Время в мире
Белого было не тем,что у
нас. Он мыслил
эпохами.
Михаил
Чехов.
Мне Вечность
- родственна.
Андрей
Белый.
Андрей Белый
-
Борис
Николаевич
Бугаев
(14.10.1880
8.1.1934 )
родился и вырос в среде московской интеллигенции,в семье знаменитого
математика, профессора Московского университета Николая
Васильевича Бугаева.Летние месяцы семья
Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к миру
поместно-деревенской
России , где как
бы воедино слились красота русского пейзажа
и величие культуры, творимой жившими среди этой природы людьми.
Уже учась в университете Белый
ежедневно
посещал
семью Михаила
Сергеевича
и
Ольги Михайловны Соловьевых - родителей своего друга
Сергея."Не чайный стол - заседание
Флорентийской академии",- с благодарностью вспоминал
Белый
дом Соловьевых, где
бывали,
старший брат Михаила Сергеевича философ
Владимир Соловьев,его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,философ Сергей
Николаевич Трубецкой,историк Василий Осипович
Ключевский, позднее - Брюсов, Мережковский, Гиппиус...
Именно
здесь , в семье Соловьевых , были
поддержаны
первые литературные
опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним
"Андрей Белый" (белый - священный,утешительный цвет,
представляющий
собою
гармоническое
сочетание
всех
цветов любимый цвет Владимира Соловьева ).
В 1900 году Бугаев окончательно решает
стать
писателем.В этом году
создана
первая из четырех его "симфоний" - "Северная" или
"Героическая".
Писатель впоследствии
признавался, что называя свои первые
прозаические опыты "симфониями", он и сам толком
не знал, что это такое. "Симфонии"
Белого больше схожи с сонатами.Слово "симфония" было для Белого
своего рода символом.
Тема "вечного
возвращения" -одна из центральных
жанро- и сюжетообразующих тем всего творчества Белого.
Белый часто обращался к лейтмотивной
технике ведения повествования.
То есть
выделение
в произведении одной, двух и
более
главных
тем, к которым повествователь
возвращается через определенные промежутки времени. Уже во второй
"симфонии" с темой "вечного возврата" борется тема
жизнеутверждения.
Во второй "симфонии" на первой же
странице возникает
образ солнца -
зловещий "глаз", уставивщийся
на
землю и проливающий
на
нее
потоки
"металлической
раскаленности".
Первый поэтический
сборник
Белого
"Золото
в лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце -
предмет
почти
что
языческого поклонения
:
Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к
вечному стремительность.
Солнце - вечное окно
в золотую ослепительность.
"Солнце"
Стихотворение "Солнце"
посвящено
К.Бальмонту
-
автору книги "Будем как Солнце".
Также в этом
сборнике
Белый
отождествляет солнце с образом Золотого руна. В стихотворном цикле
"Золотое руно" Белый преобразует древнегреческий миф в
символическое иносказание
о жизненных целях своего поколения - поколения
рубежа столетия .
Нацеленность в будущее пронизывает все
стихотворения раздела "Золото в лазури".
В будущее , которое -
согласно логике "возврата" - уже было ! Поэтому оно может
выступать в масках :
- "прежнего
счастья"
- "старины" :
Старина, в пламенеющий час
обуявшая нас
мировым , старина, окружившая нас ,
водопадом летит
голубым. "Вечный зов"
- образов прошлой
культуры ( раздел "Прежде и теперь" ) : Блестящие ходят персоны ,
повсюду фаянс и фарфор , расписаны нежно
плафоны , музыка приветствует с хор.
"Опала"
1905 год - начало нового периода
жизнетворчества
Андрея Белого. Во
время
этого периода Белый
влюбляется в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок.
Это чувство, перевернувшее всю жизнь Белого,
зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906 года отношение людей, составляющих
роковой треугольник достигли крайнего
напряжения.
Любовь Дмитриевна
расстается с Белым на десять месяцев,
чтобы все обдумать и принять окончательное решение. Летом Белого нередко
посещают мысли о самоубийстве. В сентябре
происходит
решительное
объяснение. Резко и
безжалостно отвергнутый,Белый оказывается
на грани умопомешательства.Из Петербурга он сразу уезжает за
границу, где
начинается период
исцеления
от
перенесенного
удара, растянувшийся
на
1907-1908 годы.
В эти годы Белый начинают видеть Россию
сквозь призму лирики Некрасова. Памяти Некрасова посвящается сборник стихотворений
"Пепел" (1908) Стихотворения сборника тщательно отобраны и
расположены в очень продуманном порядке.
В
него
не
вошли многие из
стихотворений, написанных одновременно
со
стихами "Пепла",- из них Белый составил следующий сборник
"Урна"(1909)
Идея "Пепла" точнее всего
сформулирована самим Белым :
"Пепел"-книга
самосожжения и смерти:но сама смерть есть только завеса, закрывающая
горизонты
дальнего, чтоб найти их в
ближнем".Сборник
выстроен по
линии все большего
и большего просветления
"горизонта" (недаром один из последних разделов сборника
называется "Просветы").
Пространство "Пепла" - это
система вписанных друг в друга кругов сжимающихся
по мере приближения
к
"центру" .
Первый "круг" самый большой, -
почти что безграничные,"пустые","страшные", голодные
пространства России, в которых обречен на рассеяние измученный болезнями,
голодом и пьянством народ :
Туда - где смертей и болезней
Лихая прошла колея...
"Отчаяние"
Пожирают их болезни
Иссушает глаз...
"Деревня"
Пролетают за селами села, Пролетает за весями весь... Там - убогие стаи
избенок, Там - убогие стаи людей...
