|
|
Маяковский, о назначении
поэта и поэзии
Нет,
пожалуй,
в мире ни одного поэта,
который
бы не писал о задачах поэзии. Прозой, стихами, критичес-
кими
статьями - все
равно.
Что
же
до
Маяковского,
то
ему
приходилось
еще и отстаивать
свое
поэтическое кредо,
защищать свои взгляды в постоянной борьбе, защищать статьями,
выступлениями, главное, стихами. Он
считал себя бойцом революции и был им, утверждая, что стихи
пишутся по “социальному заказу”.
Маяковский
всегда был там,
где “нужно”.
“Грозный смех”
-
так назвал он
впоследствии книгу избранных
текстов и рисунков к плакатам. Смех действительно был
грозный.
А в годы нэпа
поэт,
засучив рукава,
очищает
страну от “разной дряни и ерунды”.
Грубые, резкие, уничто-
жающие
насмешливые
строки
Маяковского били
без
промаха. “Поэт
вылизывал
чахоткины плевки”, - с гор-
достью скажет он себе потом.
Молодой
Советской республике нужна реклама, и Маяковский берет на себя эту задачу. Да,
такого реклам-
щика
страна не
видела и вряд ли когда увидит.
Когда за
дело берется гений,
оживает и реклама
(“Нигде, кроме
как в Моссельпроме”,
“Заходите,
покупайте
хорошие
соски.
Лучше
не
было и нет.
Готов сосать до
старости лет”. Может быть, еще что потребуется
?
Не стесняйтесь, все будет. А вот “Курить
бросим - яд в папиросе”).
Маяковский с
полным правом скажет потом
:
“Я
себя
смирял,
становясь на горло
собственной песне”.
Но
поэзия
остается
поэзией. Маяковский,
прежде всего, лирик. Его стихи - это
по-настоящему искренний и теплый
разговор с читателем, а многие даже и написаны в форме
разговора.
В статье
“Как делать стихи”
Владимир
Владимирович
писал о том, что
только разница в качестве отделки
стиха
и
создает разницу между поэтами. Он высмеивает
Уткина, Кириллова, Жарова за старую форму, небреж-
ность в стиле,
хотя
с
самими поэтами был
связан
теплыми товарищескими
отношениями. “Первый, купивший
книжку
о рыжем
Мотеле, - я”, -
говорил он
и
считал
эту
стихотворную
“Повесть
о
рыжем
Мотеле”
Иосифа
Уткина
талантливой
вещью.
Это
не
мешало
ему
поругивать
Уткина,
и
в
статье
“Как
делать стихи” Уткин,
кажется, тоже упомянут.
Очень сложным
было отношение
Маяковского к классикам.
Поэт всю жизнь оставался правоверным
футу-
ристом,
считая
своих друзей,
особенно Хлебникова,
гениальными.
Он принимал
участие в
составлении
мани-феста футуристов, однако уже в
дореволюционные годы его творчество не умещалось в рамки этого манифеста.
Литературоведы
стараются
очистить
поэта
от
“грехов молодости”, от ниспровержения классиков. Очищать не
стоит. Одно стихотворение Маяковского “Юбилейное”,
посвященное А.С.Пушкину, делает это лучше всех
:
Я
люблю вас,
но живого,
а не мумию.
Навели
хрестоматийный глянец.
Вы,
по-моему,
при
жизни,
думаю,
тоже бушевали.
Африканец !
Александр Сергеевич,
да не слушайте ж вы их !
Может,
я
один
действительно
жалею,
что сегодня
нету вас в живых.
Маяковский
считает,
что
поэт
должен
быть не похожим ни на кого.
Не повторять того,
что
уже
сделано, быть новым,
неожиданным.
В “Послании
пролетарским
поэтам” он тревожится,
как
бы
не
остыл творческий поиск, как
бы не почили лирики на лаврах.
Он не строгий
папаша, он товарищ, он понимает, что поэзия - дело тяжелое.
|
|
|