|
|
ВИЛЬЯМ ШЕКСПИР
(1564-1616)
_1Созданные три с лишним века назад трагедии, исто-
_1ричесикие хроники и комедии Шекспира живут до сих пор,
_1волнуют и потрясают воображение зрителей. Лучшие театры
_1мира и выдающиеся актеры поныне считают для себя экза-
_1меном и счастьем поставить и сыграть шекспировский
_1спектакль.
_1Увидев такой спектакль или просто прочитав пьесу
_1Шекспира, вы захотите, наверное, узнать побольше о том,
_1кто создлал эти произведения. Но это не так просто.
_1О жизни великого драматурга сохранилось мало све-
_1дений. Шекспир не писал воспоминаний и не вел дневни-
_1ка.Нет у нас его переписки с современниками. Не сохра-
_1нились и рукописи пьес Шекспира. До нас дошло лишь нес-
_1колько документов,в которых упоминаются разные обстоя-
_1тельства его жизни. Каждый из этих документов, даже ес-
_1ли в нем лишь несколько слов о Шекспире, исследован и
_1истолкован. Редчайшими историческими ценностями счита-
_1ются те немногие клочки бумаги, на которых рукой Шекс-
_1пира написано несколько строк или просто стоит его под-
_1пись.
_1Нужно было положить очень много труда, чтобы мы
_1могли прочитать теперь о Шекспире то, что должен знать
_1о нем каждый образованный человек.
_1Вильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в ма-
_1леньком английском городке Стратфорде, расположенном на
_1реке Эйвон. Его отец был ремесленником и купцом. Расс-
_1каз о детстве и юности Шекспира полон красочных подроб-
_1ностей. Однако наука не может признать их вполне досто-
_1верными. Когда Шекспиру было немногим более 20 лет, ему
_1пришлось внезапно покинуть Стратфорд. Молодой Шекспир
_1отправился в Лондон.
_1Оказавшись в незнакомом городе без средста, без
_1друзей и знакомых, он, как утверждают распространенные
_1предания, зарабатывал первое время на жизнь тем, что
_1караулил у театра лошадей, на которых приезжали знатные
_1господа. Позже Шекспир стал служить в театре. Он сле-
_1дил, чтобы актеры вовремя выходили на сцену, переписы-
_1вал роли, случалось, заменял суфлера. Словом ,задолго
_1до того, как великий драматург вывел на сцену своих ге-
_1роев, он узнал нелегкую закулисную жизнь театра.
_1Прошло несколько лет. Шекспиру начали поручать ма-
_1ленькие роли в театре, познее получившем название
_1"Глобус ", спектакли которого пользовались успехом в
_1Лондоне. Актером Шекспир так и не стал, но его высказы-
_1вания об актерском искусстве, а главное, великолепное
_1мастерство в построении пьесы, свидетельствуют о пора-
_1зительном знании законов сцены.
_1Впрочем, Шекчспир писал не только пьесы. Его сти-
_1хотворения - сонеты пленяли современников и продолжают
_1пленять потомков силой чувств, глубиной мысли, изящест-
_1вом формы. Читатели могут особенно хорошо оценить шекс-
_1пировские сонеты, благодаря превосходным переводам.
_1Но главным делом для Шекспира, страстью всей его
_1жизни быда работа драматурга, создание пьес. Огромно
_1мастерство Шекспира как драматурга. Язык его трагедий
_1отличается необыкновенным богатством и красочностью.
_1Его драматургия занимает почетное место в репертуаре
_1театров всего мира.
_1Ликующая радость жизни, прославление здравого,
_1сильного, отважного, ярко чувствующего, смело думающего
_1человека - вот основное в первых пьесах Шекспира - ко-
_1медиях: "Укрощение строптивой", "Комедия ошибок", "Сон
_1в летнюю ночь", "Много шума из ничего", "Двенадцатая
_1ночь", написанных в 1593-1600 гг. В них выражена важная
_1для эпохи Возрождения мысль: человека нужно судить не
_1поплатью, не по знанию, не по сословию и богатству, а
_1по его поведению и личным качествам.
_1Трудно найти в мировой драматургии пьесу такую же
_1сказочно - веселую, ясную, волшебную, как "Сон в летнюю
_1ночь". Поэтичное воображение Шекспира породило в ней
_1фантастические, близкие к народным сказкам образы Гор-
_1чичного Зернышка, Паутинки, Мотылька. Их участие в
_1судьбе любящих приводит к счастливой развязке.
