| 
 | 
 | 
 
   Анализ стихотворения Блока "О доблестях, о подвигах, о славе" (адресовано жене).
I. Любовь - умиротворенность для души.
 
II. Анализ стихотворения.
 
1. Композиция стихотворения.
 
2. Жанр стихотворения.
 
3. Эпитеты, олицетворения, метафоры.
 
4 Параллель со стихотворением Пушкина.
 
III. Вера в любовь - спасение души.
 
Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в "страшном мире". Не чувствовал он  её и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворённость, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни. Большое количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них - "О доблестях, о подвигах, о славе…". 
 
Это стихотворение было написано в 1908 году. Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой мечте, в которую он теперь не способен так сильно верить:
 
О доблестях, о подвигах, о славе
 
Я забывал на горестной земле,
 
Когда твоё лицо в простой оправе
 
Передо мной сияло на столе… 
 
Уж не мечтать о нежности, о славе,
 
Всё миновалось, молодость прошла!
 
Твоё лицо в его простой оправе
 
Своей рукой убрал я со стола.
 
Стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе…" имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и её. 
 
Жанр стихотворения - любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад:
 
И вспомнил я тебя пред аналоем,
 
И звал тебя, как молодость свою…
 
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
 
Я слёзы лил, но ты не снизошла.
 
Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встретил он больше и настоящей любви, на жизненном пути ему 
 
 
встречалась лишь страсть:
 
Летели дни, крутясь проклятым роем…
 
Вино и страсть терзали жизнь мою…	  
 
И вспомнил я тебя пред аналоем, 
 
И звал тебя, как молодость свою…     
 
Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся "проклятым роем". Образ "страшного мира" символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с "синем плащом" прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет -  измена):
 
Ты в синий плащ печально завернулась,
 
В сырую ночь ты из дому ушла.
 
 
Не знаю, где приют своей гордыне
 
Ты, нежная, ты, милая, нашла…
 
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
 
В котором ты в сырую ночь ушла.
 
Дни подобны ночи, жизнь кажется сном ("я крепко сплю").
 
В стихотворении нам встречается большое количество эпитетов: "на горестной земле", "заветное кольцо", "проклятым роем", "сырая ночь". Та нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая её со своей молодостью: "И звал тебя, как молодость свою", отражена в произведении такими эпитетами как: "прекрасное лицо", "ты, милая", "ты, нежная". Встречаются в стихотворении олицетворения и метафоры: "когда твоё лицо в простой оправе", "передо мной сияло на столе", "я бросил в ночь заветное кольцо", "ты отдала свою судьбу другому", "летели дни", "вино и страсть терзали жизнь мою", "я крепко сплю". 
 
Если внимательно читать стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе…", то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье…".
 
Когда твоё лицо в простой оправе
 
Передо мной сияло на столе…
 
У Пушкина мы видим сходные строчки: 
 
Я помню чудное мгновенье: 
 
Передо мной явилась ты.
 
"И я забыл прекрасное лицо" -  "И я забыл твой голос нежный". "Летели дни" - "шли годы". Но, не смотря на столь похожий сценарий, финалы у стихотворений совершенно противоположные: у А.С. Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь, отчаяние (герой не вернул любимой).
 
В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к Родине. Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его стихотворениях на всём протяжении творчества великого поэта, именем которого мы гордимся и поныне.
 
 
 
 | 
 | 
 
 
 |