|
|
Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова \"Герой нашего времени\"
Роман \"Герой нашего времени\" (1840) создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею
образов, долгие годы привычно называемых критиками \"лишними людьми\". Печорин - это \"Онегин своего времени\", -
утверждал Белинский. Но были ли такими уж \"лишними\" Онегин и Печорин? Попробуем разобраться.
Лермонтовский герой - человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе \"силы необъятные\", но на его совести
много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет \"роль топора в руках судьбы\", \"необходимого
действующего лица всякого пятого акта\". Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и
истоки трагизма печоринской судьбы. \"Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить - это уж Бог знает!\"
Печорин жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, \"необъятным душевным силам\", но обречён исторической
действительностью и особенностям своего психического склада на трагическое одиночество и рефлексию. Вместе с тем он
признаётся: \"Я люблю сомневаться во всём: это расположение не мешает решительности характера, напротив... я всегда
смело иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерть не минуешь!\"
Печорин трагически одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы.
Печорин откровенно признаётся Максиму Максимычу:\"...Любовь дикарки немногим больше любви знатной барыни; невежество и
простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой\". Герой обречён на непонимание окружающих (исключением
являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни прекрасная \"дикарка\" Бэла, ни
добросердечный Максим Максимыч. Вспомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем штабс-капитан в силах
заметить лишь второстепенные черты облика Печорина и то, что \"тоненький\" прапорщик недавно находился на Кавказе. Не
понимает, к сожалению, Максим Максимыч и глубину страданий Печорина после гибели Бэлы: \"...его лицо ничего не выражало
особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя...\" И только по вскользь обронённому замечанию, что
\"Печорин был долго нездоров, исхудал\", мы догадываемся о подлинной силе переживаний Григория Александровича.
Последняя встреча Печорина с Максим Максимычем наглядно подтверждает мысль, что \"зло порождает зло\". Безразличие
Печорина к старому \"приятелю\" приводит к тому\", что \"добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым
штабс-капитаном\". Офицер-повествователь догадывается, что поведение Григория Александровича не является проявлением
духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание привлекают глаза Печорина, которые \"не смеялись, когда он смеялся... Это
признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти\". В чём же причина такой грусти? Ответ на этот вопрос мы
находим в \"Журнале Печорина\".
Запискам Печорина предшествует сообщение о том, что на пути из Персии он умер. Повести \"Тамань\", \"Княжна Мери\",
\"Фаталист\" показывают, что Печорин не находит достойного применения своим незаурядным способностям. Конечно, герой на
голову выше пустых адъютантов и напыщенных франтов, которые \"пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся только
мимоходом... играют и жалуются на скуку\". Григорий Александрович отлично видит и ничтожество Грушницкого, мечтающего
\"сделаться героем романа\". В поступках Печорина чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчёт. Весь план
\"обольщения\" Мери основан на знании \"живых струн сердца человеческого\". Вызывая искусным рассказом о своём прошлом
сострадание к себе, Печорин заставляет княжну Мери первой признаться в любви. Может быть, перед нами пустой повеса,
обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает последнее свидание героя с княжной Мери. Поведение Печорина
благородно. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.
Печорин, вопреки собственным убеждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь героя сложна. Так, чувство
к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность потерять ту единственную женщину, которая поняла
Григория Александровича совершенно. \"При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете -
дороже жизни, чести, счастья!\" - признаётся Печорин. Загнав коня на пути в Пятигорск, герой \"упал на траву и как
ребёнок заплакал\". Вот она - сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто
его любит. Судьбы Бэлы, княжны Мери и Веры доказывают это.
История с Грушницким - иллюстрация того, что незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие,
ничтожные. Впрочем, в своём отношении к Грушницкому Печорин по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает
все усилия, чтобы вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть. Бесполезно! Грушниций стреляет первым.
\"Пуля оцарапала мне колено\", - комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя - большое художественное
открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович заключает своеобразную сделку с собственной совестью.
Благородство сочетается с беспощадностью: \"Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе
его могла проснуться игла великодушия... Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала\".
И Печорин не щадит противника. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в пропасть... Но победа не доставляет Печорину
радости, свет меркнет в его глазах: \"Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели\".
Мне кажется, что трагизм судьбы Печорина связан не столько с социальными условиями жизни героя, но и с тем, что
изощрённая способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, \"бремя познанья и сомненья\" приводят человека
к утрате простоты, естественности. Даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.
|
|
|