Основные причины возникновения общемировых проблем и пути их решения
Основные причины возникновения общемировых проблем и пути их решения
Основные причины
возникновения общемировых проблем и пути их решения
А.В.Торкунов
По
мере того, как проблемы экологии, перенаселенности планеты, углубляющегося
разрыва между богатством и бедностью, роста преступности в мире приобретали
угрожающий характер, все острее становилась необходимость поиска мировым
сообщёством радикальных мер, способных предотвратить надвигающиеся опасности. В
начале 70-х годов в полной мере дали о себе знать экологический,
энергетический, продовольственный кризисы, тяжелые последствия демографического
взрыва. И первое с чем столкнулись правительства и международные организации в
эти годы, - дефицит накопленных знаний и информации о причинах общемировых
проблем. Без знания и понимания глубинных факторов, определяющих возникновение
и обострение таких проблем, трудно было рассчитывать на выработку адекватной
политики, направленной на их решение. Некоторые из этих причин мы уже называли.
Перейдем к более подробному их изложению.
Первая
причина - несоответствие масштабов и темпов роста мировой экономики
естественным возможностям и ресуpсaм Земли. Одними из первых, кто обратил
внимание мировой общественности на глубокую связь экономического развития и
биосферы Земли, были американские ученые Денис и Донелла Медоузы. В 1972 г.
вышла в свет коллективная монография «Пределы роста», подготовленная под их
руководством и под эгидой Римского клуба (международная неправительственная
организация, создана в 1968 г., объединяет видных ученых, политических и
общественных деятелей). На основании обширных исследований был сделан вывод о
том, что конечность размеров Земли предполагает и пределы человеческой
экспансии, хозяйственного роста. Книга, опрокинувшая господствовавшую в те годы
«теорию роста», обещавшую «грандиозное общество изобилия», разошлась огромными
тиражами на тридцати языках, учебным пособием в более чем тысяче университетов
и колледжей мира.
Действительно,
масштабы экономической деятельности в XХ в. возросли многократно, что привело к
формированию мировой экономики, оцениваемой в гигантскую сумму - 39 трлн. долл.
совокупного ВВП (1998 г.). По сравнению с 1900 г. мировой ВВП вырос более чем в
17 раз. Мировое промышленное производство увеличилось за это время более чем в
50 раз, и свыше 4/5 прироста приходится на период с 1950 г. В результате только
за первые три четверти столетия потребление энергии в мире выросло в 11 раз
(нефти - более чем в 100 раз), стали - в 25 раз, алюминия- почти в 2000 раз и
т.д. Все это создало огромную нагрузку на биосферу Земли и ее природные
ресурсы, вызвало негативные экологические последствия, речь о которых шла выше.
Мировая экономика и глобальная экология оказались в теснейшей взаимозависимости.
Однако
вопрос о том, каким образом сочетать растущие потребности человечества в
материальных благах (к тому же в условиях их острой нехватки в развивающихся
странах) со все более жесткими экологическими и другими ограничениями, долгое
время оставался открытым. Лишь спустя полтора десятилетия после выхода в свет
упомянутой работы Медоузов, в 1987 г Международная комиссия по окружающей среде
и развитию ООН во главе с тогдашним премьер-министром Норвегии Г. X. Брундтланд
предложила Концепцию устойчивого и долговременного развития. Согласно
концепции, изложенной в докладе комиссии «Наше общее будущее», ограничения в
области эксплуатации природных ресурсов должны рассматриваться как неизбежные.
Но эти ограничения являются не абсолютными, а относительными и связаны с
достигнутым на каждый данный момент уровнем технического развития и социальной
организации общества, а также со способностью биосферы справляться с
последствиями человеческой деятельности. При этом подчеркивается, что
устойчивое развитие представляет собой не статичное «состояние гармонии», а
процесс динамичных изменений, при котором масштабы эксплуатации ресурсов,
направление инвестиций, ориентация технического и социального развития
согласуются не только с нынешними, но и будущими потребностями. В основе такого
развития должна лежать политическая воля, целенаправленная деятельность
институтов власти. Идеи доклада нашли широкий отклик среди мировой
общественности, а сама концепция устойчивого развития взята на вооружение
правительствами многих стран, международными организациями.
Вторая
причина - последствия научно-технического прогресса. Мир второй половины XX
столетия широко использовал беспрецедентные достижения в области науки,
техники, технологии для развития
производства товаров и услуг. Благодаря крупным научно-техническим сдвигам
удалось резко поднять производительность труда, повысить социальный статус
граждан, уровень их благосостояния во многих странах мира. Однако быстрый
научно-технический прогресс имел не только позитивные, но и негативные
последствия.
