| 
 | 
 | 
 
«Мелодией одной звучат печаль и радость...» (Тема любви в лирике А.Блока.) 
 
 Эпоха 1900-х годов – эпоха лирики, в которой по преимуществу отразились тревоги, упования времени, сулившего
 
«неслыханные перемены, невиданные мятежи». Блок, бесспорно – первый лирик своего времени. Поэт вошёл в литературу как
 
певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души – высший взлёт, озарённость, романтический порыв, томление,
 
восторг, душевная чиситота – это ранний Блок. В юношеской лирике Блока («Стихи о Прекрасной Даме») всё овеяно атмосферой
 
мистической тайны и совершающегося чуда. Всё в этой лирике «робко и темно», зыбко и туманно, подчас неуловимо.
 
Возвышенная нежность, любовь – вот чувства, которыми проникнуты стихи о Прекрасной Даме. Каждая встреча с ней – событие,
 
имеющее глубокий смысл, за ним – тайна:
 
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
 
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
 
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
 
И молча жду, - тоскуя и любя.
 
      Сюжет сборника «Стихи о Прекрасной Даме» - это сюжет ожидания встречи с возлюбленной – встречи, которая изменит
 
мир, преобразит его.
 
Вхожу я в тёмные храмы, 
 
Совершаю бедный обряд.
 
Там жду  я Прекрасной Дамы
 
В мерцаньи красных лампад…
 
     Эта тема ожидания и предчувствия – господствующая в юношеской лирике Блока.
 
     Облик героини в юношеской лирике, с одной стороны, вполне реален, она «земная» женщина, каждая встреча с которой
 
открывает в ней лирическому герою какую-либо новую черту:
 
Она стройна и высока,
 
Всегда надменна и сурова.
 
    С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Зари», «Владычицы Вселенной», «Величавой
 
Вечной жены», «Российской Венеры».
 
     Литературоведы часто называют первый том стихов Блока «стихотворным молитвенником»: в нём нет событийной динамики,
 
герой молча ждёт, «тоскуя и любя»; ритуальность происходящего поддержана образными знаками религиозного служения –
 
упоминания лампад, свечей. Однако внешняя малоподвижность лирического героя компенсируется драматичной сменой его
 
настроений: светлые надежды сменяются сомнениями, ожидание любви осложняется боязнью её крушения. В стихотворении 
 
«Предчувствую тебя…» наряду с нетерпеливым ожиданием звучит мотив боязни встречи:
 
Весь горизонт в огне и близко появленье,
 
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
 
И дерзкое возбудишь подозренье, 
 
Сменив в конце привычные черты.
 
     Постепенно действительность вторгается в изолированный мир мечты  лирического героя, нарушая гармонию. Начинается
 
страшная, никем неизжитая трагедия души. В записной книжке 1904г. Блок признаётся, что Прекрасная Дама его покинула –
 
навсегда. Единая направленность творчества – всецелая погружённость в мечту – исчезла, мир становится многообразен. Мир
 
тревожный, страшный, но и влекущий.
 
Много нас – свободных, юных, статных –
 
Умирает, не любя…
 
Приюти ты в далях необъятных
 
Как и жить и плакать без тебя!
 
     Ты – уже с маленькой буквы. Здесь путеводным огоньком мерцает вдали тот образ, который чем дальше, тем будет всё
 
ярче и светлее – образ Родины.
 
 
 
 
 
 
 | 
 | 
 
 
 |