Революция в творчестве
Александра Блока
Ненавидя,
кляня и любя
:
За
мученья, за гибель - я знаю -
Все равно
:
принимаю
тебя
!
(Александр Блок)
У нашего
отряда в пионерлагере был девиз
:
“И вечный бой
!
Покой
нам только снится
”
, который мне очень
нравился.
Лишь
много
позже
я
узнал,
что
слова
написал “настоящий, волею
божьей поэт”, по определению
А.М.Горького,
Александр
Александрович
Блок
(в цикле “На поле Куликовом”), замечательный патриот, ска-
завший
:
“
О Русь моя !
Жена моя !
”
.
Хоть Блок был
одним из лидеров в общем-то
далекого от
реальной жизни течения - символизма, он в своих
произведениях
постоянно
сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В известном стихотворении “Фаб-
рика” он рассказывает о том, как “недвижный кто-то, черный
кто-то” “медным голосом завет”.
Согнуть измученные спины.
Внизу собравшийся народ.
В другом
стихотворении,
написанном
в
революционный 1905 год
(“Сытые”), поэт с сарказмом говорит о
том, что богатые - “сытые” - “скучали и не жили”,
в то время
как
кругом слышались “мольбы о
хлебе”. Но вот
началась революция, слышен “красный смех... знамен, и
Так - негодует все, что сыто,
Тоскует сырость важных чрев
:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен
их прогнивший хлев ! ”
Однако - и на
это очень важно обратить внимание - Блок не призывает к расправе
:
Пусть доживут свой век привычно -
Нам жаль их сытость разрушать.
Принимая
в
революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была
жесткой и кровавой.
Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года
потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправ-
дание.
Эпизод
самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и
художественным средст-вам поэмы о революции “Двенадцать”.
Революционный
боец
Петруха
убивает свою возлюбленную Катьку за
то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний
успел убежать, но ему обещано
:
Утек, подлец !
Ужо,
постой,
Расправлюсь
завтра я с тобой !
И
это не пустые угрозы
:
Помнишь, Катя, офицера.
Не ушел он от ножа ...
Но в целом
поэма
-
гимн
революции.
Недаром
в
конце
ее
появляется
“первый
революционер на земле”
Иисус Христос.
И в своей статье,
обращенной
к
русской интеллигенции, “Революция
и
интеллигенция”
Блок
призывал
:
“ Слушайте революцию ! ”. Кажется, что
писатель полностью благословляет революцию
:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови !
Но поэма
оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен
:
Запирайте
этажи,
Нынче будут грабежи !
Двенадцать
человек
(символ двенадцати апостолов,
впереди которых идет Христос) изображены то роман-
тически
:
“Кругом - огни,
огни,
огни... Оплечь
-
ружейные
ремни... “,
то
натуралистично
:
“
В
зубах
цигарка,
примят картуз. На спину надо б бубновый туз ! ” (знак
каторжника).
Поэма,
языком
которой
трудно не
восхищаться,
вводит нас в обстановку революционных месяцев, окра-
шенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над
волей и правами людей.
Сегодня
вопрос
о
роли революции - один из
главных для многих из нас.
С расстояния
трех четвертей века
отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и
великая энергия великого народа, которую так
долго сдерживали.
Историки
еще
десятилетия
будут
спорить о роли Октября, но нынче мы должны
быть сильно благодарны
Александру Блоку за то,
что он так
точно и ярко
запечатлел
революционную
эпоху в своем небольшом произ-
ведении. А
если еще
вспомнить,
что он благословлял
революцию,
в пожаре
которой
сгорела
его выдающаяся
библиотека
(она
собиралась
поколениями его предков!),
мы
согласимся с А.М.Горьким, что
это “человек бес-
страшной искренности”,
и поймем слова К.Федина, который после безвременной смерти 40-летнего поэта
гово-
рил, что уже “не будет подобного мужества и подобной тоски о
правде будущего, какие проявил А.Блок”.
|