Что волнует меня в рассказах о любви

Куприна и Бунина?

------------------------------------

В творчестве этих двух русских писа-

телей прослеживается одна общая тема

-тема любви.Необычайная сила и ис-

кренность чувства свойственны героям

бунинских рассказов.Любовь захваты-

вает все помыслы человека,все его силы.

Чтобы любовь не выдохлась,необходимо

расстаться и навсегда,что происходит

во всех рассказах Бунина.Все его герои

живут в ожидании любви,ищут её и чаще

всего,опалённые ею,гибнут.Любовь у

писателя долго не живёт-в семье,в

браке,в буднях.Короткая,ослепительная

вспышка,до дна озарившая души влюблён-

ных,приводит их к трагическому концу-

гибели,самоубийству,небутию.В творчес-

тве Куприна в каждом из героев есть

сходные черты:душевная чистота,мечта-

тельность,пылкое воображение,соединён-

+

ная с непрактичностью и безволием.И яс-

нее всего раскрываются они в любви.Все

они относятся к женщине с сыновьей чис-

тотой и благоговением.Готовность погиб-

нуть ради любимой женщины,романтическое

поклонение,рыцарское служение ей и в то

же время недооценка себя,неверие.Мужчины

в рассказах Куприна как бы меняются мес-

тами с женщинами.Это энергичная,волевая

"полесская колдуунья" Олеся и"добрый,но

только слабый"Иван Тимофеевич,умная,рас-

чётливая Шурочка Николаевна и "чистый,

милый,но слабый и жалкий" подпоручик

Ромашов.Все эти купринские герои с хруп-

кой душой,попавшие в жестокий мир.

Через всё творчество этих двух русских

писателей проходит тема чистого и прек-

расного чувсва."Всякая любовь-великое

счастье,даже если она не разделена"-

эти слова из рассказа "Тёмные аллеи"

Бунина могли бы повторить все герои.#

Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину

"сильным русским характером"?

----------------------------------------

В драме Островского показан сложный,тра-

гический процесс раскрепощения оживающей

души.Здесь мрак борется со светом,взлёты

сменяются падениями,здесь сказывается и

живучесть морали"тёмного царства",и шат-

кость этой морали. Глубоко трагична пер-

вая встреча Катерины с любимым. Здесь

звучит мотив народной песни -мотив неми-

нуемой гибели ("Ты убей, загуби меня со

полуночи..."):"Зачем ты пришёл? Зачем ты

пришёл, погубитель мой?"; "Зачем ты моей

погибели хочешь?"; "Ты меня загубил!"

Каким же сильным должно быть её чувство,

если она во имя него идёт на верную ги-

бель! "Не жалей, губи меня!" -восклицает

она, отдавшись этому чувству. Так любить

может не всякий,и мы убеждаемся в необы-

чайной силе героини.А каковы первые сло-

ва Катерины? Вслушаемся в них вниматель-

но:"Для меня,маменька,всё одно, что род-

ная мать,что ты,да и Тихон тоже тебя лю-

бит". В отличие от жены,Тихон произносит

свои оправдания жалобно,даже,может быть,

плаксивым тоном и вместе с тем весьма

почтительно, обращаясь к матери на "вы".

Катерина говорит о том же, что и Тихон,

возражая на упрёки.Но с каким достоинст-

вом, как просто и искренне говорит она!

Характерно и это обращение на"ты" (как к

равной),и стремление к ясным, доброжела-

тельным человеческим отношениям.В первом

явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и

Тихона,мы представляем себе Катерину как

покрную жертву,человека со сломанной во-

лей и растоптанной душой. "Маменька её

поедом ест, а она как тень какая ходит,

безответная. Только плачет да тает как

воск", -говорит о жене Тихон. И вот она

сама перед нами. Нет, она не жертва. Она

человек с сильным, решительным характе-

ром,с живым,вольнолюбивым сердцем.Из до-

му она убежала, чтобы проститься с Бори-

сом,не побоявшись кары за этот поступок.

Она не только не прячется, не таиться,но

+

"громко, во весь голос" зовёт любимого:

"Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю

тебя! Откликнись!" Нет, она не чувствует

себя рабой,напротив,она свободна,хотя бы

потому,что всё потеряла,что нечем ей бо-

льше дорожить,даже жизнью: "Для чего мне

теперь жить,ну для чего?"Борис говорит о

себе:"Что обо мне-то толковать!Я вольная

птица".В сцене свидания Катерина ему за-

видует:"Ты вольный казак".Но,по сути де-

ла,кто из них двоих более свободен?

Остановимся на репликах Бориса в сцене

прощания: "Нельзя мне, Катя. Не по своей

воле еду: дядя посылает... Не застали бы

здесь!". Борис скован страхом. Последний

монолог Катерины рисует её внутреннюю

победу над силами "тёмного царства"."Оп-

ять жить? Нет,нет, не надо... нехорошо!"

Характерно здесь слово "нехорошо": жить

под игом Кабанихи,с точки зрения Катери-

ны,безнравственно."А поймают меня,да во-

ротят домой насильно..."Как страшно зву-

чит здесь это слово -поймают,словно не о

человеке идёт речь! При мысли о насилии,

которое совершится над ней,Катерина вос-

клицает: "Ах,скорей,скорей!" Жажда осво-

бождения торжествует и над тёмными рели-

гиозными представлениями.Катерина прони-

кается убеждением в своём праве на сво-

боду чувства,на свободу выбора между

жизнью и смертью. "Всё равно, что смерть

придёт,что сама...а жить нельзя!"-размы-

шляет она о самоубийстве,которое,с точки

зрения церкви, является смертным грехом.

