Андрей Белый - Борис Николаевич Бугаев


Время в мире Белого было не тем,что у нас.
Он мыслил эпохами.
Михаил Чехов.
Мне Вечность - родственна.
Андрей Белый.
Андрей Белый - Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 - 8.1.1934 ) родился и вырос в среде московской интеллигенции,в семье знаменитого математика, профессора Московского универси- тета Николая Васильевича Бугаева.Летние месяцы семья Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к миру поместно-деревенской России , где как бы воедино слились красота русского пейзажа и величие культуры, творимой жившими среди этой природы людьми. Уже учась в университете Белый ежедневно посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых - родителей своего друга Сергея."Не чайный стол - заседание Флорентийской академии",- с благодарностью вспоминал Белый дом Соловьевых, где бывали, старший брат Михаила Сергеевича философ Владимир Соловьев,его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,философ Сер- гей Николаевич Трубецкой,историк Василий Осипович Ключевский, позднее - Брюсов, Мережковский, Гиппиус... Именно здесь , в семье Соловьевых , были поддержаны первые литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним "Андрей Белый" (белый - священный,утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов - любимый цвет Владимира Соловьева ). В 1900 году Бугаев окончательно решает стать писателем.В этом году создана первая из четырех его "симфоний" - "Север- ная" или "Героическая". Писатель впоследствии признавался, что называя свои пер- вые прозаические опыты "симфониями", он и сам толком не знал, что это такое. "Симфонии" Белого больше схожи с сонатами.Слово "симфония" было для Белого своего рода символом. Тема "вечного возвращения" -одна из центральных жанро- и сюжетообразующих тем всего творчества Белого. Белый часто об- ращался к лейтмотивной технике ведения повествования. То есть выделение в произведении одной, двух и более главных тем, к которым повествователь возвращается через определенные проме- жутки времени. Уже во второй "симфонии" с темой "вечного возв- рата" борется тема жизнеутверждения. Во второй "симфонии" на первой же странице возникает об- раз солнца - зловещий "глаз", уставивщийся на землю и проли- вающий на нее потоки "металлической раскаленности". Первый поэтический сборник Белого "Золото в лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце - предмет почти что языческого поклонения : Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно
в золотую ослепительность.
"Солнце"
Стихотворение "Солнце" посвящено К.Бальмонту - автору книги "Будем как Солнце". Также в этом сборнике Белый отож- дествляет солнце с образом Золотого руна. В стихотворном цикле "Золотое руно" Белый преобразует древнегреческий миф в симво- лическое иносказание о жизненных целях своего поколения - по- коления рубежа столетия . Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раз- дела "Золото в лазури". В будущее , которое - согласно логике "возврата" - уже было ! Поэтому оно может выступать в масках : - "прежнего счастья" - "старины" : Старина, в пламенеющий час
обуявшая нас мировым , -
старина, окружившая нас ,
водопадом летит голубым.
"Вечный зов"
- образов прошлой культуры ( раздел "Прежде и теперь" ) :
Блестящие ходят персоны ,
повсюду фаянс и фарфор ,
расписаны нежно плафоны ,
музыка приветствует с хор.
"Опала"
1905 год - начало нового периода жизнетворчества Андрея Белого. Во время этого периода Белый влюбляется в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство, перевернувшее всю жизнь Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906 года отношение людей, составляющих роковой треугольник достиг- ли крайнего напряжения. Любовь Дмитриевна расстается с Белым на десять месяцев, чтобы все обдумать и принять окончательное решение. Летом Белого нередко посещают мысли о самоубийстве. В сентябре происходит решительное объяснение. Резко и безжа- лостно отвергнутый,Белый оказывается на грани умопомешательст- ва.Из Петербурга он сразу уезжает за границу, где начинается период исцеления от перенесенного удара, растянувшийся на 1907-1908 годы. В эти годы Белый начинают видеть Россию сквозь призму ли- рики Некрасова. Памяти Некрасова посвящается сборник стихотво- рений "Пепел" (1908) Стихотворения сборника тщательно отобраны и расположены в очень продуманном порядке. В него не вошли многие из стихотворений, написанных одновременно со стихами "Пепла",- из них Белый составил следующий сборник "Урна"(1909) Идея "Пепла" точнее всего сформулирована самим Белым : "Пепел"-книга самосожжения и смерти:но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближ- нем".Сборник выстроен по линии все большего и большего прос- ветления "горизонта" (недаром один из последних разделов сбор- ника называется "Просветы"). Пространство "Пепла" - это система вписанных друг в друга кругов сжимающихся по мере приближения к "центру" . Первый "круг" самый большой, - почти что безграничные,"пустые","стра- шные", голодные пространства России, в которых обречен на рас- сеяние измученный болезнями, голодом и пьянством народ : Туда - где смертей и болезней
Лихая прошла колея...
"Отчаяние"
Пожирают их болезни
Иссушает глаз...
"Деревня"
Пролетают за селами села,
Пролетает за весями весь...
