|
|
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
«Главная роль,
конечно, — роль Чацкого, без
которого не
было бы комедии, а, была бы,
пожалуй,
картина нравов».
(И.А.
Гончаров)
Нельзя не согласиться с Гончаровым. Да, фигура
Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те
времена (1816-1824 гг.), когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые
идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках
выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности,
свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит». Свобода личности — вот
мотив времени и комедии Грибоедова. И свобода от обветшалых представлений о
любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники
стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают «в науки
вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви, перед которой мир
целый… — прах и суета». Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными.
Стремление Чацкого — служить отечеству, «делу, а не
людям». Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем
иностранным, угодничество, низкопоклонство.
И что же
видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб
пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал — «умеренность и
аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь».
Итак, в
центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (оценка
Грибоедова) и консервативным большинством.
Как и
всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается
прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую
участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит
Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад
жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего,
распуская сплетню о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий
человек объявлен безумцем!
«Так!
Отрезвился я сполна!»— восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это — поражение
или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров,
сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в
свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Гончаров считает, что
роль всех Чацких — «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но
они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие.
Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях
Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства. Конечно,
Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать
действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок к нам
потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и благо,
долг и честь — таких героев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, он
человек, и ничто человеческое ему не чуждо. «Ум с сердцем не в ладу»,— говорит
герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить душевное
равновесие и хладнокровие, способность влюбляться безоглядно, это не дает ему
видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому — это такие
естественные черты! «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»,—
писал Пушкин в стихотворении «Признание». Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то
же. А юмор Чацкого, его остроты — как они привлекательны. Все это и придает
такую жизненность, теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою.
И еще…
Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже показали, проблемы
своего времени, Грибоедов создал в то же время образ непреходящего значения.
«Чацкий — декабрист»,— писал Герцен. И он, конечно, прав. Но еще более важную
мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века
другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». В этом
секрет вечной актуальности пьесы и жизненности ее героев. Да, идея «свободной
жизни» поистине обладает непреходящей ценностью.
|
|
|