И далее она подвергает сомнению это пре-

дставление: "Грех! Молится не будут? Кто

любит,тот будет молится..."Мысль о любви

сильнее, нежели страх перед религиозными

запретами, и предсмертные слова Катерины

обращены не к богу и выражают не раская-

ние в совершённых грехах,-они обращены к

любимому: "Друг мой!Радость моя!Прощай!"

Так свободное от предрассудков, живое и

сильное чувство победило в душе Катери-

ны, и она вырвалась из пут "тёмного цар-

ства" на волю.#

"Петербург Достоевского"

(По роману Достоевского "Преступление и

наказание").

----------------------------------------

Город пышный,город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Скука, холод и гранит.

А.С.Пушкин

Петербург... Город, к которому в своих

произведениях обращались многие писатели

от Ломоносова до поэтов наших дней. "Дух

неволи",отмеченный в Петербурге ещё Пуш-

киным, наложил отпечаток на разочарован-

ных жизнью преждевременно усталых героев

Гоголя,Блока, Белого, Достоевского. Но у

последнего город во всех произведениях

многолик.

Царственный град Петра,воплощение силы и

власти, открывается мечтателю из "Белых

ночей"; Раскольникову же ближе другая,

вторая столица- сдавленное пространство

примыкающих к сенной площади кварталов,

тёмные дворы,чёрные лестницы.Герой прос-

то не замечает города, он слишком погло-

щён своими думами,мыслями,переживаниями.

Ему знаком только такой Петербург:

"...духота,толкотня,всюду извёстка,леса,

кирпич, пыль и та особая летняя вонь,

столь знакомая каждому петербуржцу."

Родион живёт в коморке, "которая походи-

ла более на шкаф,чем на квартиру".И,лёжа

там часами, в голове рождается мысль об

убийстве. Данные писателем повторяющиеся

детали: "вонь","духота",как бы нагнетают

обстановку в преддверии жуткой трагедии.

Лишь раз, как в тумане, возникает Петер-

бург перед Раскольниковым: "Необъяснимым

холодом веяло на него от этой великолеп-

ной панорамы; духом немым и глухим полна

была для него эта пышная картина..."

Здесь Петербург уже как самостоятельный

персонаж,виновник разыгрывающихся драмм,

враждебная людям сила.Великолепная пано-

рама Исаакиевского собора и Зимнего дво-

рца была нема для героя, как нема она и

для живущей вблизи бедноты, потому что

всё её сознание заполнено страхом перед

будущим. Но город этот ещё и город ма-

+

ленького человека-Мармеладова,титулярно-

го советника, которого мы встречаем уже

"с отёкшим от постоянного пьянства жёл-

тым,даже зеленоватым лицом и с припухши-

ми веками". В пьянстве он пытается уто-

пить реальность жизни, хотя сам чётко

сознаёт пагубность этого занятия. Траге-

дия Мармеладова- трагедия и окружающих

его людей. Теперь о пригородах. В фанта-

стическом сне Раскольникова пригород--

большой кабак,где всегда "...орали,хохо-

тали,ругались,так безобразно и сипло пе-

ли..." Но ведь реальность ничуть не луч-

ше:Соня Мармеладова,раздавленный копыта-

ми лошади Мармеладов.

"Маленькие люди" описаны и Гоголем.В Пе-

тербурге Гоголя есть те же "серые,жёлтые

и грязно-зелёные дома" с их угрюмостью.

Но описание Достоевского не так безыс-

ходно: в этом мрачном городе мелькнёт

хоть"один луч света". В душе героя и пи-

сателя мечта о городе прекрасном,создан-

ным для счастья людей. Об этом думает

Раскольников, идя на убийство: "он даже

очень было занялся мыслию об устройстве

высоких фонтанов и о том, как бы они хо-

рошо освежали воздух на всех площадях".

Так входит в роман тема города и челове-

ка,развитая в"Преступлении и наказании".

Петербург Достоевского- среда, в которой

уживаются многочисленные слои общества :

ростовщики,бедняки, студенты,интеллиген-

ция,богачи и аристократы. Для каждого из

них город видится по-разному: кому-то

празднично и весело,кому-то серо и безы-

сходно.

Достоевский писатель-гуманист,он протес-

тует против существования зла в защиту

людей.Человек и его душа,умеющая радова-

ться тому, что на мгновенье "улица вдруг

блеснёт",фантастика,контрасты-вот Петер-

бург Достоевского.

P.S. П-г- город,где рождается преступ-

ление.Что в облике города способствует

этому? Какие средства использует автор

в создании страшной картины города-

преступления?#

" Униженные и оскорблённые "

--------------------------------------

Роман Ф.М.Достоевского-это "психологи-

ческий отчёт одного преступления",прес-

тупления,которое совершил бедный студент

Радион Раскольников,убивший старуху-

процентщицу.Однако в романе речь идёт

о необычном уголовном преступлении.Это,

если так можно выразиться,идеологичес-

кое преступление,а исполнитель его--

преступник-мыслитель,убийца-философ.

Он убил ростовщицу отнюдь не во имя

обогащения и даже не ради того,чтобы

помочь своим близким:матери и сестре.

Это преступление явилось следствием

трагических обстоятельств окружающей

действительности,результатом долгих и

упорных размышдентй героя романа о своей

судьбе,о судьбе всех"униженных и оскор-

блённых",о социальных и нравственных за-

конах,по которым живёт человечество.

Жизнь предстаёт перед нами как клубок

неразрешимых противоречий.Повсюду он ви-

дит картины нищеты,бесправия,подавления

человеческого достоинства.На каждом шагу

ему встречаются отверженные и гонимые

люди,которым некуда деться.Их примером

служат Соня Мармеладова,Катерина Иванов-

на и многие другие.Да и сам Раскольников

оказался не в лучшем положении.Ему тоже,

по существу,некуда пойти.Живёт он впро-

голодь,ютится в жалкой каморке,похожей

на шкаф,откуда его грозят вышвырнуть на

улицу.Подо угрозой оказалась судьба его

матери и сестры.А судьба Мармеладова?