Известно,
какой большой прорыв был достигнут в ядерной энергетике. Однако были
недооценены серьезные опасности, связанные с использованием атомных реакторов,
добычей, переработкой, транспортировкой и содержанием запасов ядерного топлива,
захоронением его отходов. Такая недооценка стоила здоровья и жизней многих
тысяч людей, не говоря уже об огромном материальном и моральном ущербе от
непредвиденных аварий. Крупные техногенные катастрофы, связанные с
эксплуатацией сложных агрегатов и машин в электроэнергетике, других
распределительных сетях, средствах транспорта и коммуникаций, сопровождающиеся
гибелью людей и нарушением окружающей среды, стали тревожным явлением последних
десятилетий. Среди причин этого - слепая вера во всемогущество техники, нежелание
либо неспособность предвидеть последствия ее эксплуатации, оценивать степень
риска.
Человечество
встречает XXI в. новыми достижениями в развитии электроники и систем
телекоммуникаций, в производстве материалов с заданными свойствами и в создании
космической техники, в биотехнологии и генетике, их применении в
промышленности, сельском хозяйстве, медицине. Новые технологии и практически
неограниченный доступ к информации открывают перед человечеством огромные
перспективы. Но они таят в себе и большие риски, требующие самого тщательного
их прогнозирования и оценки. Одновременно со всей остротой встала задача
разработки и применения энерго- и ресурсосберегающих, а также безотходных
производств, технологий замкнутого цикла, новейших способов контроля за изменениями
климата и погоды, надежных средств охраны здоровья людей, развития отраслей по
восстановлению природной среды. С необходимостью решения общемировых проблем
связано выдвижение новых требований к научно-технической политике, проводимой
правительствами, корпорациями. Это касается как тщательного выбора приоритетов
в развитии техники и технологий, так и всемерного учета вероятных экологических
и других последствий их применения.
Третья
причина - рост населения в мире, превыщающий возможности удовлетворения его
потребностей в pесурсах, в условиях, когда на значительной части планеты
сохраняется нищета. Ныне сотни миллионов
людей страдают от голода, 1,2 млрд. человек остаются неграмотными, 1,6 млрд.
человек не имеют доступа к чистой воде, 2 млрд. человек лишены возможности
пользоваться электричеством. Сохраняется огромный разрыв между богатством и бедностью. Сегодня
225 самых состоятельных людей в мире владеют совокупным богатством более чем в
1 трлн. долл., что равно ежегодному суммарному доходу беднейшей половины
человечества.
Что
касается конкретных путей устранения возникших диспропорций и обеспечения
каждому человеку достойных условий существования, то стратегия мирового
сообщества в этом вопросе претерпела существенные изменения. Еще недавно считалось,
что есть лишь один путь к разрешению противоречий - всемерное наращивание
темпов мирового экономического роста, создание как можно большей массы
совокупных материальных благ. Но, во-первых, при сохранении быстрых темпов
роста населения для решения названной задачи потребовались бы многие
десятилетия, если не столетия. И, во-вторых, прежде чем человечество смогло бы
приблизиться к заветной цели, оно столкнулось бы с жесточайшей экологической
катастрофой.
В
качестве альтернативы был избран другой путь, предполагающий, наряду с
дальнейшим экономическим развитием, контроль за рождаемостью в мире, снижение
фертильности населения и достижение в обозримой перспективе его стабилизации на
постоянном уровне. Для решения этой задачи потребуется время, и немалое, но
подобная перспектива поддается прогнозированию и, что главное, позволяет
перейти к политике устойчивого долговременного развития, о которой говорилось
выше. Вместе с тем осуществление указанной политики требует огромных финансовых
средств, которыми развивающиеся страны не располагают. И без предоставления им
весомой помощи со стороны экономически развитых стран проблему не решить. Сама
по себе задача оказания материальной и финансовой поддержки странам
развивающегося мира не нова. Новое же состоит в том, что эти страны нуждаются
сегодня не только в экономической и технической помощи, но и в поддержке усилий
по восстановлению природной среды и осуществлению продуманной демографической
политики, что отвечает интересам всего мирового сообщества.
Четвертая
причина - отвлечение все еще значительной доли мировых ресурсов на цели
вооружения и содержание многомиллионных военных формирований. Наибольший урон
природной среде и ресурсам был нанесен в годы холодной войны, взвинтившей
беспрецедентную в мировой истории гонку вооружении. Ныне, когда мир вступил в
эпоху сотрудничества и партнерства, военные расходы заметно снизились. Тем не
менее военный фактор продолжает оставаться серьезным ограничителем на пути
решения общемировых проблем.
Несмотря
на сокращение общей численности вооруженных сил в мире, под ружьем продолжает
оставаться свыше 23 млн. солдат и офицеров регулярных армий, не считая более 7
млн. человек, находящихся в полувоенных формированиях, и свыше 39 млн.