"Из
окна вагона"
Тема хаоса - сквозная тема сборника -
особенно акцентирована в этом разделе.Естественная реакция человека на встречу
с хаосом - первобытное чувство священного ужаса.Это чувство
выражено в образах :
- "неизвестности"
- "оторопи" :
Где по полю оторопь рыщет,
Восстав сухоруким
кустом... "Отчаянье"
-
смерти :
Над страной своей родной
Встала Смерть.
"Веселье
на Руси" От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы...
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни...
"Русь"
Пространство следующего "круга" -
"Деревни" - имеет более четкие контуры.Оно
уже
не
пусто, а насыщено предметами подчеркнуто
обыденными. В контексте общего замысла сборника и высунутый
"красный язык" висельника, и стаи
то черных, то изумрудных мух, и кровь,свищущая пеной "из-под красной
рукоятки" символы безысходной,тупиковой,совершающейся в одномерном пространстве
смерти :
Красною струею прыснул
Красной крови ток.
Ножик хряснул, ножик свистнул,-
В грудь, в живот и в бок.
"Убийство"
Пространство следующего
раздела "Город" еще конкретнее :
Москва "пира во время чумы" . Ритуальная пляска Смерти перенесена в
"Городе" с открытых пространств России в замкнутый
мирок квартир :
...Здесь хозяин гостье рад.
Звякнет в пол
железной злостью
Там косы сухая трость,-
Входит гостья,щелкнет костью,
Взвеет саван : гостья смерть.
"Маскарад"
В
этом мирке живут беспечные богатые люди,которые не видят ничего вокруг
себя.Среди участников "пиров" только один поэт-арлекин знает о том
что творится за окнами.Поэт-пророк выступает не только в маске шута-арлекина,но
и в облике страстотерпца :
Вы мечи
На меня обнажали.
Палачи,
Вы меня затерзали.
"Прохождение"
Особое значение мотивы жертвенности и
крестного страдания приобретают в разделе "Безумие" :
- венок из "колючей крапивы" :
Над простором плету, неподвижен,
Из колючей крапивы венок ...
"В полях"
- приложенный к "челу пучок колючего
чертополоха" - бегущая с чела кровавая струя :
С чела, с кровавого плеча
Кровавая струя струится ...
"Успокоение"
Это
мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит
в последнем стихотворении раздела
- "Друзьям", - зато укрепится и
усилится в следующем разделе "Просветы" :
Кто зовет благоуханной клятвою,
Вздохом сладко вдаль зовет идти, Чтобы в день
безветренный над жатвою Жертвенною кровью изойти ?
"Жизнь"
"Пепел" является самым
трагическим стихотворным сборником
Андрея
Белого.
Следующий его сборник
-"Урна"(1909).
Этот сборник
посвящен Брюсову.Большинство стихотворений сборника носят элегический характер,
хотя в "Урне" содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые
записи о пережитой драме :
Год минул встрече роковой,
Как
мы, любовь лелея, млели...
И ежели тебя со мной
Любовь не связывает боле, Уйду,сокрытый
мглой ночной,
В
ночное ,в ледяное поле...
Сложу в могиле снеговой
Любви неразделенной муки...
"Ссора"
"Урна" - последнее ,что создал
Андрей Белый в драматическое четырехлетие ( 1905 - 1908 гг. )
В 1910
Андрей
Белый
женится
на Асе Тургеневой.В конце 1910 молодожены едут в путешествие по
Северной
Африке.Вернувшись из
этого путешествия весной 1911 году в Россию
Белый пишет "Путевые заметки" - самое светлое произведение из
всех
им написанных.В марте
1912
года он с женой уезжает в Европу,где живет до 1916 года,изредка наезжая
в Россию.
В сентябре
1916 Белый возвращается на родину.Россия ожидает его.С Россией Белый
переживает ее самое трагическое время:
Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня !
Россия, Россия, Россия, -
Безумствуй,сжигая меня !..
Россия, Россия, Россия, Мессия грядущего дня !
"Родине"
Это написанное
в
августе
1917 года самое знаменитое из стихотворений
Белого точнее всего передает отношение
поэта
к свержению царизма.
В Духов день 20 июня 1921 года он
начинает
писать
поэму "Первое свидание"
- реквием по сгоревшему в буревой стихи миру,
по своей молодости, по гибнущей русской культуре.
"Первое свидание" - вершина
поэзии Андрея Белого 20-х годов. Дальше начинается "путь
нисхождения".
В сентябре
1925 года был завершен первый том из задуманной Белым эпопеи
"Москва".
"Мне всю жизнь грезились какие-то
новые формы искусства,в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми
видами творчества... Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому",признавался
Белый, и действительно,
поиск,
непокой, движение образуют самое
существо
его
человеческой и писательской
натуры.
Последние годы жизни Белого не составляют
исключения,скорее даже наоборот :
пробуются все новые
формы,
жанры,стили, писатель сочетает
работу
над
"Москвой" с
путевыми заметками "Ветер с Кавказа" и "Армения", с трудами
по стиховедению,философскими этюдами
и
культурологическими опытами,
обращается
к театральным инсценировкам и даже киносценарию.
Смерть
писателя
в 1934 году была осознана
современниками как завершение целой эпохи.Но им же было очевидно, что созданная
Белым
проза
оставила
глубокий след в
творчестве многих, способствовала появлению так называемой
"орнаментальной
прозы".
Литература :
Андрей Белый.Сочинения.
Андрей Белый.Стихотворения и
поэмы. Андрей Белый.О себе как о писателе.
В.
Пискунов ."Сквозь огонь диссонанса".
|