Лирика
Лермонтова.
Вхождение Л. в литературу было стремительным. В дни
смерти Пушкина вся Россия
узнала имя
его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя
поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось
в рукописных экземплярах
его знаменитое стихотворение «Смерть поэта». Но
писал Л. уже многие годы. Писал, но не публиковал. Л. боготворил Пушкина как
поэта. Он не был с ним знаком, хотя у них были общие друзья. Молодой
Л. только мечтал о том, чтобы
понести на суд Пушкина свои произведения. Одним из
них было
стихотворение
«Бородино».В стихотворении «Бородино»
рассказ о войне доверен старому
солдату. Характерно,
что Л.
сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным языком,
с характерными пословицами и поговорками. Даже неправильность речи
солдата («Постой-ка, брат мусью»)
подчеркивает взгляд на войну. Напряженность битвы
передается
подбором
особой лексики:
Звучал
булат, картечь визжала,
Рука
бойцов колоть устала,
И
ядрам
пролетать мешала
Гора
кровавых тел...
Солдат, ведущий
повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом
постоянно подчеркивает общность
патриотических целей:
И
умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой...
Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне,
как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй,
основное в стихотворении:
общность людей перед лицом врага.
Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость:
«Уж мы пойдем ломить стеною...». Основная мысль стихотворения выражается в
словах: «Да, были люди в наше время,
не
то, что нынешнее племя ...». В этих словах жалоба на настоящее
поколение, зависть к великому
прошедшему,
полному
славы и доблести. Л.
считал,
что это стихотворение не стыдно
показать Пушкину.
И в эти дни он узнает о трагической гибели поэта.
Мог ли он не откликнуться
на это
трагическое событие? Как видим, в первом же
стихотворении, которое стало известно
общественности, проявился его вольнолюбивый дух.
Для
лирики Л.
свойственны двойственность в восприятие мира, такая же, которую
он показал в своем романе
«Герой нашего времени». В душе
Л. был свой идеальный особый мир, который
резко
отличался от действительности. «В уме своем я создал
мир иной...». Необычайно широка тематика
стихотворений
Л.. За свою
короткую жизнь (он умер в 27 лет)
он
создал огромное количество
философских,
романтических, патриотических стихотворений
о любви
и дружбе, о природе, о
поисках смысла жизни. Когда
читаешь эти
стихотворения, тебя охватывает
странное
чувство. В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что
сердце невольно
сжимается от боли:
И
скучно и грустно, и некому руку подать
В
минуту душевной невзгоды...
Эта горечь распространяется
не только на него самого, но и на все
поколение («Дума»).
«Дума» - поэтическая
исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция
стихотворения подчинена авторскому
замыслу: в первом четверостишье
высказывается
общее суждение о
поколении
30-х годов:
Печально
я гляжу на наше поколенье!
Его
грядущее иль пусто, иль темно...
Последующие четверостишья
развивают и доказывают
мысль
высказанную ранее.
Мы видим
открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено
и на всех, и во внутренний мир души.
Л.
огорчает то, что многие его современники
живут «ошибками отцов
и поздним их умом». Он
говорит о декабристах, которые
смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью
говорит о том, что у его современников -
образованных людей - нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни
убеждений:
И
ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем,
не жертвуя ни злобе, ни любви ...
Нравственно опустошенные, утратившие цельность
мировоззрения, современники поэта не способны
ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным
выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:
Толпой
угрюмою и скоро позабытой
Над
миром мы пройдем без шума и следа.
Не
бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни
гением
начатого труда.
Какая
ирония
звучит в словах!
Мы
жалко бережем в груди остаток чувства...
Мы
иссушили
ум наукою бесплодной...
К
добру и злу послушно равнодушны...
«Дума» -
это
сатира и элегия. Поэт говорит от лица
той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и
сделать ничего не могла.
Безусловным
шедевром
русской
лирики
является стихотворение «Выхожу один
я на
дорогу». В нем
проявилось исключительное
мастерство поэта в изображении
переживаний
лирического героя.
Перед
нами
изумительные картины природы,
которые подчеркивают
мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается
риторическими вопросами: «Что же мне так больно и
так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?" Автор показывает нам, что
невозможно найти успокоение в
общении с
природой. Это только мечта, желание, а не реальность:
Уж
не жду от жизни ничего я,
И
не жаль мне прошлого ничуть...
Показывая
переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор
дает нам возможность почувствовать, что
грусть его светла. Контраст, который
обнажил
в самом начале
стихотворения
поэт, - это контраст
природы и
внутреннего состояния человека:
В
небесах торжественно и чудно!
Спит
земля
в сиянье голубом...
Что
же
мне так больно и так трудно?
Жду
ль чего? жалею ли о чем?
Таким образом, мы видим, что во многих
стихотворениях Л. явно просматривается
грусть, тоска, одиночество. Противоречия между
героем и миром
углубляются и
расширяются. Эти противоречия связаны и с личной
жизнью героя, и с особенностями
эпохи, в
которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт другой эпохи».
|