Сны героя и их место в одном из произведений русской литературы XIX века.


Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные
жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты,
противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира. Для отражения психологического состояния
главного героя в романе «Преступление и наказание» автор использовал разнообразные художественные приемы, среди которых
немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, теряет все наносное,
чужое и, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства.
На протяжении практически всего романа в душе главного героя, Родиона Раскольникова, происходит конфликт, и эти
внутренние противоречия обусловливают его странное состояние: герой настолько погружен в себя, что для него грань между
мечтой и реальностью, между сном и действительностью смазывается, воспаленный мозг рождает бред, и герой впадает в
апатию, полусон-полубред, поэтому о некоторых снах трудно сказать, сон это или бред, игра воображения. Однако в романе
также существуют яркие, четкие описания снов Раскольникова, способствующие раскрытию образа главного героя, углублению
психологической стороны романа. Так, первый сон Раскольников видит незадолго до убийства, заснув в кустах в парке после
«пробы» и тяжелой встречи с Мармеладовым. Сон также тяжелый, мучительный, изматывающий и необыкновенно богатый символами:
Раскольников-мальчик любит ходить в церковь, олицетворяющую небесное начало на земле, то есть духовность, нравственную
чистоту и совершенство;однако дорога в церковь проходит мимо кабака, который мальчик не любит; кабак - это то жуткое,
мирское, земное, что губит в человеке человека. В сцене у кабака - убийстве беспомощной лошаденки толпой пьяных
хулиганов - маленький Раскольников пытается защитить несчастное животное, кричит, плачет; здесь видно, что по своей
природе он вовсе не жесток, беспощадность и презрение к чужой жизни, даже лошадиной, ему чужды и возможное насилие над
человеческой личностью для него омерзительно, противоестественно. Знаменательно, что после этого сна Раскольников долгое
время снов не видит, если не считать видения накануне убийства - пустыня и в ней оазис с голубой водой; здесь
используется традиционная символика цвета: голубой - цвет чистоты и надежды, возвышающий человека; Раскольников хочещь напиться, значит, для него еще не все потеряно, есть воз!
можность отказаться от «эксперимента над собой». В еще более болезненном состоянии (в лихорадке) герой слышит, как Илья
Петрович якобы избивает квартирную хозяйку;
но это скорее можно назвать слуховыми галлюцинациями или действительно бредом, если учесть повышенную температуру,
нервное расстройство и общее раздраженное состояние Раскольникова.
Положение снов в ткани романа тонко продумано, оно позволяет автору сделать нужные акценты в нужных местах. Так, второй
сон Раскольников видит непосредственно перед приходом Свидригайлова, образа демонического и своеобразно олицетворяющего
зло. Сон Э10т, как и первый, кошмарный: старуха-процентщица смеется в ответ на попытки Раскольникова убить ее.
Достоевский нагнетает, сгущает краски: смех у старухи «зловещий», гомон толпы за дверью явно недоброжелательный,
злобный, насмешливый; сон четко и достоверно отражает состояние взволнованной, отчаявшейся, мятущейся души героя,
особенно усилившееся после провала «эксперимента над собой». Раскольников оказывается не Наполеоном, не властелином,
имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели; муки совести и страх разоблачения
делают его жалким, и смех старухи - это смех и торжество зла над не сумевшим убить в себе совесть Раскольниковым.
Последний сон главный герой видит на каторге, уже на пути к нравственному возрождению, глядя на свою теорию другими
глазами. Этот сон можно трактовать по-разному; здесь несомненны апокалиптические черты, описание конца света как
результата развития теории Раскольникова (или скорее Лужина, потому что теория Лужина - гиперболизированно-гротескный
вариант теории Раскольникова). Так же четко прослеживается появление Достоевского с социалистами, в то время
призывавшими к революции как к единственно правильному выходу из сложившегося кризиса; писатель пророчески описывает
ужасные последствия такого пути развития, при котором люди, зараженные «язвой» - гордыней, не уважая и не замечая
других, начинают бороться за свои «права», пытаются лезть наверх, считая свою теорию единственно верной. В этом сне
Раскольников смотрит на свою теорию по-новому, видит ее антигуманность и расценивает ее уже как возможную причину
возникновения ситуации, угрожающей по своим последствиям. Таким образом,!
происходит переосмысление героем смысла жизни, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному
совершенству - то есть совершается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное
и светлое, купленное ценой страдания, а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к
настоящему счастью.
Многие русские писатели и до, и после Достоевского использовали сны как художественный прием, во вряд ли кто-либо из
них смог так глубоко, тонко и ярко описать психологическое состояние героя посредством изображения его сна. Сны в романе
имеют разное содержание, настроение и художественную микрофункцию (функцию в данном эпизоде произведения), но общее
назначение художественных средств, использованных Достоевским в романе, одно: наиболее полное раскрытие основной идеи
произведения - опровержения теории, убивающей в человеке человека при осознании этим человеком возможности убийства им
другого человека.