Время в мире Белого было не тем,что у   нас. Он мыслил эпохами.

                                     Михаил Чехов.

Мне Вечность - родственна.

                                     Андрей Белый.

     Андрей Белый   -   Борис   Николаевич   Бугаев   (14.10.1880   ­8.1.1934 )   родился и вырос в среде московской интеллигенции,в семье знаменитого математика, профессора Московского универси­тета Николая   Васильевича Бугаева.Летние месяцы семья Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к миру поместно-деревенской   России , где как бы воедино слились красота русского пейзажа   и величие культуры, творимой жившими среди этой природы людьми.

     Уже учась в университете Белый   ежедневно   посещал   семью Михаила Сергеевича   и   Ольги Михайловны Соловьевых - родителей своего друга Сергея."Не чайный стол - заседание   Флорентийской академии",- с благодарностью вспоминал   Белый   дом Соловьевых, где   бывали, старший брат Михаила Сергеевича философ   Владимир Соловьев,его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,философ Сер­гей Николаевич Трубецкой,историк Василий Осипович   Ключевский, позднее - Брюсов, Мережковский, Гиппиус...    Именно   здесь , в семье Соловьевых , были   поддержаны   первые литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним "Андрей Белый" (белый - священный,утешительный цвет, представляющий   собою   гармоническое   сочетание   всех   цветов ­любимый цвет Владимира Соловьева ).

     В 1900 году Бугаев окончательно решает стать   писателем.В этом году   создана   первая из четырех его "симфоний" - "Север­ная" или "Героическая".

     Писатель впоследствии   признавался, что называя свои пер­вые прозаические опыты "симфониями", он и сам толком   не знал, что это такое. "Симфонии" Белого больше схожи с сонатами.Слово "симфония" было для Белого своего рода символом.

     Тема "вечного   возвращения" -одна из центральных жанро- и сюжетообразующих тем всего творчества Белого.   Белый часто об­ращался к лейтмотивной технике ведения повествования.   То есть выделение   в произведении одной, двух и более   главных   тем, к которым повествователь   возвращается через определенные проме­жутки времени. Уже во второй "симфонии" с темой "вечного возв­рата" борется тема жизнеутверждения.

     Во второй "симфонии" на первой же странице возникает   об­раз солнца - зловещий "глаз", уставивщийся   на   землю и проли­вающий   на   нее   потоки   "металлической раскаленности".   Первый поэтический сборник   Белого   "Золото   в лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце - предмет   почти   что   языческого поклонения :

             Солнцем сердце зажжено.

Солнце - к вечному стремительность.

             Солнце - вечное окно

             в золотую ослепительность.

                            "Солнце"

     Стихотворение "Солнце"   посвящено   К.Бальмонту   -   автору книги "Будем как Солнце". Также в этом   сборнике   Белый   отож­дествляет солнце с образом Золотого руна. В стихотворном цикле "Золотое руно" Белый преобразует древнегреческий миф в   симво­лическое иносказание   о жизненных целях своего поколения - по­коления рубежа столетия .

     Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раз­дела "Золото в лазури".   В будущее , которое -   согласно логике "возврата" - уже было ! Поэтому оно может выступать в масках :

- "прежнего счастья"

    - "старины" :

             Старина, в пламенеющий час


обуявшая нас мировым , ­старина, окружившая нас ,

водопадом летит голубым. "Вечный зов"


- образов прошлой культуры ( раздел "Прежде и теперь" ) : Блестящие ходят персоны ,

повсюду фаянс и фарфор , расписаны нежно плафоны , музыка приветствует с хор.

"Опала"


     1905 год - начало нового периода   жизнетворчества   Андрея Белого. Во   время   этого периода Белый влюбляется в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок.   Это чувство, перевернувшее всю жизнь Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906 года отношение людей, составляющих роковой треугольник достиг­ли крайнего   напряжения.   Любовь Дмитриевна расстается с Белым на десять месяцев,   чтобы все обдумать и принять окончательное решение. Летом Белого нередко посещают мысли о самоубийстве. В сентябре   происходит   решительное   объяснение. Резко и   безжа­лостно отвергнутый,Белый оказывается на грани умопомешательст­ва.Из Петербурга он сразу уезжает за   границу, где   начинается период   исцеления   от   перенесенного   удара, растянувшийся   на 1907-1908 годы.

     В эти годы Белый начинают видеть Россию сквозь призму ли­рики Некрасова. Памяти Некрасова посвящается сборник стихотво­рений "Пепел" (1908) Стихотворения сборника тщательно отобраны и расположены в очень продуманном порядке.   В   него   не   вошли многие из   стихотворений, написанных одновременно   со   стихами "Пепла",- из них Белый составил следующий сборник "Урна"(1909)

Идея "Пепла" точнее всего сформулирована самим Белым :

"Пепел"-книга самосожжения и смерти:но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты   дальнего, чтоб найти их в ближ­нем".Сборник   выстроен по линии все большего   и большего прос­ветления "горизонта" (недаром один из последних разделов сбор­ника   называется "Просветы").

     Пространство "Пепла" - это система вписанных друг в друга кругов сжимающихся   по мере приближения   к   "центру" .   Первый "круг" самый большой, - почти что безграничные,"пустые","стра­шные", голодные пространства России, в которых обречен на рас­сеяние измученный болезнями, голодом и пьянством народ :

             Туда - где смертей и болезней

             Лихая прошла колея...

                            "Отчаяние"

             Пожирают их болезни


             Иссушает глаз...

              "Деревня" Пролетают за селами села, Пролетает за весями весь... Там - убогие стаи избенок, Там - убогие стаи людей...

