|  |  | 
 
Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. 
На берег выброшен грозою,
 Я гимны прежние пою.
 А.С. Пушкин
 
 Каждого поэта на протяжении жизни, и особенно в зрелые годы,
 волнует вопрос о значении его труда для общества и вообще о
 назначении поэтического творчества. А.С. Пушкин высоко оценивал
 роль и характер деятельности поэта. Поэзия для Пушкина всегда была
 искусством, высочайшим проявлением творческого духа. Обязательным
 условием нормальной творческой деятельности он считал свободу
 творчества, независимость личности поэта. Его волновал также вопрос
 о том высоком предназначении, которое он должен выполнить как
 поэт. Еще на заре своей литературной деятельности, в лицейских
 стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью, судьбой
 поэзии и поэта в современном, ему обществе.
 В первом напечатанном стихотворении. \"К другу стихотворцу\" мы
 находим .такие размышления поэта: Не так, любезный друг, писатели
 богаты; Судьбой им нe даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом
 набиты сундуки; Лачужка под землей, высоки чердаки - Вот пышны их
 дворцы, великолепны залы... Их жизнь - ряд горестей, гремяща слава -
 сон.
 И все же, прекрасно понимая незавидную судьбу поэта в современном
 ему обществе, лицеист Пушкин для себя избирает путь литературного
 творчества. Он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба
 поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не
 ожидали. \"Мой жребий пал; я лиру избираю\", - пишет Пушкин. Уже в
 этом раннем стихотворении ясно слышатся ноты презрения по
 отношению \"к сильным мира сего\", не способным ни ценить, ни тем
 более понимать поэзию и самого поэта. В 1815 году Пушкин пишет
 стихотворение \"К Лицинию\". Вспоминая римского сатирика Ювенала,
 Пушкин так определяет задачи поэта: \"Свой дух воспламеню жестоким
 Ювеналом, в сатире праведной порок изображу, и нравы сих веков
 потомству обнажу\". Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта -
 борца, прямо противоположный привычным представлениям XVIII
 века о назначении поэта. В понимании Пушкина, поэт не одописатель
 в честь вельмож и царей, он - \"эхо русского народа\". Об этом он и
 говорит в стихотворении \"К Плюсковой\": \"Я не рожден царей забавить
 стыдливой лирою моей... Любовь и тайная свобода внушали сердцу
 гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа\".
 \"Свободная гордость\", \"скромная, благородная лира\", стремление
 служить своей поэзией одной лишь свобода, отказ воспевать царей,
 сознание глубокой связи с народом - все это оставалось неизменным во
 взглядах Пушкина в течение всей его творческой жизни.
 Во многих стихотворениях Пушкина мы видим противопоставление
 поэта светскому обществу, среди которого он живет. Он называет это
 общество презрительно и гневно: \"толпа\", \"чернь\". Пушкин защищает
 мысль о свободе поэта от \"черни\", т.е. от невежественных гонителей
 поэта, от светского общества, от \"гордых невежд\" и \"знатных глупцов\".
 В 1826-1831 годах Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и
 поэзии: \"Пророк\", \"Поэту\", \"Поэт\", \"Эхо\", в которых автор развивает
 свои взгляды на задачи поэта: поэт свободен в своем творчестве, он
 идет своими путями, определенными его высоким призванием:
 творчество поэта - \"благородный подвиг\", поэт независим от служения
 светской толпе. Сквозь все творчество на эту тему проходит идея о
 трагической участи поэта в жизни. Когда -то эту же тему развивал
 придворный поэт Жуковский. Он был талантлив, но тем не менее,
 поэтов раньше держали при \"дворе\" в качестве лакеев и шутов. Пушкин
 избежал участи своего кумира детства. Уже ранняя поэзия Пушкина по
 богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не
 отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской
 поэзии. Вбирая в свою поэзию достижения современной ему
 литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти \"своим путем\".
 Пушкин требует от поэзии истины и выражения чувств, он далек от
 классицизма Жуковского, он не согласен со своим учителем
 Державиным, который считал, что поэзия должна \"парить\" над миром,
 Пушкин - поэт действительности. Он силен во всех жанрах поэзии: ода,
 дружеское послание, элегия, сатира, эпиграмма - везде Пушкин смел,
 его поэтический стиль нельзя спутать с другими поэтами. Во времена
 Пушкина не только почти все лицеисты писали стихи, но и
 высокообразованный слой дворянства был достаточно силен в
 литературе, поэзия была почитаема в салонах; считалось, что, неумение
 писать стихи, такой же дурной тон, как неумение танцевать или
 говорить по-французски. В творчестве каждого поэта рано или поздно
 начинается перелом, когда он должен осмыслить - для чего он пишет
 стихи? Перед Пушкиным такого выбора не стояло, он знал, что поэзия
 нужна всем, чтобы нести свет и свободу в этот мир. Позднее, сто лет
 спустя, Маяковский очень точно оценил труд поэта, заявив: \"Поэзия -
 та же добыча радия, в грамм - добыча, в год - труды, изводишь единого
 слова ради тысячи тонн словесной руды\". Поэт-декабрист Рылеев писал
 Пушкину: \"На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят,
 тебе подражают. Будь поэт и гражданин\". Пушкин выполнил это
 завещание
 
 
 
 |  | 
 
 |