Меню

Главная
Финансы деньги и налоги
Издательское дело и полиграфия
Новейшая история политология
Топики по английскому языку
Языкознание филология
Химия
Экология и охрана природы
Естествознание
Искусство и культура
Культурология
Хозяйственное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Товароведение
Транспорт
Экология охрана труда
Банковское и биржевое дело
Коммуникации и связь
Конституционное право
Этика
             
Научно-образовательный портал
W-10.RU
Главная

МБРР: экологические аспекты деятельности - (реферат)

МБРР: экологические аспекты деятельности - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    МБРР: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    В. Ю. Катасонов //Банковское дело. -1995г. -№4.

Международный Банк Реконструкции и Развития - крупнейший межгосударственный инвестиционный институт. За 47 лет своей ак тивной деятельности Банк предоставил кредитов на сумму 235 млрд. долларов. Учитывая, что кредиты МБРР покрывают в среднем около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, можно представить, нас колько велико влияние Банка на экономику, политику, социальную жизнь стран-получателей кредитов. Об этом уже сказано и написано немало. Меньше известно о влиянии Банка на экологическую обста новку в данных странах. Влияние это не однозначно.

В первые десятилетия своего существования Банк ориентировал ся на финансирование преимущественно гигантских проектов, многие из которых были связаны со значительным вмешательством в природ ную среду(строительство водохранишищ и плотин, строительство ав тодорог, сооружение ирригационных систем, гидроэлектростанций и т. п. ). Природоохранным мероприятиям при этом уделялось мини мальное внимание. Не рассматривались практически альтернативные, природосберагающие варианты достижения тех или иных экономичес ких и социальных целей. Во второй половине 70-х годов МБРР стал активно подвергаться критике со стороны ряда правительств, мно гих общественных организаций, ученых и политических деятелей за свою природоразрушительную деятельность. Критика не осталась без ответа. С начала 80-х годов Банк начал перестраивать свою работу с учетом новой экологической обстановки в мире.

    ПРИОРИТЕТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В формировании экологического направления деятельности МБРР можно выделить два этапа.

ПЕРВЫЙ приходится на 80-е годы и характеризуется тем, что экологизация деятельности Банка носила преимущественно фор мальный характер. Декларации преобладали над практическими дей ствиями. Так, в начале 80-х годов было издано первое руководство Банка по охране окружаюшей среды. Однако в реальной кредитно-ин вестиционной деятельности рекомендации этого руководства учитыва лись слабо.

ВТОРОЙ этап начался в конце 80-х - начале 90-х годов, он ха рактеризуется осуществлением практических шагов в области охраны окружающей среды, причем сразу по нескольким направлениям. Только за один 1991 финансовый год МБРР увеличил объем финансирования экологических программ и проектов в 4 раза. В начале 90-х годов уже более 50% проектов , получивших одобрение руководства Банка, были подвергнуты полной или частичной экологической оценке. Начи ная с 1990 года Банк стал публиковать ежегодные отчеты о своей экологической деятельности. В конце 80-х - начале 90-х годов Бан ком подготовлен целый ряд документов по вопросам, имеющим отноше ние к охране окружающей среды и рациональному использованию при родных ресурсов: по лесным ресурсам; по использованию сельскохо зяйственных пестицилов; по экологической политике в отношении проектов строительства плотин и водохранилищ; по учету интересов местного населения и национальных меньшинств при реализации проектов; по вынужденному перемещению населения в связи с осущес твлением проектов; по управлению водными ресурсами; по диким участкам природы.

Экологизация деятельности Банка проявилась и в появлении специаллизированных структурных подразделений, ориентированных на вопросы охраны окружающей среды. В штаб-квартире МБРР в Вашингто не был создан департамент окружающей среды -- ДОС. Он и находит ся под кураторством вице-президента по вопросам секторальной и операционной политики. ДОС работает в тесном взаимодействии с де партементом по правовым вопросам и техническими департаментами Банка. Под крышей ДОС действует администратор Глобального эколо гического фонда и аппарат координатора операций .

