|  |  | 
 
Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»: Печорин и Вулич. 
В обыденном сознании многих людей судьба всегда представлялась как непостижимая предопределенность событий и поступков.
 В обыденной речи судьба часто означает: участь, доля, стечение обстоятельств, жизненный путь.  В завершении своего
 произведения М.Ю Лермонтов не зря приходит к этой теме: она не разрешима и не имеет конкретных заключений, как, впрочем,
 и сам роман: автор лишь подводит читателя к этим размышлениям.
 Глава «Фаталист» довольно загадочна и тяжело поддается анализу, как и понятие судьбы вообще. Уже само название главы
 несет в себе загадку. Несмотря на то, что сама она мала по объему, однако в ней присутствуют много лишних и непонятных
 деталей, а с другой стороны, чем их больше, тем лучше, нам кажется, мы понимаем суть.
 Действие происходит в казачьей станице. В доме у одного майора зашел разговор о том, что «будто судьба человека
 написана на небесах…», что в свое время утверждало мусульманское поверье, однако христианство противопоставило идее
 судьбы веру в божественное провидение. Многие рассказывали различные истории подтверждающие, либо опровергающие это,
 однако никто не был в этом убежден.  «Все это вздор!» - сказал кто-то. И был задан вполне разумный вопрос: «…зачем же
 нам дана воля, рассудок? Почему мы должны давать отчет в наших поступках?».
 В это время к столу подходит Вулич, известный своей храбростью и страстью к игре. «Он был храбр, говорил мало, но
 резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн…», но «за зеленым столом он забывал все…». Его внешность,
 особенно «черные проницательные глаза» и холодная улыбка, полностью соответствовала его характеру. Впервые столкнувшись
 с ним мы понимаем, что это особенный человек, человек имеющий свои тайны и, по-видимому, убеждения.
 Вулич предлагает доказательство того, что существует предопределение, и заключает с Печориным пари. Первый берет
 пистолет,  ставит дуло ко лбу и нажимает на курок, однако осечка, он взводит курок еще раз, стреляет в фуражку и
 пробивает ее прямо по центру. И все считают этот эксперимент весьма весомым доказательством фатализма. Печорин говорит,
 что теперь верит, но следующие его рассуждения убеждают нас совсем в другом: «…не понимаю теперь, отчего мне казалось,
 будто вы непременно должны нынче умереть…». После этих слов Вулич вдруг вспыхнул и смутился. От чего он смутился? Этот
 краткий обмен репликами сильно выделяется на фоне всего повествования, он не содержит ремарок. Печорин в замешательстве,
 Вулич, который спокойно метил себе в лоб, боится слов Печорина. Кто же фаталист? Печорин ничему не верит слепо, но и
 ничего решительно не отвергает. Вулич кажется нам фаталистом, однако мы просто сильно увлеклись событиями, а что если бы
 Вулич застрелился - это тоже доказательство то!
 го, что судьба человека предопределена, а его странная реакция на слова Печорина? Из этого всего мы можем лишь сказать,
 что Вулич больше склонен к фатализму. Вулич испытает судьбу еще раз, когда будет возвращаться домой, но и последний. Он
 встретит пьяного казака, который нанесет ему удар шашкой и разрубит его почти до сердца. Казак как бы берет реванш за
 поражение Печорина. Он становится противником фатализма. Получается, что казак разрешил судьбу Вулича, однако это не
 доказывает того, что судьба в руках человека, как и того, что не существует предопределений. Вулич и казак-это крайности
 личности Печорина. Печорин всегда испытывал раздвоенность: «…я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы…
 ».  Он ведет борьбу как против казака, так и против Вулича. «Я люблю сомневаться во всем»,-говорит Печорин. Да, он не
 принимает ни фатализма, ни противоположного убеждения.
 Мы знаем судьбу Печорина и она печальна, но, как он сам сказал,(косвеная речь) «смерти не минуешь!». Но мы
 также знаем, что Печорин  всегда боролся за истину, боролся сам с собой, сомневался во всем, однако был решительным.
 Печорин всегда стремился к действию. Нужно больше рождать идей, больше действовать, больше совершать поступков, ведь
 смерти не избежишь, а быть фаталистом - это, грубо говоря,  значит прожить жизнь бесследно, «…не бросивши векам ни мысли
 плодовитой, ни гением начатого труда», иметь единственное убеждение и спокойно доживать свою жизнь, как это и делает
 Максим Максимыч. Максим Максимыч по-своему верит в предопределение. Это, по его словам, вроде как «на роду написано».
 Многим событиям из нашей жизни, я полагаю, невозможно дать объяснений. Можно обманывать свой разум, но
 объяснить все происходящее вокруг нас – значит понять суть жизни, значит стать «сверхчеловеком», что, конечно,
 невозможно, но иметь такую великую цель, стремится к своей «звезде»-в этом счастье и величие разумного человека, для
 этого он должен верить в предопределение своей судьбы и бороться со своей верой и с самим собой, так жизнь состоит из
 одних противоречий. «Ведь хуже смерти ничего не случится».
 «Только тот человек…может быть счастлив, который ставит перед собой большие цели и борется за них всеми своими силами».
 (М.И. Калинин)
 
 
 
 
 |  | 
 
 |