|  |  | 
 
Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова \"Герой нашего времени\" 
Роман \"Герой нашего времени\" (1840) создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею
 образов, долгие годы привычно называемых критиками \"лишними людьми\". Печорин - это \"Онегин своего времени\", -
 утверждал Белинский. Но были ли такими уж \"лишними\" Онегин и Печорин? Попробуем разобраться.
 Лермонтовский герой - человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе \"силы необъятные\", но на его совести
 много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет \"роль топора в руках судьбы\", \"необходимого
 действующего лица всякого пятого акта\". Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и
 истоки трагизма печоринской судьбы. \"Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить - это уж Бог знает!\"
 Печорин жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, \"необъятным душевным силам\", но обречён исторической
 действительностью и особенностям своего психического склада на трагическое одиночество и рефлексию. Вместе с тем он
 признаётся: \"Я люблю сомневаться во всём: это расположение не мешает решительности характера, напротив... я всегда
 смело иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерть не минуешь!\"
 Печорин трагически одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы.
 Печорин откровенно признаётся Максиму Максимычу:\"...Любовь дикарки немногим больше любви знатной барыни; невежество и
 простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой\". Герой обречён на непонимание окружающих (исключением
 являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни прекрасная \"дикарка\" Бэла, ни
 добросердечный Максим Максимыч. Вспомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем штабс-капитан в силах
 заметить лишь второстепенные черты облика Печорина и то, что \"тоненький\" прапорщик недавно находился на Кавказе. Не
 понимает, к сожалению, Максим Максимыч и глубину страданий Печорина после гибели Бэлы: \"...его лицо ничего не выражало
 особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя...\" И только по вскользь обронённому замечанию, что
 \"Печорин был долго нездоров, исхудал\", мы догадываемся о подлинной силе переживаний Григория Александровича.
 Последняя встреча Печорина с Максим Максимычем наглядно подтверждает мысль, что \"зло порождает зло\". Безразличие
 Печорина к старому \"приятелю\" приводит к тому\", что \"добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым
 штабс-капитаном\". Офицер-повествователь догадывается, что поведение Григория Александровича не является проявлением
 духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание привлекают глаза Печорина, которые \"не смеялись, когда он смеялся... Это
 признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти\". В чём же причина такой грусти? Ответ на этот вопрос мы
 находим в \"Журнале Печорина\".
 Запискам Печорина предшествует сообщение о том, что на пути из Персии он умер. Повести \"Тамань\", \"Княжна Мери\",
 \"Фаталист\" показывают, что Печорин не находит достойного применения своим незаурядным способностям. Конечно, герой на
 голову выше пустых адъютантов и напыщенных франтов, которые \"пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся только
 мимоходом... играют и жалуются на скуку\". Григорий Александрович отлично видит и ничтожество Грушницкого, мечтающего
 \"сделаться героем романа\". В поступках Печорина чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчёт. Весь план
 \"обольщения\" Мери основан на знании \"живых струн сердца человеческого\". Вызывая искусным рассказом о своём прошлом
 сострадание к себе, Печорин заставляет княжну Мери первой признаться в любви. Может быть, перед нами пустой повеса,
 обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает последнее свидание героя с княжной Мери. Поведение Печорина
 благородно. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.
 Печорин, вопреки собственным убеждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь героя сложна. Так, чувство
 к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность потерять ту единственную женщину, которая поняла
 Григория Александровича совершенно. \"При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете -
 дороже жизни, чести, счастья!\" - признаётся Печорин. Загнав коня на пути в Пятигорск, герой \"упал на траву и как
 ребёнок заплакал\". Вот она - сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто
 его любит. Судьбы Бэлы, княжны Мери и Веры доказывают это.
 История с Грушницким - иллюстрация того, что незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие,
 ничтожные. Впрочем, в своём отношении к Грушницкому Печорин по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает
 все усилия, чтобы вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть. Бесполезно! Грушниций стреляет первым.
 \"Пуля оцарапала мне колено\", - комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя - большое художественное
 открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович заключает своеобразную сделку с собственной совестью.
 Благородство сочетается с беспощадностью: \"Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе
 его могла проснуться игла великодушия... Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала\".
 И Печорин не щадит противника. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в пропасть... Но победа не доставляет Печорину
 радости, свет меркнет в его глазах: \"Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели\".
 Мне кажется, что трагизм судьбы Печорина связан не столько с социальными условиями жизни героя, но и с тем, что
 изощрённая способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, \"бремя познанья и сомненья\" приводят человека
 к утрате простоты, естественности. Даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.
 
 
 
 |  | 
 
 |