В рамках четырех региональных технических департаментов дей ствуют управления по окружающей среде - УОС. Постоянно происхо дит экологизация деятельности страновых департаментов - в некото рых из них появились отделы по окружающей среде - ООС. В рамках департамента по правовым вопросам также создан ООС. Департамент по внешним связям МБРР, хотя и не имеет специализированных струк турных единиц по вопросам окружающей среды, осуществляет тем не менее большой объем работы по экологической проблематике: плани рует и организует участие МБРР в международных экологических фо румах, поддерживает контакты с ЮНЕСКО и другими международными организациями , ответственными за охрану окружающей среды. Сле дует упомянуть и департамент оценки операций: он осуществляет вы борочную экологическую оценку отдельных экологических проектов и направлений деятельности МБРР. В 1992 году, например, этот депар тамент подготовил доклад-исследование об экологических аспектах деятельности МБРР в Бразилии. Анализ был осуществлен по четырем направлениям, связанным с рядом проектов МБРР:

1) управление окружающей средой и контроль за промышленными загрязнениями в штате Сан-Пауло;

2) влияние железнодорожного, автодорожного и портового строительства в районе ведениия горных работ Карахас на окружаю щую среду и местное индейское населиние;

3) влияние проектов в области дорожного строителства и сельского хозяйства на тропические леса и другие экологические ресурсы северо-западного региона Амазонки;

4) хозяйственное использование водных ресурсов и вынужден ное перемещение местного населения в долине реки Святого Францис ка.

Данный доклад-исследование сыграл немалую роль в выявлениии экологических ошибок и просчетов Банка в процессе осуществления операций в 80-е годы, позволил уточнить приоритеты и скоректиро вать механизм экологической политики МБРР. Среди рекомендаций и выводов доклада наиболее существенными являююся следующие: о необходимости укрепления институциональной и правовой базы в об ласти охраны окружающей среды в странах-получателях кредитов; о целесообразности более широкого привлечения местного населения к обсуждению проектов и о необходимости максимально полного инфор мирования его о ходе разработки и реализации проектов; о созда нии более действенных экологических стимулов для инвестиций в ох рану окружающей среды. Было также рекомендовано осуществлять оценку воздействия на окружающую среду на уровне не только от дельных проектов, но и отраслевых и региональных программ, а так же применительно ко всей макроэкологической политике. Разарботчи ки доклада обратили внимание и на то, что Банк огриничивается экологическими оценками проектов на стадии их подготовки. Необхо димо распространить процедуры экологических оценок и на стадии реализации проектов, усилитьнадзор Банка за строительством и эк сплуатацией объектов. Был также поднят вопрос о гарантиях, обес печивающих защиту природной среды и местного населения после то го, когда завершается срок действия кредитного соглашения между МБРР и страной-получателем кредита.

Важным этапом в развитии экологического направления дея тельности МБРР явилась Конферанция ООН по окружающей среде и раз витию в Рио-де-Жанейро(июнь 1992 года). Банк был представлен на этом форуме представительной делегацией. Документы, принятые не конференции, по признанию руководства МБРР, привели к определен ным коррекритовкам приоритетов и механизмов реализиции экологи ческой политики Банка, ориентации на обеспечение в странах-чле нах модели устойчивого социально-экономического развития.

На сегодняшний день можно выделить следующие приоритетные цели экологической политики Банка:

1. Помощь старанам-членам МБРР в определении приоритетов на циональных экологических политик; создание эффективной институ циональной, информационной, кадровой инфраструктуры, в ракмках которой должна формироваться и реализовываться национальная эко логическая политика.

2. Инвестиции в проекты так называемого "двойного эффекта", то есть проекты, которые улучшают окружающую природную среду обеспечивают коммерческую прибыль.

3. Сведение к минимуму отрицательных экологических эффек торв при осуществлении кредитно-инвестиционных операций.

4. Участие в решении глобальных экологических проблем с по мощью Глобального экологического фонда.

После конференции в Рио-де-Жанейро в качестве приоритетной была провозглашена еще одна цель Банка - содействие более тесной увязке социально-экономических программ стран-членов и программ в области охраны природных ресурсов и окружающей среды. Фактически речь идет о содействии переходу стран-членов к модели устойчиво го развития. Эксперты и специалисты Банка признают, что до тех пор, пока рост бедности инищеты в развивающихся странах не будет остановлен, ни о каком кардинальном решении экологических проб лем в этом регионе говорить нельзя. Шаги Банка в этом направле нии делаются весьма робко. Пока больше деклараций, чем практичес ких действий. Ведется лишь некоторая исследовательская, методи ческая и информационная работа. Правда, за период 1988-1992 годы займы МБРР на здравоохранение, планирование семьи, борьбу с голо дом возросли в три с лишним раза, но они являются не более чем каплей в море.

