|  |  | 
 
Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». 
Роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”- одно из лучших произведений русской литературы. Этот роман стоит
 в одном ряду с такими шедеврами, как “Горе от ума”, “Евгений Онегин”, “Ревизор”. Роман был написан в эпоху, наступающую
 после декабрьского восстания.
 В центре романа – человек, стоящий по своему развитию выше окружающего его общества, но не умеющим найти
 применение своим способностям. Автор точно вывел образ молодого человека, олицетворением которого в произведении стал
 Печорин. Это умный, хорошо образованный молодой офицер, который служит на Кавказе. Он устал от светской жизни,
 избаловавшей его. Герой страдает от своей неприкаянности, в отчаянии задает себе вопрос: “Зачем я жил? Для какой цели я
 родился? Печорин – типичный герой времени, лучший представитель свой эпохи, но плата за это – его одиночество.
 В первой главе романа мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, старого офицера: “Славный был малый, только
 немного странен”. Сам Максим Максимыч не в состоянии понять сложный характер героя, которого он любит и считает своим
 другом. В “Беле” проявляется противоречивость героя. Характер его сложен. Герой сам говорит о себе: “ Во мне два
 человека: один живет в прямом смысле этого слова, а другой мыслит и судит его…” В своих словах он скрывает суть своего
 характера: его душа “испорчена светом”. По натуре своей Печорин – эгоист, об этом мы узнаем из первой повести романа.
 Это качество проявляется в любви к Бэле, а также в отношении с Мери.
 В повести “Максим Максимыч” автор дает портрет Печорина. Описывая внешность героя, автор подчеркивает его
 аристократическое происхождение. Печорин является представителем  светского общества и живет по его законам. Если в
 первой повести Печорина описывает Максим Максимыч, то здесь рассказчик меняется. “Странствующий офицер: человек тонкий и
 наблюдательный, рисует психологический портрет героя, отмечает главное в нем: он весь соткан из противоречий и
 контрастов. “Стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение”, а в улыбке было что-то детское, какая-то нервическая
 слабость”; “несмотря на белый цвет его волос, усы и брови его были черные”. Особое внимание уделяется описанию глаз
 героя: …они не смеялись, когда он смеялся! Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском: то был
 блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный”.
 В “Княжне Мери” мы встречаем человека, способного на самоанализ. Здесь Печорин характеризует себя сам, он
 объясняет, как сформировались у него дурные свойства: …такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице
 признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен…, я
 сделался завистлив, я выучился ненавидеть, я начал обманывать, я сделался нравственным калекой. Он осознает, что прожил
 жизнь пустую и бесцельную: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Герой не видит смысла жизни. Это понимание своего
 предназначения в жизни за несколько часов  до возможной смерти является кульминацией не только повести “Княжна Мэри”, но
 и всего романа.
 Печорин-человек смелый, что проявилось в дуэли. К положительным чертам героя можно отнести и его способность
 понимать и чувствовать людей. Печорин – честный, порядочный человек. Несмотря на малоприятную историю княжной Мэри,
 Печорин решает сказать правду, хотя было нелегко. И в этом эпизоде проявилась его сила воли. В.Г.Белинский сравнивал
 душу Печорина с высушенной зноем землей, которая после благодатных дождей” могла бы родить прекрасные цветы.
 Роман М.Ю.Лермонтова ставит одну из проблем – неспособность людей этого времени к действию, порожденную их
 собственной средой. Печорин – герой своего времени. Я думаю, это почетное “звание”, ведь само слово “герой”
 подразумевает необычность, исключительность. В своем романе Лермонтов сумел показать не только образ героя, но и
 раскрыть историю души человеческой”.
 Роман М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени – целостное произведение, все части которого объединены одним
 героем, причем его характер раскрывается от части к части постепенно, раскрывается от внешнего к внутреннему, от
 следствия к причине, от эпического – через психологическое – к философскому.
 Роман сразу же был причислен к шедеврам русской литературы.
 
 
 
 
 |  | 
 
 |