|
|
Френсис Бэкон
1 Введение.
У начала новой европейской философии возвышается коло-
ритная фигура Фрэнсиса Бэкона .
Однако до сих пор живы в сознании многих его броские афоризмы,
максимы его практической философии и слова торжественного
гимна в честь всемогущества человеческого знания и экспе-
риментальной науки .
По крайней мере три идейных фактора определили формирова-
ние и характер новой европейской философии--
возрождение античных ценностей ,религиозная реформация
и развитие естествознания .
И воздействие всех их отчетливо прослеживается в возрениях
Бэкона -- последнего крупного философа Возрождения
и зачинателя философии нового времени .
Натурфилософия Возрождения наряду с крепкой традицией
английского номинализма и эмпиризма подготовили почву
для бэконовской филосовской реформации .
Его философия была продолжением натурализма Возрождения
, который он вместе с тем освобождал от пантеизма ,
миститизма и различных суеверий .
Продолжением и вместе с тем его завершением .
Остатки органистических воззрений сочетались в ней с на-
чалами аналитического метода ,
поэтичность с трезвым рационализмом , критицизм
с нетерпеливым желанием охватить все и обо всем выска-
заться . Она удивительно концентрированно воплотила в себе тот
последний мощный всплеск культуры Возрождения , который
породил запоздалый, кратковременный и напряженный
английский Ренессанс , этот яркий закат всего западноев-
ропейского Ренессанса ,почти слившийся с зарею грядущего
Просвещения.
И по своим намерениям , и в действительности Бэкон играл в
философии роль реворматора .
Но обставлена она была классическими декорациями .
Провозгласив принципиально новую ориентацию и значимость
философии , Бэкон в понимании если не задач , то об'ёма
ее компетенции примыкал к классической античной традиции
, одновременно придавая этому понятию и то широкое значе-
ние научного знания вообще , которое надолго укоренится в анг-
ло-саксонском обиходе .
Он включал в философию почти всю совокупность наук и ви-
дел ее задачу в изучении как природы , так и человека
с некоторой методологичеки единой точки зрения .
И в месте с тем этот родоначальник сциетизма в
философии , если только он не обсуждает специальные
естественнонаучные проблемы и опыты , в своих рассуждениях
умел сохранить тот особенный аспект подхода ,который соот-
носится с непосредственным эначением этого древнегреческого
термина
|
|
|