|
|
Сочинение
по pоманy Федоpа Михайловича Достоевского "Пpестyпление и наказание"
на темy:
"Тpагедия
Раскольникова".
В центpе pомана Ф.Д.Достоевского
"Пpестyпление и
наказание"
хаpактеp геpоя
шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночица,
бедного
стyдента
Родиона
Раскольникова.
Раскольников
совеpшает
пpестyпление:
yбивает
стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy.
Престуление страшное, но я, как, наверное, и
другие читатели, не
вос-
принимаю
Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется
героем
трагическим.
В чем же трагедия
Раскольникова?
Своего
героя
Достоевский
наделил прекрасными качествами: Родион был "замечательного хорош
собою, с
прекрасными темными глазами,
ростом выше среднего, тонок и строен." В его
поступках, высказываниях, переживаниях мы
видим
высокое
чувство
человеческого достоинства, истинное
благородство, глубочайшее
бескорыстие.
Раскольников воспринимает чужую боль острее,
чем собственную. Рискуя жизнью, он
спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам
нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был
едва
знаком.
Он
презирает тех, кто равнодушно проходит мимо
людских несчастий. В
нем
нет
дурных
и низких черт. Лучшие
герои романа: Разумихин - преданнейший друг
Раскольникова, Соня - несчастное создание, жертва гниющего
общества,
восхищаются им, даже его
преступление не может поколебать эти чувства. Он вызывает уважение у
следователя Парфирия Петровича - очень умного человека,
догадавшегося раньше всех о его
преступлении.
И вот такой человек совершает чудовищное
злодеяние.
Как,
почему
это могло случится? Достоевский показывает, что Раскольников, человек
гуманный, страдающий за "униженных и оскарбленных", совершил
убийство
"по
теории", реализуя
абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью,
безысходностью, духовным тупиком. Нищенское
состояние, в котором он сам
находился,
и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную
теорию
"крови по совести", а теория вылилась в преступление.
Трагедия Раскольникова в том, что он,
согласно
своей
теории,
хочет действовать по принципу "все
дозволено", но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям.
Получается чудовищное и
трагическое
для
героя противоречие: теория, которую исповедует
Раскольников, измученный чужими
и
своими страданиями, ненавидящий "хозяев жизни", сближает его с
негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные
два ха
рактера
считает, что человеку, обладающему силой и злостью, "все дозволено."
"Мы одного поля ягоды," - говорит Свидригайлов Раскольникову. И
Родион
понимает, что это так, потому
что они оба, хотя по разным мотивам,
"перешагнули через кровь".
Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и
Лужина с Раскольниковым.
Первый имеет,
как я уже сказал, весьма противоречивый характер: он одновременно добрый,
честный человек, совершает ряд добрых поступков, таких как, например, огромная
помощь детям Мармеладовых, но в то же время на его
совести оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть его
жены, Марфы
Петровны. Свидригайлова
нельзя назвать ни плохим,
ни
хорошим
человеком,
нельзя назвать его и
"серостью", скорее, это человек, в душе которого борется добро и
зло. И то и другое попеременно держат победу, но к
сожалению,
в
результате берет свое зло - Аркадий
Иванович кончает жизнь
самоубийством.
С Лужиным
несколько проще: сладострастное ничтожество, которое в
своих
мечтах стремится унизить и властвовать над более умным и чистым
душой,
чем
он сам. Такого человека невозможно противопоствлять Родиону
Раскольникову.
Трагедия Раскольникова усиливается потому,
что теория, которая
должна
была
вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный из
всех
возможных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя,
почувствовавшего после убийства свою полную
отторженность от мира и людей: он не может находится рядом с любимой матерью и
сестрой, не радуется
природе,
он, словно ножницами, отрезал себя от всех.
Муки совести, леденящий душу страх,
который
преследует
Раскольникова на каждом шагу, мысли о
том,
что
он
не
Наполеон,
а
"тварь
дрожащая",
"вошь",
сознание бессмысленности совершенного злодеяния - все это невыносимым
гнетом
ложится
на
душу
Раскольникова.
Родион
понимает
несостоятельность своей теории "сильного человека", она не
выдержала проверки
жизнью. Герой
терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной
идеей. И в этом тоже трагедия Раскольникова.
Достоевский-психолог с такой силой раскрыл
трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его
страданий, что
читатель
убеждается: эти муки совести сильнее
наказания катаргой.
И мы не можем не сочувствовать герою
Достоевского, который ищет
выход из
мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное
наказание
за свое преступление.
Очень
чутко, во многом пророчески Достоевский понял уже в
девятнадцатом веке роль идей общественной жизни. С идеями - по
Достоевскому -
нельзя шутить. Они могут
быть благотворны, но
могут
оказаться
разрушительной силой для человека, и для общества в целом.
1994 год.
Иван Александpов. AKA Merlin.
|
|
|