В сотрудничестве с рядом международных организаций МБРР ре шает ряд других более конкретнх задач в области охраны окружаю щей среды. Так, Банк осуществляет проект в области природосбере гающих технологий. Его цель - формирование банка данных по техно логиям в области охраны окружающей среды и рационального ис пользования природных ресурсов; по фирмам производителям природ сберегающего оборудования; по международной торговле машинами и оборудованием, патентами и лицензиями экологического профиля. Этот банк создается для того, чтобы способствовать распростране нию природосберегающих технологий в глобальном масштабе.

Для обеспечения столь масштабной деятельности по указанным направлениям Банк использует значительную часть своего интеллек туального и кадрового потенциала. Только в департаменте по окру жающей среде и четырех региональных управлениях по окружаюещей среде работают 140 сотрудников-профессионалов, а также 51 сотруд ник вспомогательного персонала.

На деятельность, непосредственно связанную с решением эколо гических проблем, в 1992 финансовом году было затрачено 279 чело веко-лет.

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ БАНКА

На сегодняшний день во многих развивающихся странах и госу дарствах с так называемой переходной экономикой отсутсвует сколько-нибудь эффективная институциональна, нормативно-правовая, информационная и управленческая инфраструктура, в рамках которой можно было бы осуществлять реализацию конкретных экологических программ и инвестиционных проектов. Поэтому эксперны МБРР счи тают, что наиболее приоритетным направлением расходования Банком средств на цели охраны окружающей среды является формирование та кой инфраструктуры. Ряду стран Банк уже оказал и продолжает ока зывать помощь для разработки и реализации Планов действий по ох ране окружающей среды - ПДООС. Типовой ПДООС содержит следующе основные элементы:

совершенствование экологической политики и экологического законодательства;

    институциональные преобразования;
    формирование национальных кадров;

развертывание экологического мониторинга и эколого-информа ционных систем;

совершенствование управления важнейшими природными ресурсами. Особое внимание уделяется управлению природными ресурсами. В рамках этого направления отбираются и разрабатываются инвести ционные проекты, которые могут иметь двойной эффект - экономичес кий и экологический. В 1992 финансовом году МБРР одобрил 19 эко логических проектов, 10 из них были связаны с управлением природ ными ресурсами; 6 - институциональными преобразованиями, разра боткой эколгических программ и экологического закогодательства. Еще 43 проекта , одобренных Банком, имели экологическую ориента цию. В этой категории прокетов основной удельный вес занимают прокгты по управлению природными ресурсами.

По классификации Банка, к категории "экологический проект" относится такой проект, в котором экологические эффекты состав ляют более 50% суммарного, социального, экономического эффекта от его реализации. К этой категории также относятся проекты, в кото рых затраты экологического характера превышают 50% всех затрат на проект. Учитывая сложность денежной оценки экологических проек тов, принадлежность проекта к категории "экологический" чаще все го определяется по анализу структуры проектных затрат.

Соответственно к категории "проекты с экологической оринта цией" относятся те проекты, в которых эколоническая компонента в структуре затрат или эффектов находится в пределах от 10 до 50%. Примерами крупных проектов экологического характера, финан сируемых МБРР, могут служить:

Проект интегрированного управления природными ресурсами "Mato Grosso" в Бразилии(стоимость - $250 млн. );

Проект интегрального управления лесами в Индии( стоимость $124 млн. ).

Если учесть, что в 1992 финансовм году Банком было в общей сложности одобрено 222 проекта, то на проекты экологического про филя и проекты с экологической оринтацией в общей сложности приш лось почти 30% всех одобренных проектов. Общая стоимость проек тов экологического профиля, одобренных у 1992 году, равнялась 1, 2 млрд. долларов, что в расчете на 1 проект составило в среднем 63 млн. долларов.

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ (ЭО)

__5_ж_П_)__________________яA____*. FRMяя________A____*. FRMђ__љ"____И___ ___h___*. MAC___>___

___M__ђ__њ"]__ђ____d_*. MAC_k__ђ____o__0ё___s__________

 
 

Новости:


        Поиск

   
        Расширенный поиск

© Все права защищены.