В разговоре Мармеладова с Раскольниковым

в кабаке звучит мысль о том,что в нищем

(а значит и в нём) никто не подозревает

благородства чувств.А в нём это благоро-

дство есть.Он способен глубоко чувство-

вать,понимать,страдать не только за се-

бя,но и за голодных детей,оправдывать

грубое отношение к себе жены, ценить

самоотверженность Катерины Ивановны и

Сони.При всей,казалось бы,потере Мар-

меладовым человеческого облика его не-

возможно презирать.В словах Мармеладова

-боль за то,что его,однажды выгнав из

человеческой компании,уже больше никогда

в неё не допустят.Перед нами оскорблён-

ный человек,но сохранивший чувство соб-

ственного достоинства,глубоко сознающий

своё падение,но не в силах ничего изме-

нить.Осмелишься ли осудить человека,су-

дьба которого сложилась так трагически

не только по его вине? Это человек,а в

нём не хотят видеть человека.

Вспомним жизнь Катерины Ивановны.Она

больна чахоткой,о чём говорят красные

пятна на её лице,которых так боиться

Мармеладов.Из его рассказа о жене мы

узнаём,что она из дворянской семьи,

воспитывалась в губернском дворянском

институте.Выйдя замуж без родительского

благословления,оказавшись в отчаянном

положении,с тремя детьми на руках,она

после смерти мужа вынуждена была пойти

замуж за Мармеладова."Можете судить по

тому,до какой степени её бедствия дохо-

дили,что она,образованная и воспитанная

+

и фамилии известной,за меня согласилась

пойти!Но пошла!Плача и рыдая и руки ло-

мая,пошла!Ибо некуда было идти".Но об-

легчения не наступило и после замужес-

тва:муж выгнан со службы и пьёт,грозит

выгнать квартирная хозяйка,бьёт Лебе-

зятников,плачут голодные дети.Не жесто-

кость руководит ею,когда она посылает

Соню на панель,а отчаяние и безвыход-

ность.Катерина Ивановна понимает,что

Соня принесла себя в жерву близким.

Именно поэтому,когда Соня вернулась

с деньгами,она "весь вечер в ногах у

неё на коленях простояла,ноги ей цело-

вала,встать не хотела".Мармеладов даёт

жене точную характеристику,говоря,что

она "горячая,гордая,непреклонная". Но

человеческая гордость её,как и Марме-

ладова,попирается на каждом шагу,о дос-

тоинстве и самолюбии заставляют забыть.

Бессмысленно искать помощи и сочувсвия

у окружающих, "некуда идти" Катерине

Ивановне,везде тупик.Рассказывая о Соне

и встретившейся Раскольникову девочке,

писатель не случайно останавливает вни-

мание читателей на их портретах:чистота

и беззащитность,показанные в портретах

Сони и обманутой девочки,не соответству-

ют образу жизни,который они вынуждены

вести,поэтому Раскольникову"странно и

дико было смотреть на такое явление".

Соню толкает на панель нищета и невоз-

можность честно зарабатывать на жизнь.

Её будущее безрадостно,как и будущее

обманутой девочки.Оно укладывается в

формулу:"больница...вино...кабаки и ещё

больница...года через два-три-калека,

итого житья ей 19 аль 18 лет от роду

всего-с...".Достоевский убедительно

показывает,что иные отношения,кроме

безразличия,любопытства,злорадной нас-

мешки,противоестественны в этом мире.

Люди смотрят друг на друга"враждебно и

с недоверчивостью".Все,кроме Расколь-

никова,слушают"забавника"Мармеладова,

"фыркая","улыбаясь","зевая",а в общем

равнодушно.Так же равнодушна толпа зри-

телей,хлынувших посмотреть на муки уми-

рающего Мармеладова.В сне Раскольникова,

так похожем на явь,лошадь секут"с нас-

лаждением","хохотом и остротами".

Роман"Преступление и наказание"отразил

тревогу Достоевского за будущее челове-

чества.Он показывает,что такой жизнью,

которой сейчас живут"униженные и оскор-

блённые"жить дальше нельзя."Опираясь на

реальный материал действительности,

Достоевский выдвигал и освещал проблемы,

имеющие всемирное значение,проблемы

борьбы добра и зла в социальной жизни,

во внутренней природе людей,темы жизнен-

ного призвания человеческой личности,

страдания и протеста,эгоизма и самопо-

жертвования,преступления и наказания,

вопросы общественных,духовных связей

между людьми и их разъединения,спра-

ведливого устройства социального мира

и многие другие".#

Сергей Александрович Есенин.

----------------------------------------

Творчество Сергея Александровича Есени-

на, неповторимо яркое и глубокое, ныне

прочно вошло в нашу литературу и пользу-

ется огромным успехом у многочисленного

советского и зарубежного читателя. Стихи

поэта полны сердечной теплоты и искрен-

ности, страстной любви к беспредельным

просторам родных полей, "неисчерпаемую

печаль" которых умел он так эмоционально

и так звонко передать.

В нашу литературу Сергей Есенин вошёл

как выдающийся лирик.Именно в лирике вы-

ражено всё, что составляет душу есенин-

ского творчества. В ней полнокровная,ис-

крящаяся радость юноши, заново открыва-

ющего удивительный мир,тонко чувствующе-

го полноту земной прелести, и глубокая

трагедия человека,слишком долго оставав-

шегося в"узком промежутке"старых чувств и

воззрений.И если в лучших стихотворениях

Сергея Есенина- "половодье" самых сокро-

венных, самых интимных человеческих

чувств,они до краёв наполнены свежестью

картин родной природы, то в других его

произведениях- отчаяние,тлен,безысходная

грусть.Сергей Есенин прежде всего- певец

Руси,и в его стихах, по-русски искренних

и откровенных, мы ощущаем биение беспо-

койного нежного сердца. В них "русский

дух",в них "Русью пахнет". Они впитали в

себя великие традиции национальной поэ-

зии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока.

