|
|
Образ
Чацкого
по
произведению
И.А. Гончарова
«Мильон
терзаний».
Главная
роль, конечно, - роль
Чацкого,
без
которой
не
было
бы
комедии, а
была
бы,
пожалуй, картина
нравов.
Чацкий
не
только умнее
всех
прочих
лиц, но
и
положительно
умен. Речь
его
кипит
умом, остроумием. У
него
есть
и
сердце, и
при
том
он
безукоризненно
честен.
Словом- это
человек
не
только
умный, но
и
развитой, с
чувством, или
как
рекомендует
его
горничная
Лиза, он
«чувствителен, и
весел, и
остер». Он
искренний
и
горячий
деятель. Чацкий
рвется
к
«свободной
жизни»
и
требует
«службы
делу, а
не
лицам».
Всякий
шаг, почти
всякое
слово
в
пьесе
тесно
связано
с
игрой
чувства
его
к
Софье, раздроженнго
какою-то
ложью
в
ее
поступках, которую
он
и
бьется
разгадать
до
самого
конца. Он
и
в
Москву, и к
Фамусову
приехал, очевидно, для
Софьи
и
к
одной
Софье. До
других
ему
дела
нет.
Между
тем
Чацкому
досталось
выпить
до
дна
горькую
чашу,
не
найдя
ни
в
ком
«сочувствия
живого»,
и
уехать,
увозя
с
собой
только
«мильон
терзаний».
«Мильон
терзаний»
и
«горе»!- вот
что
он
пожал
за
все,
что
успел
посеять. До
сих
пор
он
был
непобедим
:
ум
его
беспощадно
поражал
больные
места
врагов. Он
чувствовал
свою
силу
и
говорил
уверено. Но
борьба
его
истомила. Чацкий,
как
раненый,
собирает
все
силы,
делает
вызов
толпе- и
наносит
удар
всем,
но
не
хватило
у
него
мощи
против
соединенного
врага. Он
впадает
в
преувеличения,
почти
в
нетрезвость
речи,
и
подтверждает
во
мнении
гостей
распущенный
Софьей
слух
о
его
сумасшествии.
Он
перестал
владеть
собой
и
даже
не
замечает,
что
он
сам
составляет
спектакль
на
бале. Александр
Андреевич
точно
« сам
не
свой»,
начиная
с
монолога
«о
французике
из
Бордо»,- и
таким
остается
до
конца
пьесы. Впереди
пополняется
только
«мильон
терзаний».
Если
бы
у
него
явилась
одна
здоровая
минута,
если
бы
не
жег
его
«мильон
терзаний»,
он
бы,
конечно,
сам
сделал
себе
вопро
c:
«Зачем
и
за
что
наделал
я
всю
эту
кутерьму?»
И,
конечно,
не
нашел
бы
ответа.
Чацкий
больше
всего
обличитель
лжи
и
всего,
что
отжило,
что
заглушает
новую
жизнь,
«жизнь
свободную. Он
очень
положителен
в
своих
требованиях
и
заявляет
их
в
готовой
программе,
выработанной
не
им,
а
уже
начатым
веком. Чацкий
требует
места
и
свободы
своему
веку
:
просит
дела,
но
не
хочет
прислуживаться
и
клеймит
позором
низкопоклонство
и
шутовство. Его
идеал
«свободной
жизни»
определителен
:
это
свобода
от
всех
цепей
рабства,
которыми
оковано
общество,
а
потом
свобода - «вперить
в
науки
ум,
алчущий
познаний»…
Каждое
дело, требующее
обновления,
вызывает
тень
Чацкого. И
кто
бы
ни
были
деятели, около
какого
бы
человеческого
дела- будет
ли
то
новая
идея, шаг
в
науке, в
политике- на
группировались
люди, им
никуда
не
уйти
от
двух
главных
мотивов
борьбы
:
от
совета «учиться, на
старших
глядя», с
одной
стороны, и
от
жажды
стремиться
от
рутины
к
«свободной
жизни»
вперед
и
вперед- с
другой.
Вот
отчего
не
состарился
до
сих
пор
и едва
ли
состариться
когда-нибудь
грибоедовский
Чацкий, а
с
ним
и
вся
комедия.
.
|
|
|