| 
 | 
 | 
 
"Страшный мир" в лирике А.А.Блока
 
     Александр Блок был романтическим поэтом  не  только  по  системе
 
отображения жизни,    но и по духу ее восприятия.  Он творил в порыве
 
вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь.
 
     Через душу А.Блока прошли все потрясения его времени. Лирический
 
герой его     произведений   заблуждался,     радовался,     отрицал,
 
приветствовал. Это  был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем
 
творчестве человеческих радостей и страданий.
 
     Создав в   юношескую   пору   восхитительные  по  своей  идейной
 
целостности "Стихи о Прекрасной Даме",   где  все  овеяно  атмосферой
 
мистической тайны   и  совершающегося  чуда,   Блок покорит читателей
 
глубиной, искренностью  чувства,  о которой  поведал  его  лирический
 
герой. Мир  Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой,  к
 
которой, по  его мнению,  должен  стремиться  человек.   Но  в  своем
 
стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А.Блока спустится с
 
высот одинокого счастья,  красоты.   Он  окажется  в  мире  реальном,
 
земном, который назовет "страшным миром". Лирический герой будет жить
 
в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни.
 
     Рабочим кабинетом А.Блока станет город - петербургские площади и
 
улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения "Фабрика", которое
 
прозвучит неожиданно   остро  даже  для самого поэта.  Перед нами мир
 
социальной несправедливости,  мир социального зла. Оттуда, из "жолтых
 
окон", "недвижный    кто-то,   черный кто-то людей считает в тишине",
 
идущих на фабрику. Это хозяева жизни и "измученные спины" угнетенного
 
народа. Так  поэт четко разделяет людей на тех,  кто работает, и тех,
 
кто присваивает себе их труд.  Впервые в своем  творчестве  Блок  так
 
резко, недвусмысленно  заявил тему народного страдания. Но перед нами
 
не только угнетенные люди.  Эти люди еще и унижены: "И в жолтых окнах
 
засмеются, что  этих нищих провели". И от этого страдания лирического
 
героя усугубляются.
 
     Тема униженного  обездоленного человека получает свое дальнейшее
 
развитие в стихотворении "На железной дороге".  Железная дорога здесь
 
- это   образ-символ.   Перед  нами  железная дорога жизни,  лишенная
 
доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают
 
в окнах вагона их лица - "сонные, с ровным взглядом", безразличные ко
 
всему. А  "под насыпью,  во рву некошенном", образ униженной женщины,
 
раздавленной колесами   этой жизни,  образ униженной духовности.  Вот
 
эволюция, которую  претерпевает женский образ  в  лирике  Блока,-  от
 
возвышенной Прекрасной   Дамы  до  существа,  уничтоженного "страшным
 
миром".
 
     Картины этого  бездуховного  мира  проходят  перед  читателем  в
 
стихотворении "Незнакомка":  "пьяные окрики",  "испытанные остряки" в
 
котелках, пыль    переулков,   "сонные  лакеи",   "пьяницы  с глазами
 
кроликов" - вот,  где приходится жить  лирическому  герою.   Все  это
 
туманит сознание   человека и правит его судьбой.  И лирический герой
 
одинок. Но вот появляется Незнакомка:
 
                      Дыша духами и туманами,
 
                      Она садится у окна.
 
Вглядываясь в нее,  лирический герой хочет понять,  кто перед ним, он
 
пытается разгадать его тайну.  Для него это  означает  познать  тайну
 
жизни. Незнакомка   здесь - некий идеал красоты,  радости,  а поэтому
 
преклонение перед ней означает преклонение перед красотой  жизни.   И
 
лирический герой   видит "берег очарованный и очарованную даль",  то,
 
чего жаждет его душа.  Но стихотворение заканчивается трагично:  поэт
 
понимает всю иллюзорность своей мечты познать истину ("Я знаю: истина
 
в вине").
 
     Эта трагедия  получает  свое дальнейшее развитие в стихотворении
 
"Я пригвожден   к  трактирной  стойке".   Его  "душа  глухая...пьяным
 
пьяна...пьяным пьяна...".   Лирический герой живет с чувством гибели,
 
смертельной усталости:
 
                   Я пьян давно. Мне все равно.
 
                   Вон счастие мое - на тройке
 
                   В сребристый дым унесено...
 
"Страшный мир" не только вокруг,  он и в душе лирического героя.   Но
 
     поэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего
 
пути в жизни.  Об этом его поэма "Соловьиный сад".  Как  жить?   Куда
 
идти? "Наказанье  ли ждет или награда?" Вот вопросы, которые пытается
 
решить для себя лирический герой поэмы.  Образ соловьиного сада - это
 
тот мир   красоты,   добра,   счастья,  который сохранил в своей душе
 
А.Блок. Но  лирический герой покидает этот мир безоблачного  счастья.
 
Так тема   дома  переходит  в тему бегства из дома.  В соловьиный сад
 
проникают звуки окружающего мира:
 
                    Заглушить рокотание моря
 
                    Соловьиная песнь не вольна!
 
Лирический герой  бежит  из  этого мира,  потому что душа не может не
 
слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт
 
вновь возвращается в жизнь, полную труда, лишений, обездоленности:
 
                   Я вступаю на берег пустынный,
 
                   Где остался мой дом и осел.
 
Но лирический герой уже не находит своего дома,  навсегда утеряно то,
 
чем он жил прежде.  Счастья нет там,  в соловьином саду, но его нет и
 
здесь. И  поэт испытывает мучительную трагедию раздвоения:  раздвоены
 
разум и   душа,   ум  и сердце.  А вместе с этим приходит и осознание
 
невозможности счастья в  этом  мире.   Но  за  этим  скрыта  глубокая
 
авторская мысль:  выбор сделан правильно, так как герой принес себя в
 
жертву долгу.  А по мнению Блока, жертва во имя жизни - это священная
 
жертва. И поэт не жалеет того, что он сделал.
 
     Наверное, поэтому и финал жизни самого  Александра  Блока  будет
 
трагичным, так  как он,  как и его лирический герой,  принесет себя в
 
священную жертву во имя новой жизни и новой России.
 
 
 
 
 
 
 | 
 | 
 
 
 |