Даже в любовной лирике Есенина тема люб-

ви сливается с темой Родины. Автор "Пер-

сидских мотивов" убеждается в непрочнос-

ти безмятежного счастья вдали от родно-

го края. И главной героиней цикла стано-

вится далёкая Россия:"Как бы ни был кра-

сив Шираз, он не лучше рязанских раздо-

лий". С радостью и горячим сочувствием

встретил Есенин Октябрьскую революцию.

Вместе с Блоком, Маяковским он без коле-

баний встал на её сторону. Произведения,

написанные Есениным в то время("Преобра-

жение","Инония", "Небесный барабанщик"),

проникнуты бунтарскими настроениями.Поэт

захвачен бурей революции, её величием и

рвётся к новому, к будущему. В одном из

произведений Есенин восклицал:"Мать моя-

родина,я-большевик!" Но Есенин, как он

сам писал,воспринял революцию по-своему,

"с крестьянским уклоном","больше стихий-

но,чем сознательно". Это наложило особый

отпечаток на творчество поэта и во мно-

гом предопределило его дальнейший путь.

Характерны были представления поэта о

цели революции,о будущем,о социализме. В

поэме"Инония"он рисует будущее как некое

+

идиллическое царство крестьянского бла-

гополучия, социализм кажется ему блажен-

ным "мужицким раем". Такие представления

сказались и в других произведениях Есе-

нина того времени:

Вижу вас,злачные нивы,

С стадом буланых коней.

С дудкой пастушеской в ивах

Бродит апостол Андрей.

Но фантастическим видениям мужицкой Ино-

нии,естественно,не суждено было сбыться.

Революцию возглавлял пролетариат,деревню

вёл за собой город."Ведь идёт совершенно

не тот социализм,о котором я думал",-за-

являет Есенин в одном из писем того вре-

мени.Есенин начинает проклинать"железно-

го гостя", несущего гибель патриархаль-

ному деревенскому укладу, и оплакивать

старую,уходящую"деревянную Русь". Этим и

объясняется противоречивость поэзии Есе-

нина, прошедшего сложный путь от певца

патриархальной,нищей,обездоленной России

до певца России социалистической, России

ленинской. После поездки Есенина за гра-

ницу и на Кавказ в жизни и творчестве

поэта происходит перелом и обозначается

новый период.Она заставляет его крепче и

сильнее полюбить своё социалистическое

отечество и по-иному оценить всё, что в

нём происходит."...Я ещё больше влюбился

в коммунистическое строительство",-писал

Есенин по возвращении на родину в очерке

"Железный Миргород". Уже в цикле "Любовь

хулигана", написанном сразу же по приез-

де из-за границы,настроения потерянности

и безысходности сменяются надеждой на

счастье,верой в любовь и будущее.Прекра-

сное стихотворение"Заметался пожар голу-

бой...", полное самоосуждения, чистой и

нежной любви, даёт ясное представление о

новых мотивах в лирике Есенина:

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь-как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось петь и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Творчество Есенина-одна из ярких,глубоко

волнующих страниц истории советской ли-

тературы.Отошла в прошлое эпоха Есенина,

но его поэзия продолжает жить, пробуждая

чувство любви к родимому краю, ко всему

близкому и разному. Нас волнует искрен-

ность и одухотворённость поэта,для кото-

рого самым дорогим на всей планете была

Русь.#

Обломов и Штольц.

-------------------------------------

Обломов и Штольц-главные герои романа

Гончарова"Обломов". Они-люди одного

класса,общества,времени.Казалось бы,

что живя в одной среде,их характеры,

мировоззрение должны быть похожи.Но

читая роман,мы с удивлением находим

в Обломове и Штольце различные ком-

поненты,составляющие их личность.

Что же делает их различными? Чтобы

ответить на этот вопрос,проследим их

физическое и духовное развитие с са-

мого детства,так как это заклкдывает

основы их характеров.

Штольц.Он воспитывался в небогатой

семье.Отец его по происхождению был

немец.Мать-русская дворянка.Все дни

семьи проходили в работе.Когда Штольц

подрос,отец стал брать его в поле,на

базар,заставлял работать.В то же время

и обучал его наукам,учил немецкому язы-

ку.Дальше Штольц стал отправлять сына в

город с поручениями,"и никогда не слу-

чалось,чтобы он забыл что-нибудь,переи-

начил,недоглядел,дал промах".Мать учила

его литературе и сумела дать прекрасное

духовное воспитание сыну. Итак,Штольц

сформировался сильным,умным юношей.

Обломов.Родители его были дворянами.

Жизнь их в селе Обломовке проходила по

своим особым законам.Самое главное в их

жизни была еда.Ей посвящали много вре-

мени.Они всей семьёй решали,"какие блю-

да будут в обед или ужин".После обеда

следовал продолжительный сон.Весь дом

засыпал.Так проходили все дни:сон и еда.

Когда Обломов подрос,его отдали учиться

в гимназию.Родителей не интересовали

знания Илюши.Они мечтали получить справ-

ку,доказывающую то,что"Илья прошёл все

науки и искусства".Что касается физичес-

кого воспитания,то его даже не выпускали

на улицу.Боялись,как бы он не убился,не

заболел.Итак,Обломов вырос забитым маль-

+

чиком,без образования,но добрым в душе.

Теперь проанализируем их взгляды на

жизнь.Труд для Штольца был частью его

жизни,удовольствием.Он не гнушался даже

самой чёрной работы.Для Обломова это бы-

ло бремя.Он был барин,а это значит,что

труду он не должен уделять ни капли вре-

мени.Я не говорю даже о физическом труде.

