|  |  | 
 
Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. 
Стихотворение А.С. Пушкина «Пророк» написано в 1826 году после грозных событий 25 декабря на Сенатской площади.
 Восстание декабристов было жестоко подавлено, пять членов тайного общества осуждены на казнь через повешенье, многие
 отправятся в ссылку в Сибирь.
 У Пушкина среди декабристов имелось не мало друзей, и он очень переживал за их судьбу. Он мысленно находился с
 ними, не боялся выразить им свое сочувствие: «Во глубине сибирских руд». О грозном даре витийства поэт уже знал. О его
 воздействии на общество и на царя он в мечтах выразил в элегии «Деревня» в 1819 году.
 «О, если б голос мой умел сердца тревожить!
 По что в груди моей горит бесплодный жар
 И не дан мне судьбой витийства грозный дар?»
 В «Подражаниях Корану» появляется пророк, одаренный могучей властью над умами. В стихотворении «Пророк» Божий дар
 уже осознан. Во второй половине июля 1825 года Пушкин пишет Раевскому - младшему: «Чувствую, что духовные силы мои
 достигли полного развития, я могу творить».
 Раз можно творить, то можно служить. Надо лишь понять цели поэзии. Пушкинским пониманием цели поэзии вполне можно
 считать стихотворение «Пророк».
 «Духовной жаждою томим
 В пустыне мрачной я влачился,
 И шестикрылый серафим
 На перепутье мне явился».
 Поэт размышляет, его мучают сомнения: куда двигаться, чтобы поэзия принесла пользу его ссыльным товарищам. Он уже
 чувствует, что ждет николаевскую Россию. После прикосновения Серафима поэту-пророку внятно все – «неба содроганье» и
 «дольной розы прозябанье», «гром небес» и «жужжанье пчел над розой алой».
 Но какую пользу может он извлечь. Для поэта – пророка это невеликое приобретение. И тут серафим вырвал его «грешный
 язык» и вложил в уста «жало мудрое змеи».
 «И сердце трепетное вынул,
 И уголь, пылающий огнем,
 Во грудь отверстую водвинул».
 Божий глас его воззвал: «Глаголом жги сердца людей».
 Не для любви и ученья, проповеди и нравоученья, а на все то, что характерно для миссии ветхозаветного пророка. Здесь
 поэт отождествляется с пророком, который идет из пустыни к людям.
 Горько ироническим продолжением звучит «Пророк» у М.Ю. Лермонтова, написанное в 1841 году. Прошло 15 лет, но какая
 разница  в содержаниях стихотворений. И ничего удивительного. После победы в Войне 1812 года, в обществе была надежда на
 перемены к лучшему, социальный оптимизм. Возросла роль различных кружков и литературно-общественных собраний.
 1830-ые – эпоха затишья, спада общественной активности. Царит атмосфера разочарования, социальной депрессии.
 Отсюда оптимизм пушкинского «Пророка» и пессимизм лермонтовского. У Лермонтова гораздо сильнее, чем у Пушкина,
 звучит мысль о том, что поэзия должна служить народу. Однако она, по мнению Лермонтова, утратила свое назначение и вряд
 ли обретет его вновь.
 «Проснешься ль ты опять осмеянный пророк
 Иль никогда на голос мщенья
 Из золотых ножен не вырвешь свой клинок,
 Покрытый ржавчиной презренья?»
 Читаем мы в стихотворении «Поэт» (1837-1841). Образ осмеянного и презираемого пророка появляется вновь в стихотворении
 «Пророк» (1841г.).
 «С тех пор как вечный судия
 Мне дал всеведение пророка
 В очах людей читаю я
 Страницы злобы и порока».
 Если в пушкинском «Пророке» мы знаем, как он получил пророческий дар, то здесь автор не говорит об этом. Вполне
 возможно Пушкин передал это ему, как преемнику.
 «Провозглашать я стал любви
 И правды чистые ученья
 В меня все ближние мои
 Бросали бешено каменья».
 Поэт, наделенный божественным даром, уже на примере своего великого предшественника понимает всю тяжесть своего
 предназначенья.
 В его «Пророке» происходит обратная ситуация: пушкинский пророк из пустыни идет к людям, чтобы «жечь глаголом сердца
 людей», лермонтовский, гонимый злобой людей, возвращается в пустыню.
 «Посыпав пеплом я голову,
 Из городов бежал я нищий,
 И вот в пустыне я живу
 Как птицы, даром божьей пищи».
 
 
 
 
 
 
 |  | 
 
 |