Александр Николаевич
Островский
( 1823-1886)
Александр Николаевич Островский
родился в 1823 году в Москве: в Замоскворечье, - в старинном
купеческом и чиновничьем районе. Отец будущего драматурга, образованный и
умелый судебный чиновник , а затем - известный в московских коммерческих кругах
стряпчий (адвокат), нажил изрядный достаток; поднимаясь по служебной лестнице ,
получил права потомственного дворянина, стал помещиком; понятно, что ему хотелось
и сына пустить по юридической части .
Александр Островский получил неплохое домашнее образование -
с детства пристрастился к литературе, владел немецким и французским языками,
хорошо знал латынь, охотно занимался музыкой. Он успешно окончил гимназию и в
1840 году поступил на юридический факультет Московского университета. Но
карьера юриста Островскому не нравилась, неодолимо влекло его к себе искусство.
Он
старался не пропускать ни одного
спектакля: много читал и спорил о литературе, страстно полюбил музыку. В то же
время сам пробовал писать стихи и рассказы.
Охладев к занятиям в
университете, Островский оставил учение. Несколько лет по настоянию отца служил
мелким чиновником в суде. Здесь будущий
драматург насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Окончательно
разочаровавшись в судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем.
Во времена юности Островского крестьяне и купцы одевались ,
ели , пили и веселились не так, как люди просвещенных сословий. Даже общая
православная вера не до конца объединяла их с образованными. В русской земле
словно существовало два разных, мало связанных , мало понятных друг для друга
мира. Но в середине 19 века границы этих миров начали постепенно разрушаться.
Образованные люди стали искать способы преодолеть разрыв, восстановить не
столько государственное - оно-то было ! - сколько духовного и культурное
единство русского народа. А простые, верные старинному укладу люди с развитием
деловой жизни все чаще вынуждены сталкиваться с современным им государством.
Приходилось обращаться в суды для разрешения имущественных и наследственных
споров , в разных учреждений получать разрешения на промысел и торговлю.
Чиновники их обманывали, запугивали и обирали. Поэтому самые сметливые стали
учить своих детей, начали приспосабливаться к «европеизированной» жизни. Но на
первых порах часто принимали за образованность лишь различные внешние стороны
высший сословий.
Богатые, но еще вчера жившие по старинке люди и новые
требования, которые властно предъявляет им современная жизнь, - вот основа
комедийных конфликтов молодого Островского, да еще таких , где смешное
переплетено с грустным: ведь причуды
имеющих власть не только забавны, но и опасны для бедных: зависимых и
угнетенных.
Его всероссийская известность началась со второй комедии -
«Свои люди сочтемся !» (или «Банкрот» 1849 г.) Пьеса имела огромный успех у
читателей после публикации в журнале «Московитянин». Однако постановка ее были
запрещена по указанию самого царя Николая 1 . Цензурный запрет продержался одиннадцать
лет.
Уже в комедии «Свои люди - сочтемся!» проявились основные
черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать
важным общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только
главных , но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит
сочная, живая народная речь. И у каждой из
них - не простой, заставляющий задуматься конец.
После того: как в комедии «Свои люди - сочтемся!» была
создана столь безотрадная картина, Островскому захотелось показать героев
положительных, способных противостоять безнравственности
и жестокости современных отношений. Он
опасался поселить в своих
зрелищах
чувство безнадежности. Именно такие, взывающие сочувствия герои и появляются в
комедии «Не
свои сани не садись» (1853)
(первая из пьес Островского которая пошла на сцене ) и «Бедность не порок»
(1954).
В 1956 г Островский совершил путешествие по Волге: от
истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали
его творчество. Отразились они и в «Грозе» (1959) одной из самых знаменитых его
пьес. Действие пьесы происходит в вымышленном глухом городе Калинове.
Островский показал в пьесе не только внешние обстоятельства трагедии: суровость
свекрови, безволие мужа и его приверженность к вину; равнодушное формальное
отношение калиновцев к вере; не только властную грубость богатых купцов, нищету
и суеверие
жителей. Главное в пьесе -
внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей
самой. Драма Островского как бы запечатлела народную Россию на переломе, на
пороге новой исторической эпохи.
В 60 г.г. в творчестве островского появляется и герой дворянин.
Но такой, который занят не правдоискательством, а успешной карьерой. Например в
комедии «На всякого мудреца довольно простоты» - целая галерея дворянских
типов, по-разному переживающих отмену крепостного права. Главные герои «Леса» -
двое из дворянского рода Гурмыжских: богатая и немолодая помещица,
проматывающая имение с любовниками, и ее племянник актер.
В последних произведениях Островского в центре событий все
чаще оказывается женщина. Писатель словно разочарован в нравственных
достоинствах деятельного героя, «делового человека», интересы и жизненные силы
которого слишком часто полностью поглощает борьба за материальный успех. В
конце своего творческого пути он написал драму «Богатые невесты»ю Но самая
прославленная пьеса Островского о судьбе: как тогда выражались, « девушки на
выданье» - «Бесприданница» (1878 г)
В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода
художественный памятник отечественному театру. В 1972 г. он написал
стихотворную комедию «Комик 17 столетия»о рождении первого русского театра. Но
гораздо более известны пьесы Островского
о современном ему театре - «Таланты и поклонники» (1981) и «Без вины
виноватые» (1983). Здесь он показал как заманчива и трудна жизнь актеров .
Проработав для русской сцены без малого сорок лет Островский
создал целый репертуар - около пятидесяти пьес. Произведения Островского и до
сих пор остаются на сцене. И через полтораста лет не трудно увидеть рядом
героев его пьес.
Умер Островский в 1886 году в своем любимом заволжском имении
Щелыково, что в костромских дремучих лесах: на холмистых берегах маленьких
извилистых речек. Жизнь писателя по большей части и протекала в этих
сердцевинных местах России: где смолоду он мог наблюдать исконные, еще мало
затронутые современной ему городской цивилизацией обычаи и нравы, слышать
коренную русскую речь.
|