим).

Суммарный выброс токсичных веществ самолетами с ГТДУ непрерывно растет, что обусловлено повышением расхода топлива до 20– 30 т/ч и неуклонным ростом числа эксплуатируемых самолетов (данные США). 1975 г. 1985 г. 1990 г.

    Самолеты, шт. 5629 6028 6721
    Суммарное топливо, млн. т в год. 45, 5 97 142
    Выбросы NОx, млн. т в год. 0, 287 0, 548 0, 832

Наибольшее влияние на условия обитания выбросы ГТДУ оказывают в аэропортах и зонах, примыкающих к испытательным станциям. Сравнительные данные по выбросам вредных веществ в аэропортах показывают, что поступления от ГТДУ в приземный слой атмосферы составляют:

    Оксиды углерода – 55%
    Оксиды азота – 77%
    Углеводороды – 93%
    Аэрозоль – 97%

остальные выбросы выделяют наземные транспортные средства с ДВС. Загрязнение воздушной среды транспортом с ракетными двигательными установками происходит главным образом при их работе перед стартом, при взлете и посадке, при наземных испытаниях в процессе их производства и после ремонта, при хранении и транспортировке топлива, а так же при заправке топливом летательных аппаратов. Работа жидкостного ракетного двигателя сопровождается выбросом продуктов полного и неполного сгорания топлива, состоящих из O, NOx, OH и др. При сгорании твердого топлива из камеры сгорания выбрасываются H2O, CO2, HCl, CO, NO, Cl, а также твердые частицы Al2O3 со средним размером 0, 1 мкм (иногда до 10 мкм). В двигателях космического корабля “Шатл”сжигается как жидкое так и твердое топливо. Продукты сгорания топлива по мере удаления корабля от Земли проникают в различные слои атмосферы (табл. 2. 2), но большей частью в тропосферу.

    Таблица 2. 2
    Атмосферный слой
    Высота, км
    Продукты сгорания, кг
    HCl
    Cl
    NO
    CO
    CO2
    H2O (пар)
    Al2O3
    Приземный слой
    0 – 0, 5
    24666
    2741
    1697
    131
    55075
    46674
    39284
    Тропосфера
    0, 5 - 13
    78517
    9657
    4618
    839
    172570
    152677
    26385
    Стратосфера
    13 - 50
    59732
    11727
    239
    2189
    147684
    146393
    110304
    Нижняя мезосфера
    50 - 67
    0
    0
    0
    0
    0
    15542
    0
    Мезосфера - термосфера
    67
    0
    0
    0
    0
    0
    119045
    0

В условиях запуска у пусковой системы образуется облако продуктов сгорания, водяного пара от системы шумоглушения, песка и пыли. Объем продуктов сгорания можно определить по времени (обычно 20 с) работы установки на стартовой площадке и в приземном слое. После запуска высоко температурное облако поднимается на высоту до 3 км и перемещается под действием ветра на расстояние 30– 60 км, оно может рассеятся, но может стать и причиной кислотных дождей. При старте и возвращении на Землю Ракетные двигатели неблагоприятно воздействуют не только на приземный слой атмосферы, но и на космическое пространство, разрушая озоновый слой Земли. Масштабы разрушения озонового слоя определяются числом запусков ракетных систем и интенсивностью полетов сверхзвуковых самолетов. За 40 лет существования космонавтики в СССР и позднее России произведено свыше 1800 запусков ракет-носителей. По прогнозам фирмы Aerospace в XXI в. для транспортировки грузов на орбиту будет осуществляться до 10 запусков ракет в сутки, при этом выброс продуктов сгорания каждой ракеты будет превышать 1, 5 т/с.

Согласно ГОСТ 17. 2. 1. 01 – 76 выбросы в атмосферу классифицируют: по агрегатному состоянию вредных веществ в выбросах, это – газообразные и парообразные (SO2, CO, NOxуглеводороды и др. ); жидкие (кислоты, щелочи, органические соединения, растворы солей и жидких металлов); твердые (свинец иего соединения, органическая и неорганическая пыль, сажа, смолистые вещества и др. );

    по массовому выбросу, выделяя шесть групп, т/сут:
    менее 0, 01 вкл. ;
    свыше 0, 01 до 0, 1 вкл. ;
    свыше 0, 1 до 1, 0 вкл. ;
    свыше 1, 0 до 10 вкл. ;
    свыше 10 до 100 вкл. ;
    свыше 100.

В связи с развитием авиации и ракетной техники, а также интенсивным использованием авиационных и ракетных двигателей в других отраслях народного хозяйства существенно возрос их общий выброс вредных примесей в атмосферу. Однако на долю этих двигателей приходится пока не более 5% токсичных веществ, поступающих в атмосферу от транспортных средств всех типов.

    Заключение

Нельзя сказать, что вопросу загрязнения транспортом не уделяется никакого внимания. Все больше обычные поезда заменяются электровозами, разрабатываются и уже выпускаются автомобили на аккумуляторных батареях, при современных темпах прогресса можно надеяться на то что вскоре появятся и экологически чистые авиационные и ракетные двигатели. Правительства принимают решения против загрязнения планеты. За примером далеко ходить не надо. Инспекторы ГАИ уже наказывают водителей, чьи машины выбрасывают в атмосферу токсичных веществ больше нормы.

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.

 
 

Новости:


        Поиск

   
        Расширенный поиск

© Все права защищены.