|
|
Столичное и поместное дворянство в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Русский критик В.Г. Белинский не случайно назвал роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни».
Связано это, конечно же, с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом в
стихах по широте охвата современной писателю действительности. Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было
существенно для жизни поколения: быт и нравы людей, состояние душ, популярные философские, политические и экономические
течения, литературные пристрастия, моды и так далее. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом
показаны все слои русского общества, в том числе высший свет Петербурга, дворянская Москва и поместное дворянство.
Петербург того времени был настоящим центром культурной и политической жизни, местом, где жили лучшие люди России. Там
«блистал Фонвизин, друг свободы», покоряли публику Княжнин и Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, а потому он
точен в описаниях, не забывая ни «о соли светской злости», ни о «необходимых глупцах», «накрахмаленных нахалах» и тому
подобном. Петербург явно ориентирован на западный образ жизни, и это проявляется и в моде, и в репертуаре театров, и в
обилии «иноплеменных слов». Жизнь дворянина в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но при этом
«однообразна и пестра». При всей своей любви к северной столице Пушкин не может не отметить, что влияние высшего
петербургского света, принятые в нем система воспитания и образования и образ жизни накладывают неизгладимый отпечаток
на сознание человека, делая его либо пустым и никчемным, либо преждевременно разочарованным в жизни. Главный герой
романа, Евгений, конечно же, столичный житель, даже, не!
смотря на то, что он стоит на ступеньку выше светского общества.
Глазами жителя Петербурга показана нам Москва – «ярмарка невест». Москва провинциальна, в чем-то патриархальна. Если
при описании Петербурга поэт использует большое количество глаголов, то образ Москвы складывается из существительных,
что на художественном уровне подчеркивает неподвижность этого города. И действительно, с того момента, как мать Татьяны
Лариной покинула столицу, в ней, по сути, ничего не изменилось:
Но в них не перемены;
В них все на старый образец…
Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает «бессвязный пошлый вздор» и с
грустью отмечает, что в разговорах людей, которых встречает в гостиной Татьяна, «не вспыхнет мысли в целы сутки».
Современная поэту Россия – Россия деревенская, и Пушкин подчеркивает этой игрой слов в эпиграфе ко второй главе.
Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. Поместные дворяне живут
жизнью, распорядок которой заведен раз и навсегда много лет назад. В покоях своего дяди Онегин находит «календарь
осьмого года», ибо «старик, имея много дел, в иные книги не глядел». В их жизни ничего не происходит, один день похож на
другой. Отличается от других помещиков, пожалуй, лишь Ленский, «с душою прямо геттингенской», да и то потому, что
образование Владимир получает в Германии. Впрочем, Пушкин предвидит, что, не погибни Ленский на дуэли, он мог бы через
двадцать лет повторить жизнь старого Ларина или дяди Онегина:
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.
С иронией Пушкин описывает и светское деревенское общество, собравшееся в доме Лариных. Не случайно некоторых гостей
автор наделяет фамилиями персонажей пьес Фонвизина. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их
жизненных интересов. Деревенская жизнь располагает, по мнению Пушкина, к тому, чтобы романтических грез перейти в мир
будничных забот. Но неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина – Татьяна Ларина, в
воспитании и образовании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры. Именно поместное
дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения.
|
|
|