"Из окна вагона"

     Тема хаоса - сквозная тема сборника - особенно акцентиро­вана в этом разделе.Естественная реакция человека на встречу с хаосом - первобытное чувство священного ужаса.Это чувство   вы­ражено в образах :

    - "неизвестности"

    - "оторопи" :

             Где по полю оторопь рыщет,


Восстав сухоруким кустом... "Отчаянье"

    -   смерти :

             Над страной своей родной

Встала Смерть.

              "Веселье на Руси" От голода, холода тут

             И мерли, и мрут миллионы...

             Там Смерть протрубила вдали

             В леса, города и деревни...


"Русь"

     Пространство следующего "круга" - "Деревни" - имеет более четкие контуры.Оно   уже   не   пусто, а насыщено предметами под­черкнуто обыденными. В контексте общего замысла сборника и вы­сунутый   "красный язык" висельника, и стаи то черных, то изум­рудных мух, и кровь,свищущая пеной "из-под красной рукоятки" ­символы безысходной,тупиковой,совершающейся в одномерном прос­транстве смерти :

             Красною струею прыснул

             Красной крови ток.

Ножик хряснул, ножик свистнул,-

             В грудь, в живот и в бок.

                            "Убийство"

     Пространство следующего   раздела "Город" еще конкретнее : Москва "пира во время чумы" . Ритуальная пляска Смерти перене­сена в "Городе" с открытых пространств России в замкнутый   ми­рок квартир :

     ...Здесь хозяин гостье рад.

Звякнет в пол железной злостью

             Там косы сухая трость,-

             Входит гостья,щелкнет костью,

             Взвеет саван : гостья смерть.

                            "Маскарад"

В этом мирке живут беспечные богатые люди,которые не видят ни­чего вокруг себя.Среди участников "пиров" только один поэт-ар­лекин знает о том что творится за окнами.Поэт-пророк выступает не только в маске шута-арлекина,но и в облике страстотерпца :

Вы мечи

             На меня обнажали.

             Палачи,

             Вы меня затерзали.

                            "Прохождение"

     Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе "Безумие" :


    - венок из "колючей крапивы" :

             Над простором плету, неподвижен,

             Из колючей крапивы венок ...

                            "В полях"

- приложенный к "челу пучок колючего чертополоха" - бегущая с чела кровавая струя :

             С чела, с кровавого плеча


             Кровавая струя струится ...

                            "Успокоение"

Это мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит   в последнем стихотворении раздела   - "Друзьям", - зато укрепится и усилится в следующем разделе "Просветы" :

             Кто зовет благоуханной клятвою,


Вздохом сладко вдаль зовет идти, Чтобы в день безветренный над жатвою Жертвенною кровью изойти ?

"Жизнь"

"Пепел" является самым трагическим стихотворным сборником

Андрея Белого.

     Следующий его сборник -"Урна"(1909).   Этот сборник посвя­щен Брюсову.Большинство стихотворений сборника носят элегичес­кий характер, хотя в "Урне" содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме :


             Год минул встрече роковой,

             Как мы, любовь лелея, млели...

             И ежели тебя со мной

Любовь не связывает боле, ­Уйду,сокрытый мглой ночной,


             В ночное ,в ледяное поле...

             Сложу в могиле снеговой


             Любви неразделенной муки...

"Ссора"

     "Урна" - последнее ,что создал Андрей Белый в драматичес­кое четырехлетие ( 1905 - 1908 гг. )

     В 1910   Андрей   Белый   женится   на Асе Тургеневой.В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной   Африке.Вернув­шись из   этого путешествия весной 1911 году в Россию Белый пи­шет "Путевые заметки" - самое светлое произведение из всех   им написанных.В марте   1912   года он с женой уезжает в Европу,где живет до 1916 года,изредка наезжая в Россию.

     В сентябре   1916 Белый возвращается на родину.Россия ожи­дает его.С Россией Белый переживает ее самое трагическое время:

Рыдай, буревая стихия,

             В столбах громового огня !

             Россия, Россия, Россия, -


Безумствуй,сжигая меня !.. Россия, Россия, Россия, ­Мессия грядущего дня !

"Родине"


     Это написанное   в   августе   1917 года самое знаменитое из стихотворений Белого точнее всего передает отношение   поэта   к свержению царизма.

     В Духов день 20 июня 1921 года он начинает   писать   поэму "Первое свидание"   - реквием по сгоревшему в буревой стихи ми­ру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре.

     "Первое свидание" - вершина поэзии Андрея Белого 20-х го­дов. Дальше начинается "путь нисхождения".

     В сентябре   1925 года был завершен первый том из задуман­ной Белым эпопеи "Москва".

     "Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства,в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества... Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому",­признавался Белый, и действительно,   поиск,   непокой, движение образуют самое   существо   его   человеческой и писательской на­туры.

     Последние годы жизни Белого не составляют исключения,ско­рее даже наоборот :   пробуются все новые   формы,   жанры,стили, писатель сочетает   работу   над   "Москвой" с путевыми заметками "Ветер с Кавказа" и "Армения", с трудами по стиховедению,фило­софскими этюдами   и культурологическими опытами,   обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию.

     Смерть писателя   в 1934 году была осознана современниками как завершение целой эпохи.Но им же было очевидно, что создан­ная Белым   проза   оставила   глубокий след в творчестве многих, способствовала появлению так называемой   "орнаментальной   про­зы".

                  Литература :

                     Андрей Белый.Сочинения.

Андрей Белый.Стихотворения и поэмы. Андрей Белый.О себе как о писателе.


                     В. Пискунов ."Сквозь огонь диссонанса".