резервистов. Страны «ядерного клуба», круг которых имеет тенденцию расширяться,
продолжают тратить огромные средства на обеспечение безопасности, в том числе и
на разработку новых систем вооружений. Вместе с тем уничтожение ядерного,
химического и бактериологического оружия требует больших расходов. Конверсия
военного производства, обустройство высвобождающейся рабочей силы, равно как и
увольняемых из армии солдат и офицеров, поглощают все большие бюджетные
средства. Одним из непредсказуемых последствий сокращения вооружений явилось
«расползание» оружия среди мирного населения. Это в немалой степени
способствует росту организованной преступности в мире, а также превращению
этнических, религиозных и других конфликтов в затяжные локальные войны. Такой
оказалась плата за разорительную гонку вооружений, которая велась на протяжении
четырех послевоенных десятилетий. Потребуется время, прежде чем мировое
сообщество сможет в полной мере использовать высвобождающиеся от сокращения
вооруженных сил и вооружений средства на цели сохранения среды обитания,
обеспечения устойчивого экономического и социального развития.
Пятая
причина - отставание национальных институтов власти проводимой ими политики от
растущих потребностей решения общемировых проблем. Когда в 50-е и 60-е годы
обнаружились симптомы резкого ухудшения качества природной среды, первыми, кто
забил тревогу, были ученые и международная общественность. Именно благодаря их
усилиям родились влиятельные движения защитников природы, подобные Гринпис.
Главной их задачей в те годы было заставить национальные правительства принять
неотложные меры по охране окружающей среды и предупреждению новых опасностей.
Стало
очевидным, что сформировавшиеся в первые послевоенные десятилетия в странах
Запада политика национальной экономической безопасности, система регулирования
природоохранной деятельности, структура и полномочия органов отвечающих за
состояние ресурсно-экологического потенциала, государственные бюджеты и
программы развития перестали отвечать, требованиям времени и нуждались в
радикальном пересмотре. Приступили же правительства к формированию новой
экологической и ресурсной политики практически лишь в 70-е годы.
Сначала
в США, а затем в странах Западной Европы и Японии был принят свод законов об
оздоровлении окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов.
Сформировалось так называемое экологическое право - система норм, регулирующих
взаимоотношения общества и природы. Были введены жесткие экологические
стандарты на производимую и импортируемую продукцию, разработаны и установлены
системы государственного контроля за состоянием различных природных сред -
воздуха, воды, почвы, растительного и животного мира, пересмотрены системы
экологического образования, осуществлена широкая государственная поддержка
пропаганды экологических знаний среди населения.
Эти
и другие меры позволили значительно улучшить состояние природной среды в
странах Запада, но отнюдь не сняли проблему в целом. Во-первых, США, будучи
мировым лидером по масштабам экономической деятельности, продолжают оставаться
и самым крупным источником загрязнения среды. Большая ответственность лежит и
на двух других наиболее экономически мощных после США государствах - Японии и
ФРГ, хотя обе страны, и особенно первая, приложили большие усилия для
оздоровления своей окружающей среды. Во-вторых, страны Запада - отнюдь не
единственные, кто ответствен за ухудшение экологической ситуации в мире.
Неизмеримо больший ущерб природной среде и ресурсам был нанесен в ходе
индустриализации в бывшем СССР. Этот ущерб прежде всего нанесли так называемые
стройки коммунизма - гигантские энергетические, металлургические, химические и
другие объекты, создававшиеся «ударными темпами» без какого-либо учета
последствий для среды обитания. По свидетельству экспертов, нынешняя Россия
оказалась в силу этого в числе стран с наихудшей экологической ситуацией.
В-третьих, все более угрожающие размеры приобретает деградация среды в
развивающихся странах, особенно многонаселенных, вставших на путь ускоренной
модернизации, таких как Китай, Индия, Индонезия, Бразилия.
В
целом, по свидетельству американского института «Вахта мира» именно
перечисленные выше восемь стран - США, Япония, ФРГ, Россия, Китай, Индия,
Индонезия, Бразилия, где проживает 56% населения Земли, находится 53% всей
площади лесов и производится 59% мирового ВВП, создают основную нагрузку на
природную среду и ресурсы планеты. Не случайно на эти страны приходится 58%
всех выбросов углекислого газа в атмосферу Земли (в том числе 23% - на США, 13%
- на Китай). Очевидно, что от совместных действий правительств, прежде всего наиболее
крупных государств, в значительной мере будет зависеть способность мирового
сообщества ответить на вызовы конца XX столетия.
Список литературы
Глобальные
экологические проблемы на пороге XXI века. Российская академия наук.
Материалы конференции. – М.., 1997.
Год
планеты 1998. – М., 1998.
Кеннеди
П. Вступая в двадцать первый век. - М., 1997.
Максимова
М. В XXI век - со старыми и новыми глобальными проблемами // Мировая экономика и международные отношения.
– 1998. - № 10.
Наше
общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию
(МКОСР). - М., 1989.
Шреплер
Х.-А. Международные организации. Справочник. - М., 1995.
Broun
L. R., Renner M., Flavin. Vital
Signs 1997. The Environmental Trends that are Shaping our Future. - N.Y. - L.,
1997.
State of the World 1997. A
Worldwatch Institute Report on Progress Toward a Sustainable Society. - N.Y. -
L., 1997.
State of the World 1998. A
Worldwatch Institute Report on Progress Toward a Sustainable Society. - N.Y. -
L., 1998.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.policy03.narod.ru/