_1Но благородным гуманистическим идеям Возрождения
_1не суждено было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с
_1горечью это ощущает. В его следующих пьесах тоже выра-
_1женыидеи Возрождения, но краски пьес становятся мрач-
_1нее. Он изображает столкновение прекрасных идеалов Воз-
_1рождения с суровой деятельностью. В творчестве Шекспира
_1начинает звутать тема гибели героев, особенно дорогих
_1ему, воплощающих светлые гуманистические идеи.
_1Юный Ромео и Джульетта - герои первой великой тра-
_1гедии Шекспира (1594) - пламенно любят друг друга. Лю-
_1бовь их наталкивается на непреодолдимую преграду - ста-
_1ринную вражду семейств. В неравном поединке с вековыми
_1предрассудками, с кровавыми и бессмысленными законами,
_1Ромео и Джульетта гибнут. Но в их любви, не смерившейся
_1с предубеждениями старины, заключена высокая нравствен-
_1ная победа.
_1Пьесы Шекспира шли на сцене лондонского театра
_1"Глобус". Театр " Глобус" был похож на круглый загон
_1под открытом небом. Приезжий иностранец , посетивший в
_11599 г. первое представление Шекспира "Юлий Цезарь",
_1назвал театр "Глобус" домом с соломенной крышей - он
_1имел в виду крышу над сценой. Свое название театр полу-
_1чил от статуи Геркулеса, поддерживающего плечами земной
_1шар.
_1После постановки "Юлия Цезаря" с 1601 по 1608 гг.
_1Шекспир создал самые великие свои трагедии: "Гамлет",
_1"Король Лир", "Макбет", "Отелло".
_1Датский принц Гамлет горько скорбит об умершем от-
_1це. Но вдруг он с ужасом узнает: он не умер, он был
_1убит. Убийца - родной брат убитого, дядя Гамлета - не
_1только унаследовал престол покойного короля, но и же-
_1нился на его вдове - матери Гамлета.
_1В трагедии изображено, как Гамлет вначале обличает
_1лицемерие коронованного преступника, а затем и мстит
_1ему за смерть отца. Но это только внешние события пь-
_1есы.
_1Трагедия рисует сложные и трудные раздумья благо-
_1родного человека о природе зла, о порочном королевском
_1дворе, о лжи, таящейся в дворцовых стенах, о болезнях,
_1которыми поражен век, словно бы " вывихнутый в своих
_1суставах". Великий русский критик В.Г.Белинский писал о
_1Гамлете:" Это душа, рожденная для добра и еще в первый
_1раз увидевшая зло во всей его гнусности".
_1Одиночество Гамлета - это одиничество человека,
_1который опередил свое время, находится с ним в траги-
_1ческом разладе и потому погибает.
_1В последние годы творчества Шекспира (1608-1612)
_1его пьесы приобретают иной характер. Они удаляются от
_1реальной жизни. В них звучат сказочные, фантастические
_1мотивы. Но и в этих пьесах - "Перикл", "Зимняя сказка",
_1"Буря" - Шекспир осуждает деспотизм и своевластие,
_1встает на защиту дорогих ему идеалов, прославляет силу
_1любви, веру и лучшие побуждения человека, утверждает
_1естественное равенство всех людей. Восклицание героя
_1одной из этих пьес: "Как прекрасно человечество!" - мо-
_1жет служит знамением эпохи Возрождения, подарившей миру
_1Шекспира.
_1Шекспир - автор 37 пьес, 2 поэм , а также 154 со-
_1нетов, отличающихся горячим чувством, насыщенных
_1мыслью. Творчество Шекспира является одной из вершин
_1художественной культуры эпохи Возрождения.
_1В 1612 году Шекспир написал свою последнюю пьесу
_1"Буря". Вскоре он оставил театр. Может быть Шекспир пе-
_1режил разочарование в английском театре, уходившем от
_1того великого пути, по которому он его вел .А может
_1быть в годы молчания он вынашиван замыслы новых гени-
_1альных созданий, которым так и не суждено было появить-
_1ся.
_1Шекспир умер в 1616 году, в день, когда ему испол-
_1нилось 52 года. Он был похоронен в церкви родного
_1Стратфорда , куда до сих пор приезжают почитатели его
_1таланта со всех концов мира, чтобы поклониться могиле
_1великого драматурга, посетить дом, где он жил, посмот-
_1реть его пьесы в Стратфорском мемориальном театре, где
_1ставят только пьесы Шекспира.
_1
_1
|
|
|