Ему было даже лень встать с дивана,выйти

из комнаты,чтобы там убрались.О характе-

ре героев говорит и их образ жизни.Обло-

мов проводит свою жизнь в существовании

на диване.Он ничего не делает,ничем не

интересуется(он до сих пор не может

заставить себя дочитать книгу"Путешес-

твие в Африке",даже страницы этой книги

пожелтели). Штольц ведёт деятельную

жизнь.С того момента,как он ушёл из до-

ма,он живёт трудом.Благодаря труду,силе

воли,терпению он стал богатым и извест-

ным широкому кругу людей.Идеал счастья

Обломова-полное спокойствие и хорошая

еда.И он достиг этого:он спокойно спал

на диване и хорошо питался.За ним уби-

рали слуги и дома у него больших проблем

с хозяйством не было.Идеал счастья Што-

льца-жизнь в труде.Это у него есть.Он

много трудиться,жизнь его кипит дейст-

вием.Но несмотря на все имеющиеся между

ними различия,они друзья,друзья с дет-

ства.Их сближают самые хорошие части

характера:честность,доброта,порядоч-

ность.Ещё можно рассказать о любви Обло-

мова к Ольге,если это,конечно,можно наз-

вать любовью.Для достижения её любви он

стал читать,ездить по музеям,гулать.Но

это изменение только внешнее.Внутри

Илья Ильич остаётся прежним Обломовым.

Суть романа в том,что бездействие может

погубить все лучьшие чувства человека,

разъесть его душу,погубить его личность,

а труд,стремление к образованию принесёт

счастье.#

Маяковский "о месте поэта в

рабочем строю".

----------------------------------------

На рубеже нового периода в жизни страны

и в своём собственном творчестве у Мая-

ковского возникает необходимость заново

пересмотреть и до конца продумать свои

взгляды на сущность литературы и на по-

ложение и задачи писателя в социалисти-

ческом обществе.В стихотворении"Разговор

с фининспектором о поэзии"Маяковский ре-

шает волнующий и его и каждого писателя

вопрос "о месте поэта в рабочем строю",о

значении поэзии. По его мнению,место со-

ветского поэта "в ряду беднейших рабочих

и крестьян",потому что поэт -это "народа

водитель и одновременно народный слуга".

Маяковский стремится поднять уважение к

труду поэта и отводит поэзии важную роль

в жизни общества. Маяковский высоко под-

нимал значение поэзии.Он требовал от по-

этов ответственного отношения к своему

труду, упорной, напряжённой работы над

стихом. Борьба за высокое и совершенное

мастерство-одна из главных идей"Разгово-

ра с фининспектором о поэзии".Маяковский

всегда порицал отношение к поэзии как к

лёгкому занятию. В своих стихах он резко

осуждает поэта,который,"пользуясь чужими

словами", "строчку чужую вставит и рад".

Смысл своей творческой деятельности Мая-

+

ковский видел в том, чтобы быть рупором

партийных идей,острым оружием политичес-

кой борьбы."Я...прежде всего поставивший

своё перо в услужение сегодняшнему часу,

настоящей действительности и проводнику

её -советскому правительству и партии",-

говорил Маяковский.Он видел высокое наз-

начение советского поэта в создании ак-

тивной, политически целеустремлённой и

действенной поэзии.В творчестве Маяковс-

кого-впервые в истории поэзии-политичес-

кая и эстетическая позиции художника со-

ставили взаимообусловленное единство:

политика явилась не только идейным соде-

ржанием,но и стала творческим принципом.

Это- главная особенность,характеризующая

новый тип реалистической поэзии, создан-

ной Маяковским.

Основная идея Маяковского: поэзия- это

труд,труд сложный, напряжённый,но вместе

с тем и радостный. В обществе Маяковский

хочет поднять уважение к труду поэта,а у

поэтов усилить чувство ответственности

за своё призвание. От поэзии Маяковский

требует большой политической целеустрем-

лённости. Поэзия,как и всякое искусство-

есть отражение жизни. И, в то же время,

оружие в современной общественной борь-

бе.#

Современна ли сатира Маяковского?

--------------------------------

Жизнь меняется каждый день,зада-

вая всё новые и новые вопросы и не

давая ответов.Можно ли сейчас ска-

зать что-то справедливое в отноше-

нии творчества Маяковского? Трудно

разобраться в своём времени,а что

говорить о прошлом.Получается так,

что у каждого времени своя правда.

Какое оно время Маяковского?Удиви-

тельное время.Время трагедий,разъ-

единивших отцов и детей,время фан-

тастических прогнозов,святой и на-

ивной веры в человеческое братство,

мир во всём мере:"Хоть раз бы уви-

деть,что вот,спокойный,живёт чело-

век..." Мы тоже хотим в это верить.

Эта вера сближает поколения.Мы име-

ем право рассматривать лишь стерж-

невые вопросы творчества Маяковского,

опуская те его просчёты,заблуждения,

которые породило его время,о кото-

рых мы не можем судить,так как это

уже история.В последнем своём произ-

ведении "Во весь голос" Маяковский

сказал:"Я сам расскажу о времени и о

себе".У Владимира Высоцкого есть

такие слова"...добро всегда остаётся

добром,в прошлом,будущем и настоящем".

Для человека во все века непреложные

истины добра,справедливости,честности

были ориентиром в жизни и верой в са-

му жизнь.Смысл его творчества можно

определить первыми строками поэмы

"150000000":

Идея одна у неё-сиять в

настоящее завтра.

Но каким образом?

В диком разгроме

старое смыв,

новый разгремим

по миру миф.

Как сейчас по-новому читаются эти

строки.Пророчествовав одно,он,сам не

зная,предсказал другое.Мы действи-

тельно создали лишь новый миф.

