|
|
РОЛЬ РЕМАРОК В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА".
<Народная>
Островского
<Гроза>
относится к драмати-ческому жанру. Принадлежность к этому жанру определяет всю композицию произведения. В этой драме затрагиваются многие важные аспекты жизни мещанства и купечества в конце 50-х годов XIX века, и автор не может не выразить своего мнения, но для дра-матического жанра средства выражения авторской позиции не очень разнообразны: через ремарки, через определенного героя и через имена, композицию и т. д.По мере развития русской драматургии изменялась и роль ре-марок. У Грибоедова это в основном описание действий, а у Чехова они несут и очень большую смысловую нагрузку. Пьесы Островско-го предназначались и для чтения, поэтому ремарки его хотя и со-стоят из довольно коротких вставок, но несут большой внутренний потенциал.Ремарки в
<Грозе>
описывают пейзаж, обстановку, героев и их поведение.Лексика, используемая в комментариях действий, придает им более определенное значение:
<Кабанов>
, и не
<бежит>
.Пейзаж описывается подробно только в нескольких случаях: действия I и IV с видом на Волгу и овраг (сц. 2, д. III). В этих сце-нах Катерина освобождается от человеческих законов и обычаев и отдается природным порывам.Можно дополнить вид на Волгу в
<Грозе>
(
<Общественный>
) пейзажем из
<Бесприданницы>
, действие которой тоже происходит
<на>
:
<Вид>
. И мы видим, насколько жестокий, замкнутый мир Кали-нова отличается от внешнего, безудержно-огромного мира, мы по-нимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и поле-теть над Волгой, над лугами (
<Вылетела>
).Чувство иной свободы - раскованности, вседозволенности - вызывает в нас ночной пейзаж оврага (
<Овраг,>
). Этот овраг создает ощущение безвыходности, смягчаемое ноч-ной тьмой.Отсутствуют ремарки, описывающие дом Кабановых. С одной стороны, это значит, что дом Кабановых такой же, как и многие другие, то есть подчеркивается типичность семьи. Но с другой - можно предположить, что комнаты пусты, а если дом символизиру-ет души своих владельцев, то и души Кабанихи и Тихона пусты.Лишь немного описывается дом Кабановых в III действии,сцена 1:
<Улица.>
<ее>
, действительно, предстае' перед нами лишь как сын Кабанихи, а не личность.Об одежде ремарки очень общие:
<Все>
(с помощью этого выделения Бориса Островскш показывает, что сначала Борис отличался от жителей Калинова, н
|
|
|