Революция в творчестве
Александра Блока
 
 
 
                                                                              
               
                           
Ненавидя,
кляня и любя
:
 
                                
                                                                                   
          
          
             
     
За
мученья, за гибель - я знаю -
 
                                                                                                                                      
              
    
 
    
Все равно
: 
принимаю
тебя
 !
 
                                                                                                                                                                         
(Александр Блок)
 
 
 
        
У нашего
отряда в пионерлагере был девиз
: 
“И вечный бой 
! 
Покой
нам только снится
”
, который мне очень
 
нравился.
  
Лишь
  
много
 
позже
  
я
  
узнал,
 
что
  
слова
  
написал “настоящий, волею
  
божьей поэт”, по определению 
 
А.М.Горького,
 
Александр
  
Александрович
  
Блок
 
(в цикле “На поле Куликовом”), замечательный патриот, ска-
 
завший
: 
“
О Русь моя !
 
Жена моя !
 ”
.
 
        
Хоть Блок был
одним из лидеров в общем-то
  
далекого от
реальной жизни течения - символизма, он в своих
 
произведениях
  
постоянно
сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В известном стихотворении “Фаб-
 
рика” он рассказывает о том, как “недвижный кто-то, черный
кто-то” “медным голосом завет”.
 
        
 
                                                                        
Согнуть измученные спины.
 
                                                                        
Внизу собравшийся народ.
 
 
 
        
В другом
  
стихотворении,
  
написанном
  
в
  
революционный 1905 год
  
(“Сытые”), поэт с сарказмом говорит о
 
том, что богатые - “сытые” - “скучали и не жили”,
  
в то время
 
как
  
кругом слышались “мольбы о
хлебе”. Но вот
 
началась революция, слышен “красный смех... знамен, и
 
                                                    
 
                                                                        
Так - негодует все, что сыто,
 
                                                                        
Тоскует сырость важных чрев
:
 
                                                                        
Ведь опрокинуто корыто,
 
             
                                                            
Встревожен
их прогнивший хлев ! ”
 
 
 
        
Однако - и на
это очень важно обратить внимание - Блок не призывает к расправе
:
 
 
 
                                                                        
Пусть доживут свой век привычно -
 
                                                                        
Нам жаль их сытость разрушать.
 
 
 
        
Принимая
  
в
 
революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была
жесткой и кровавой.
 
Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года
потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправ-
 
дание.
 
       
Эпизод
самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и
художественным средст-вам поэмы о революции “Двенадцать”. 
 
Революционный 
 
боец
 
Петруха 
 
убивает свою возлюбленную Катьку за
 
то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний
успел убежать, но ему обещано
:
 
 
 
                                                                        
Утек, подлец !
  
Ужо,
постой,
 
     
                                                                    
Расправлюсь
завтра я с тобой !
 
 
 
        
И
  
это не пустые угрозы
:
 
 
 
                                                                        
Помнишь, Катя, офицера.
 
                                                                        
Не ушел он от ножа ...
 
 
 
        
Но в целом
поэма 
 
-
 
гимн 
 
революции. 
 
Недаром
 
в
 
конце
 
ее
 
появляется
 
“первый
 
революционер на земле”
Иисус Христос. 
 
И в своей статье,
 
обращенной 
 
к
 
русской интеллигенции, “Революция
  
и 
 
интеллигенция”
Блок
 
призывал
: 
“ Слушайте революцию ! ”. Кажется, что
писатель полностью благословляет революцию
:
 
 
 
                                                                        
Мы на горе всем буржуям
 
                                                                        
Мировой пожар раздуем,
 
                                                                        
Мировой пожар в крови -
 
                                                                        
Господи, благослови !
 
 
 
        
Но поэма
оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен
:
 
 
 
                                                                        
Запирайте
  
этажи,
 
                                                                        
Нынче будут грабежи !
 
 
 
        
Двенадцать
человек
  
(символ двенадцати апостолов,
впереди которых идет Христос) изображены то роман-
 
тически
: 
 
“Кругом - огни,
  
огни,
  
огни... Оплечь
  
-
  
ружейные
  
ремни... “,
 
то
  
натуралистично
: 
 
“
В
  
зубах
 
цигарка,
 
примят картуз. На спину надо б бубновый туз ! ” (знак
каторжника).
 
        
 
 
 
        
Поэма,
  
языком
 
которой
  
трудно не
  
восхищаться,
  
вводит нас в обстановку революционных месяцев, окра-
 
шенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над
волей и правами людей.
 
        
Сегодня
  
вопрос
 
о
  
роли революции - один из
главных для многих из нас.
  
С расстояния
трех четвертей века
 
отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и
великая энергия великого народа, которую так
 
долго сдерживали.
 
        
Историки
  
еще
 
десятилетия
  
будут
  
спорить о роли Октября, но нынче мы должны
быть сильно благодарны
 
Александру Блоку за то,
 
что он так
  
точно и ярко
запечатлел
  
революционную
  
эпоху в своем небольшом произ-
 
ведении. А
  
если еще
вспомнить,
  
что он благословлял
революцию,
  
в пожаре
  
которой
 
сгорела
  
его выдающаяся
 
библиотека
  
(она
  
собиралась
 
поколениями его предков!),
 
мы
  
согласимся с А.М.Горьким, что
это “человек бес-
 
страшной искренности”,
 
и поймем слова К.Федина, который после безвременной смерти 40-летнего поэта
гово-
 
рил, что уже “не будет подобного мужества и подобной тоски о
правде будущего, какие проявил А.Блок”.
 
 
 
 |