Гром разодрал побережий уши,

и брызги взметнулись земель за

тридевять,

когда Иван,шаги обрушив,

пошёл грозою вселенную выдивить.

Вот так и получается,что,рассказывая

о себе,он рассказал и о нас,правда,

смысл эти слова в конце века приобре-

ли другой.Невозможно "рай" будущего

возвести на"трупе"прошедшего.Интерес-

но читать сейчас заключительную главу

этой поэмы про"Октябрьскую революции

сотую годовщину".Не получилось все-

мирного торжества по этому поводу.

В первоначальном варианте эта поэма

была названа"Былина об Иване".Она,

действительно, сегодня читается,как

фантастическая сказка,но уже о прош-

лом.Что интересно,поэма"Пятый Интер-

национал"имела первоначальное назва-

ние"Тридевятый Интернацирнал".Гово-

рят,что в истории всё повторяется по

кругу.В это действительно веришь,ко-

гда читаешь такой его плакат из РОСТА:

Только уголь даст хлеб.

Только уголь даст одежду.

Только уголь даст тепло.

А угля добываем всё меньше и меньше.

Как выйти из этого положения?

Делайте предложение!

Не сегодняшний ли это день? Разница

лишь в том,что плакаты теперь никто

не читает,впрочем,как и самого Маяков-

ского.Победа революции внушила неоп-

равданный оптимизм насчёт дальнейших

побед.Но человечество без проблем ни-

когда,наверное,не останется.Безрабо-

тица,низкий уровень жизни,низкая за-

рабатная плата,плохие жилищные усло-

вия,бюрократические извращения в ор-

ганах власти,хотя уже и не советской

-вот вопросы,которые решаются и по

сей день,а вернее всего не решаются.

Разве эти строки не о нас:

Слава,Слава,Слава героям!!!

Впрочем,

им

довольно воздали дани.

+

Теперь

поговорим

о дряни.

И нечего нам сейчас добавить к его

фразе:"Дрянь пока что мало поредела".

Что ещё и о нас тоже? "Спросили раз

меня:"Вы любите НЭП?"-"Люблю,-ответил

я,-когда он не нелеп".А вот мудрое

политическое пророчество Маяковского-

экономиста:

На арену!

С купцами сражаться иди!

Надо счётами бить учиться.

Пусть "всерьёз и надолго" ,

но там

впереди

может новый Октябрь случиться.

Читай-август. А "Прозаседавшиеся"?

А"Бюрократиада"? Для сокращения шта-

тов избирается"тройка","тройка"выде-

ляет"комиссию и подкомиссию","комис-

сия"расширяет штат"сверхштатной сот-

ней",вопрос обсуждают на пленуме,

слушают,постановляют...

Только наших штатных современников

вся страна вместо работы с утра до

ночи слушает.Теперь мы, благодаря

телевидению,всей страной заседаем.

Бумага взад.

Бумага вперёд.

По проторенному другими следу

через замзава проплыла к преду.

Пред в коллегию внёс вопрос...

Гротеск"Прозаседавшихся"убийственный,

обнажающий абсурдность поведения лю-

дей,убивающих всё время и энергию на

бесконечные пустые заседания,напри-

мер,на заседание по поводу "покупки

склянки чернил Губкооперативом".

Разве мало в нашей жизни аналогичных

пустопорожних заседаний?Декреты,пос-

тановления,заседания,а "воз и ныне

там".

О,хотя бы

ещё

одно заседание

относительно искоренения всех

заседаний.

Бюрократия во все времена умела быс-

тро менять своё лицо,одевать новую

маску,иными словами,приспосабливаться.

Рой чиновников с недели на день

аннулирует

октябрьский гром и лом,

и у многих даже

проступают сзади

пуговицы

дофевральские с орлом.

Наш сегодняшний"Хулиган" всё тот же:

Смотрит-кому бы заехать в ухо?

Что башка не придумает дурья?!

Бомба из безобразий и ухарств,

дурости,пива и бескультурья.

Слова Маяковского из"Барышни и хулиг-

ана"надо сделать сегодняшним лозунгом:

Пора топором закона

отсечь гнилые дела и речь!

В "Стихотворении о Мясницкой,о бабе

и о всероссийском масштабе" поэт

опять прав:

Что бабе масштаб грандиозный наш?!

Бабе грязью обдало рыло,

и баба,

взбираясь с этажа на этаж,

сверху

и меня,

и власти крыла.

Действительно,"почему это о грязи на

Мясницкой вопрос никто не решает в

общемясницком масштабе?!"."Резолюцию"

Маяковского из стихотворения"Бюрокра-

тиада"можно считать резолюцией наших

дней:

По-моему,

это

-с другого бочка-

знаменитая сказка про белого бычка.

Говорят,что каждый великий поэт дол-

жен переживать сперва непризнание,по-

том признание,потом забвение-и возвра-

щение к себе.Это о Маяковском.Маяков-

ского часто называли поэтом будущего

времени.Сейчас он понятен,как никогда.

Его будущее наступило.#

" Люди холопского звания"

(по поэме Некрасова "Кому на Руси жить

хорошо").

----------------------------------------

Поэма"Кому на Руси жить хорошо" -вершина

творчества Некрасова. Это произведение

грандиозное по широте замысла,правдивос-

ти, яркости и многообразию типов. Сюжет

поэмы близок к народному сказу о поисках

счачтья и правды. Но двинувшиеся в путь

крестьяне-- не странники-богомольцы. Они

символ тронувшейся с места, очнувшейся

России. Все люди, с которыми встречаются

семь мужиков,разные:одни счастливые,дру-

гие нет;бедные и состоятельные;бунтари и

"рабы". О последних хочется поговорить

отдельно.

