Образ   Чацкого   по   произведению   И.А. Гончарова

«Мильон   терзаний».

 

    Главная   роль, конечно, - роль   Чацкого, без   которой   не   было   бы   комедии, а   была   бы,   пожалуй, картина   нравов. Чацкий   не   только умнее   всех   прочих   лиц, но   и   положительно   умен. Речь   его   кипит   умом, остроумием. У   него   есть   и   сердце, и   при   том   он   безукоризненно   честен. Словом- это   человек   не   только   умный, но   и   развитой, с   чувством, или   как   рекомендует   его   горничная   Лиза, он   «чувствителен, и   весел, и   остер». Он   искренний   и   горячий   деятель. Чацкий   рвется   к   «свободной   жизни»   и   требует   «службы   делу, а   не   лицам».

   Всякий   шаг, почти   всякое   слово   в   пьесе   тесно   связано   с   игрой   чувства   его   к   Софье, раздроженнго   какою-то   ложью   в   ее   поступках, которую   он   и   бьется   разгадать   до   самого   конца. Он   и   в   Москву, и к   Фамусову   приехал, очевидно, для   Софьи   и   к   одной   Софье. До   других   ему   дела   нет.

   Между   тем   Чацкому   досталось   выпить   до   дна   горькую   чашу,   не   найдя   ни   в   ком   «сочувствия   живого»,   и   уехать,   увозя   с   собой   только   «мильон   терзаний».   

   «Мильон   терзаний»   и   «горе»!- вот   что   он   пожал   за   все,   что   успел   посеять. До   сих   пор   он   был   непобедим :   ум   его   беспощадно   поражал   больные   места   врагов. Он   чувствовал   свою   силу   и   говорил   уверено. Но   борьба   его   истомила. Чацкий,   как   раненый,   собирает   все   силы,   делает   вызов   толпе- и   наносит   удар   всем,   но   не   хватило   у   него   мощи   против   соединенного   врага. Он   впадает   в   преувеличения,   почти   в   нетрезвость   речи,   и   подтверждает   во   мнении   гостей   распущенный   Софьей   слух   о   его   сумасшествии.

     Он   перестал   владеть   собой   и   даже   не   замечает,   что   он   сам   составляет   спектакль   на   бале. Александр   Андреевич   точно   « сам   не   свой»,   начиная   с   монолога   «о   французике   из   Бордо»,- и   таким   остается   до   конца   пьесы. Впереди   пополняется   только   «мильон   терзаний».

      Если   бы   у   него   явилась   одна   здоровая   минута,   если   бы   не   жег   его   «мильон   терзаний»,   он   бы,   конечно,   сам   сделал   себе   вопро c: «Зачем   и   за   что   наделал   я   всю   эту   кутерьму?»   И,   конечно,   не   нашел   бы   ответа.

    Чацкий   больше   всего   обличитель   лжи   и   всего,   что   отжило,   что   заглушает   новую   жизнь,   «жизнь   свободную. Он   очень   положителен   в   своих   требованиях   и   заявляет   их   в   готовой   программе,   выработанной   не   им,   а   уже   начатым   веком. Чацкий   требует   места   и   свободы   своему   веку : просит   дела,   но   не   хочет   прислуживаться   и   клеймит   позором   низкопоклонство   и   шутовство. Его   идеал   «свободной   жизни»   определителен :   это   свобода   от   всех   цепей   рабства,   которыми   оковано   общество,   а   потом   свобода - «вперить   в   науки   ум,   алчущий   познаний»…

    Каждое   дело, требующее   обновления, вызывает   тень   Чацкого. И   кто   бы   ни   были   деятели, около   какого   бы   человеческого   дела- будет   ли   то   новая   идея, шаг   в   науке, в   политике- на   группировались      люди, им   никуда   не   уйти   от   двух   главных   мотивов   борьбы : от   совета «учиться, на   старших   глядя», с   одной   стороны, и   от   жажды   стремиться   от   рутины   к   «свободной   жизни»   вперед   и   вперед- с   другой.

     Вот   отчего   не   состарился   до   сих   пор   и едва   ли   состариться   когда-нибудь   грибоедовский   Чацкий, а   с   ним   и   вся   комедия.

 

 

 

 

.