|
|
ОБРАЗ НИКОЛАЯ РОСТОВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО
<ВОЙНА>
.
Роман Л. Н. Толстого
<Война>
- один из самых густона-селенных романов, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора. Вослед за Толстым мы идем и спускаемся в сложный быт человеческого су-ществования и вместе с ним разглядываем живые существа, кото-рые в нем действуют. Это очень сложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир идей реальность.Есть лица раздражающие, есть герои, которые вызывают восхи-щение или ненависть, любовь, и среди них Николай Ростов - самый задушевный персонаж романа.Какой чудный детский мир в доме Ростовых: жизнь чище и
<разговоры>
. Два красивых молодых человека, один офи-цер, другой - студент, Николай Ростов,
<невысокий>
с открытым выражением лица.В следующий раз мы встречаем Ростова в гусарском Павлодар-ском полку:
<Эскадрон,>
, - сообщает Толстой. Сложный мир воинских взаимоотношений Николай выстраивает при помощи трех главных для него оснований: честь, достоинство и верность присяге. Он даже помыслить не может солгать. Двусмыс-ленное положение, в котором оказывается благодаря поступку Те-лятина, удивляет даже бывалых однополчан. Недаром седовласый штабротмистр увещевает Ростова:
<Спросите>
И выясняет молодой Ростов, что честь полка во внутренней ие-рархии ценностей выше и дороже чести личной.
<Я>
- восклицает он, когда осознает это. На наших гла-зах происходит мужание характера. Порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести.Когда сюжетная логика приводит Николая на поле Шенграбен-ского сражения, наступает
<момент>
. Ростов осознает не-возможность убийства и смерти.
<Не>
, - думает он, убегая от французов. Он растерян. Вместо того чтобы стрелять, он швыряет в противника пистолетом. Он убегает с чувством
<зайца,>
. Его страх - это не страх перед врагом. Им владеет
<чувство>
.Николая Ростова не отличают ни глубина ума, присущая, на-пример, князю Андрею, ни способность глубоко мыслить и пережи-вать боль и чаяния людей, характерная для Пьера Безухова. Бол-конский справедливо видит в нем недалекого гусарского офицера, тот тип людей, который он особенно не любил. Автор называет его
<простодушным>
, и это как раз то слово, которым можно выразить его внутреннее существо. Простая душа. Честная и порядочная.Полюбив княжну Марью, он до конца, до некоего предела ра-зумности хранит верность Соне, которой дал слово.Женившись, он так же, как когда-то отдавался служению оте-честву, отдался служению своей семье и хозяйству.
<Николай>
. (Высшая похвала гр. Толстого.)Автор неохотно прощается с Николаем Ростовым. Определен-ные черты его характера легко угадываются в Константине Левине из
<Анны>
. Они получили окончательное оформление в образе Дмитрия Нехлюдова из
<Воскресения>
.
|
|
|