Наряду с крестьянами, осознающими ужас

рабской жизни,были и такие,которые свык-

лись со своим бесправным положением, хо-

лопы по убеждению.Яков Верный-холоп при-

мерный.Обиженный жестоким помещиком,Яков

в отместку кончает жизнь самоубийством у

барина на глазах.В поэме Некрасов созда-

ёт и образы холопов не только по положе-

нию, но и по своей психологии. Такой и

дворовый князя Переметьева,который счас-

тлив, вылизывая тарелки и допивая из рю-

мок иностранное вино.

У князя Переметьева

Я был любимый раб,

Жена-раба любимая...

Он молится:

"Оставь мне,господи,

Болезнь мою почётную,

По ней я дворянин!"

Близки к холопам Клим и Ипат- люди кня-

зя Утятина. Один называет себя рабом,не-

достойным,а барина-князюшкой.Другому дал

оценку сам Некрасов:

Был Клим мужик:и пьяница,

И на руку нечист.

Работать не работает,

+

С цыганами вожжается,

Бродяга,коновал!

Среди крестьян встречаются и такие,кото-

рые за деньги способны предать своих

товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шу-

тов. За службу в полиции его избивали во

всех деревнях, где он появлялся. Выражая

общее мнение людей о шпионах, Влас, один

из влиятельных крестьян, замечает по ад-

ресу Егорки:

Ай служба-должность подлая!..

Гнусь человек!-Не бить его,

Так уже кого и бить?

Жадный староста Глеб сжигает завещание

об освобождении восьми тысяч душ.Рассказ

о крестьянском грехе повествуется Игна-

тием вслед за легендой Ионушки "О двух

великих грешниках".Рассказ даётся в под-

тверждение мысли:

Велик дворянский грех!

Велик,а всё не быть ему

Против греха крестьянского.

Грех предательский-самый тяжёлый грех:

Всё прощает бог,

А Иудии грех не прощается.

Ой мужик!Мужик!Ты грешнее всех,

А за что тебе вечно маятся!

Для чего же Некрасов показал столько ти-

пов крестьян-холопов? Крепостное право

"калечит", делает из людей либо подхали-

мов, либо горьких пьяниц, разбойников, а

хуже всего-предателей. Реформа 1861 года

не улучшила положение народа, и недаром

крестьяне говорят о ней:

Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана...

Явление"холопство", если так можно выра-

зиться, можно встретить и в наше время.

Большинство таких людей-"холопы" по пси-

хологии. "Холопство" пока неискоренено и

существует повсюду.#

Образы помещиков в поэме Некрасова

"Кому на Руси жить хорошо".

---------------------------------------

В поэме"Кому на Руси жить хорошо" Некра-

сов словно от имени миллионов крестьян

выступил гневным обличителем обществен-

но-политического строя России и вынес

ему строгий приговор. Поэт мучительно

переживал покорность народа,его заби-

тость,темноту.На помещиков Некрасов

смотрит глазами крестьян,без всякой

идеализации и сочувствия рисуя их обра-

зы.Сатирически гневно рассказывает Не-

красов о паразитической жизни помещиков

в недавнем прошлом,когда"дышала грудь

помещичья свободно и легко".Барин,вла-

девший "крещёной собственностью", был

полновластным царьком в своей вотчине,

где всё ему "покорствовало".

Ни в ком противоречия,

Кого хочу-помилую,

Кого хочу-казню.

Вспоминает о былом помещик Оболт-Обол-

дуев.В условиях полной безнаказанности

и бесконтрольного произвола складывались

и правила поведения помещиков,их привыч-

ки и взгляды:

Закон-моё желание!

Кулак-моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловоррот!..

Отмена крепостного права"ударила одним

концом по барину,другим по мужику".К

условиям жизни нарастающего капитализма

барин приспособиться не может и не жела-

ет,-неизбежным становится запустение

усадеб и разорение господ. Без всякого

сожаления говорит поэт о том,как"по кир-

пичику"разбираются господские дома.Сати-

рическое отношение Некрасова к барам

сказывается и в тех фамилиях,которыми

+

он наделяет их:Оболт-Оболдуев,Утятин-

"Последыш".Особенно выразителен в поэме

образ князя Утятина-"Последыша".Это ба-

рин,который"весь век чудил,дурил".Жес-

токим деспотом-крепостником остаётся он

и после 1861года.Совершенно не зная сво-

их крестьян,"Последыш"отдаёт нелепые

распоряжения по вотчине,приказывает на

"вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохо-

ва,избу поправить заново,чтобы жили в

ней,плодилися и правили тягло!" Мужики

хохотом встречают этот приказ,так как

"той вдове-под семьдесят,а жениху --

шесть лет!" Глухонемого дурака"Последыш"

назначает сторожем,пастухам приказывает

унимать стадо,чтобы коровы своим мыча-

нием не будили барина.Нелепы не только

приказы"Последыша",ещё более нелеп и

странен он сам,упорно не желающий при-

мириться с отменой крепостного права.

Карикатурен и его внешний облик:

Нос клювом,как у ястреба,

Усы седые,длинные

И -разные глаза:

Один здоровый светится,

А левый-мутный,пасмурный,

Как оловянный грош!

Жестоким самодуром-угнетателем показан

и помещик Шалашников,"воинскою силою"

покорявший собственных крестьян. Ещё

более жесток управляющий немец Фогель.

При нём"настала каторга корёжскому

крестьянину-до нитки разорил!"-говорит

Савелий.Мужики и барин-непримиримые,

вечные враги."Хвали траву в стогу, а

барина в гробу",-говорит поэт. Пока

существуют господа,нет и не может быть

счастья крестьянину,-вот тот вывод, к

которому с железной последовательностью

проводит Некрасов читателя поэмы.#

Путь Пьера Безухова к счастью.

----------------------------------------

Чтобы жить честно,надо рваться,

путаться,биться,ошибаться,начи-

нать и бросать,и опять начинать

и опять бросать,и вечно бороть-

ся и лишаться.А спокойствие-ду-

шевная подлость.