Там - убогие стаи избенок,
Там - убогие стаи людей...
"Из окна вагона"
Тема хаоса - сквозная тема сборника - особенно акцентиро- вана в этом разделе.Естественная реакция человека на встречу с хаосом - первобытное чувство священного ужаса.Это чувство вы- ражено в образах : - "неизвестности"
- "оторопи" :
Где по полю оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом...
"Отчаянье"
- смерти :
Над страной своей родной
Встала Смерть.
"Веселье на Руси"
От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы...
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни...
"Русь"
Пространство следующего "круга" - "Деревни" - имеет более четкие контуры.Оно уже не пусто, а насыщено предметами под- черкнуто обыденными. В контексте общего замысла сборника и вы- сунутый "красный язык" висельника, и стаи то черных, то изум- рудных мух, и кровь,свищущая пеной "из-под красной рукоятки" - символы безысходной,тупиковой,совершающейся в одномерном прос- транстве смерти : Красною струею прыснул
Красной крови ток.
Ножик хряснул, ножик свистнул,-
В грудь, в живот и в бок.
"Убийство"
Пространство следующего раздела "Город" еще конкретнее : Москва "пира во время чумы" . Ритуальная пляска Смерти перене- сена в "Городе" с открытых пространств России в замкнутый ми- рок квартир : ...Здесь хозяин гостье рад.
Звякнет в пол железной злостью
Там косы сухая трость,-
Входит гостья,щелкнет костью,
Взвеет саван : гостья смерть.
"Маскарад"
В этом мирке живут беспечные богатые люди,которые не видят ни- чего вокруг себя.Среди участников "пиров" только один поэт-ар- лекин знает о том что творится за окнами.Поэт-пророк выступает не только в маске шута-арлекина,но и в облике страстотерпца : Вы мечи На меня обнажали. Палачи, Вы меня затерзали. "Прохождение" Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе "Безумие" : - венок из "колючей крапивы" : Над простором плету, неподвижен, Из колючей крапивы венок ... "В полях" - приложенный к "челу пучок колючего чертополоха" - бегущая с чела кровавая струя : С чела, с кровавого плеча Кровавая струя струится ... "Успокоение" Это мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит в последнем стихотворении раздела - "Друзьям", - зато укрепится и усилится в следующем разделе "Просветы" : Кто зовет благоуханной клятвою, Вздохом сладко вдаль зовет идти, Чтобы в день безветренный над жатвою Жертвенною кровью изойти ? "Жизнь" "Пепел" является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого. Следующий его сборник -"Урна"(1909). Этот сборник посвя- щен Брюсову.Большинство стихотворений сборника носят элегичес- кий характер, хотя в "Урне" содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме : Год минул встрече роковой, Как мы, любовь лелея, млели... И ежели тебя со мной Любовь не связывает боле, - Уйду,сокрытый мглой ночной, В ночное ,в ледяное поле... Сложу в могиле снеговой Любви неразделенной муки... "Ссора" "Урна" - последнее ,что создал Андрей Белый в драматичес- кое четырехлетие ( 1905 - 1908 гг. ) В 1910 Андрей Белый женится на Асе Тургеневой.В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной Африке.Вернув- шись из этого путешествия весной 1911 году в Россию Белый пи- шет "Путевые заметки" - самое светлое произведение из всех им написанных.В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу,где живет до 1916 года,изредка наезжая в Россию. В сентябре 1916 Белый возвращается на родину.Россия ожи- дает его.С Россией Белый переживает ее самое трагическое время: Рыдай, буревая стихия, В столбах громового огня ! Россия, Россия, Россия, - Безумствуй,сжигая меня !.. Россия, Россия, Россия, - Мессия грядущего дня ! "Родине" Это написанное в августе 1917 года самое знаменитое из стихотворений Белого точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма. В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму "Первое свидание" - реквием по сгоревшему в буревой стихи ми- ру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре. "Первое свидание" - вершина поэзии Андрея Белого 20-х го- дов. Дальше начинается "путь нисхождения". В сентябре 1925 года был завершен первый том из задуман- ной Белым эпопеи "Москва". "Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства,в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества... Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому",- признавался Белый, и действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо его человеческой и писательской на- туры. Последние годы жизни Белого не составляют исключения,ско- рее даже наоборот : пробуются все новые формы, жанры,стили, писатель сочетает работу над "Москвой" с путевыми заметками "Ветер с Кавказа" и "Армения", с трудами по стиховедению,фило- софскими этюдами и культурологическими опытами, обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию. Смерть писателя в 1934 году была осознана современниками как завершение целой эпохи.Но им же было очевидно, что создан- ная Белым проза оставила глубокий след в творчестве многих, способствовала появлению так называемой "орнаментальной про- зы". Литература : Андрей Белый.Сочинения. Андрей Белый.Стихотворения и поэмы. Андрей Белый.О себе как о писателе. В. Пискунов ."Сквозь огонь диссонанса".