|
|
ХАРАКТЕР, КОНФЛИКТ И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В ДРАМЕ
<ГРОЗА>
.
Островский в своем творчестве не раз обращался к теме патри-архального купечества. Самым ярким его произведением, посвя-щенным этой теме, является драма
<Гроза>
, написанная в 1859 году.
<Гроза>
<Вид>
- восхища-ется Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть счастливой. Однако это не так. Идет борьба новых сил, моло-дого поколения с отжившими общественными порядками и их за-щитниками. Молодое поколение в пьесе представляют Катерина, Варвара, Кудряш, Тихон. Каждый из них по-своему противостоит
<темному>
, основными представителями которого являют-ся Кабаниха и Дикой. В основе композиции
<Грозы>
лежит любов-ная драма. Завязка действия начинается с признания Катерины в том, что она не любит Тихона, а любит Бориса. Любовь Катерины драматична, так как она воспитана в религиозной семье. Ее чувства входят в противоречие с теми взглядами, которые ей привили с дет-ства. Поэтому она считает свою любовь к Борису грехом, который не в силах побороть. Ее страдания усиливаются еще и тем, что она правдивый и искренний человек:
<обманывать-то>
. Чувство Катерины ни в ком не вызывает самочувствия, одна Варвара жалеет ее и старается ей помочь. Одна-ко Варвара предлагает Катерине помощь, которая противоестест-венна для Катерины и только усиливает ее страдания. Варвара, вос-питанная в семье Кабанихи, научилась лгать и изворачиваться, увидев в этом возможность противостоять гнету матери. Варвара живет по принципу:
<делай,>
. По этому же принципу живет ее возлюбленный Кудряш, ра-ботающий у Дикого. В образе Дикого показана грубая сила само-дурства. Речь Дикого невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Дикой посто-янно воюет, но только с теми, кто его боится или зависит от него материально. Домашние прячутся от него по чердакам и подвалам, Борис, племянник, терпит его ругань, так как зависит от него. Дикой жаден. Смысл его жизни - приобретать и увеличивать свое богатство. Для этого он не брезгует никакими средствами. Имея ты-сячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности. Однако в облике Дикого, несмотря на всю его воин-ственность, есть черты комичного. Кабаниха же самая зловещая фигура в городе. Она соблюдает в доме изжившие себя порядки и обычаи, основанные на религиозных предрассудках и Домострое. Жертву свою она
<поедом>
,
<точит,>
. Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Кабаниха - выразитель идей и принципов
<темного>
. Она понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является по-корность тех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивлению. Ни Тихон, ни Варвара не смеют ей открыто противоречить. Однако их не устраивают пат-риархальные порядки в доме. Варвара говорит:
<А>
Она тайно встречается с Кудря-шом и предлагает такой же способ Катерине. Катерине трудно пойти на это, но она решает:
<Будь,>
Однако она не может долго скрывать свою любовь и решается на покаяние. Публичное покаяние показывает всю глубину ее страда-ний, нравственное величие, решительность и силу воли. Она гово-рит Борису:
<Я>
. Но публичное покаяние не приносит ей облегчения. Катери-на остается совершенно одна, ей неоткуда ждать поддержки. Вся будущая жизнь представляется ей сплошным мучением за совер-шенный грех. Ее положение в семье становится невыносимым. В таком состоянии Катерина могла опереться только на любимого че-ловека. Но Борис не мог быть такой опорой. Материально зависи-мый от Дикого, он подчиняется его воле и уезжает в торговую сло-боду Кяхту. Что же осталось Катерине?
<Куда>
Единственный выход, который она находит, - броситься в Волгу. Испытав свободу и подлинное счас-тье, она не может смириться с гнетом зловещей Кабанихи. Против этого восстала вся ее несгибаемая натура, но противостоять этому миру в неравной борьбе она не имела сил.Гибель Катерины - стихийный вызов
<темному>
. Именно в непримиримости и решительности протеста Катерины Добролюбов увидел
<шаткость>
. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой:
<Хорошо>
Добролюбов воспринимал гибель Катерины не только как
<горькую>
, но и
<отрадную>
: в ней он увидел
<протест,>
.
|
|
|