Л.Н.Толстой

Жизнь великого писателя Л.Н.Толстого со-

стояла из нравственных исканий.Всю жизнь

он повторял одну и ту же молитву:"Госпо-

ди! Научи меня жить!" Романы свидетель-

ствуют о бесконечной душевной борьбе пи-

сателя. Задумав писать роман о декабрис-

те,вернувшемся из ссылки,он понял,что

для раскрытия внутреннего мира героев

ему надо вернуться на несколько лет на-

зад и окунуться в общество 1812 года.Но

работа с историческими книгами и архива-

ми заставила его вернуться к 1805 году.

Главной задачей Толстого было раскрытие

внутренней жизни героев."Люди, как ре-

ки...",-говорил он,подчёркивая этим сра-

внением необъятность,сложность челове-

ческой души,изменчивость и непрерывное

развитие внутренней жизни.Духовная кра-

сота любимых героев Льва Николаевича

проявляется в непрерывной внутренней

борьбе мыслей и чувств, в неустанных по-

исках смысла жизни,в мечтах о деятельно-

сти для пользы народа. На Пьера,которого

он задумал как декабриста,Толстой потра-

тил лучшие краски души своей.Безухов

ищет ответ на вопрос, поставленный перед

ним эпохой 60-х годов:что делать? Чему

посвятить жизнь?

"Он так всеми силами души своей всегда

искал одного:быть вполне хорошим",-эти

слова Пьера,сказанные об Андрее Болкон-

ском,относятся и к самому Пьеру.Впервые

встречаясь с ним в салоне Шерер,мы чув-

ствуем,что этот неуклюжий молодой чело-

век,как инородное тело,не в своей среде,

выглядит довольно нелепо.Он слишком ис-

кренен и естественен,чтобы скрывать свои

чувства за непроницаемой маской и сдер-

живать эмоции.Он не защищён от ошибок и,

как многие молодые люди того времени,во-

схищаются Наполеоном. А защищая перед

ярыми монархистами идеи французской ре-

волюции,он заходит так далеко,что совсем

уже не вписывается в это высокомерное,

презрительно относящиеся ко всему общес-

тво,и Анна Шерер вынуждена впихнуть Пье-

ра в нужные рамки.В отличии от него Ан-

дрей Болконский уже устал от всего и

стремится на войну,надеясь найти там

применение себе и совершить подвиг,до-

быть славу себе,а,следовательно,и оте-

честву.Со сдержанно презрительной улыб-

кой прохаживается он между опостылившими

ему людьми,лишь встретив Пьера,он стано-

вится немного теплее и доброжелательнее.

Чувствуя себя довольно неуютно в салоне

Анны Шерер,Пьер тратит свои силы на раз-

гул в компании Долохова и Курагина, где

"золотая молодёжь"веселится,как ей угод-

но,доходя до безрассудства.Описывая раз-

влечения молодых людей,Толстой невольно

сравнивает их с помещением,в котором они

собираются.Сначала этот зал,освещённый

богатыми люстрами,сверкает своей изыс-

канностью,белизной и богатством. Столы,

покрытые белыми,накрахмаленными скатер-

тями,ломятся под тяжестью аккуратно,

строго симметрично расставленной сереб-

ряной посуды.С иголочки одетые молодые

люди рассаживаются за столы. Но через

полчаса комната в нечто,очень похожее на

хлев.Молодые люди,отбросив все приличия,

+

пьют вино,закусывая его жирным мясом,

спорят,ставят об заклад.Сам Долохов,пос-

порив,что выпьет бутылку вина,стоя на

карнизе,уже выиграл спор и принялся за

новое развлечение.Но когда Пьер решил

испытать себя,его остановили и успокои-

ли.Этим писатель хотел подчеркнуть,что

Пьера любили и уважали...

Молодой человек мечется,ошибается,совер-

шает одну из самых страшных ошибок- свя-

зывает свою жизнь с Элен. Воспользовав-

шись его детской беспомощностью в вопро-

сах брака,его женили на холодной Элен.Но

ищет счастья в супружеской жизни и не

находит его. Поиски правды приводят его

в масонскую ложу.Пьеру кажется,что в ма-

сонстве он нашёл воплощение своих идеа-

лов.Мысль о совершенствовании мира и са-

мого себя охватывает его. Идеи братства,

равенства и любви больше всего привлека-

ют молодого человека в масонстве.Он хо-

чет действовать,приносить пользу людям.

Прежде всего он решает облегчить участь

крепостных.Но ханжество и лицемерие про-

никли и в среду масонства.Нет и личного

счастья.В жизни его наступает полоса ра-

зочарований в личном счастье,в обществе-

нных идеалах.И вновь ошибки...

Пытаясь найти своё место,он едет на Бо-

родино и волею случая оказывается на са-

мом главном и опасном редуте.Пьер рад

любой работе:таскать ящики,помогать ра-

неным.Выглядит он очень нелепо,но симпа-

тии солдат всё же обращены к нему. Вид

бойни приводит его в ужас:"Нет, теперь

они оставят это,теперь они ужаснутся

того,что они сделали!" Всем своим видом

и душевным смятением выражает Пьер всю

антигуманную сущность войны.Оставшись в

Москве,он вновь сталкивается с ужасами

войны.Тогда Пьер решает убить Наполеона,

видя в этом своё предназначение.Но пони-

мает вскоре,что Наполеон недоступен и

убить его невозможно.Спасая девочку из

огня пожара,Пьер попадает в плен,где пы-

тается понять этих людей,которые привык-

ли спать в пыли,отдавать последнее,не

оставляя себе самого нужного.Духовные и

физические страдания научили Пьера це-

нить жизнь и маленькие её радости.Встре-

ча с Платоном Каратаевым,который пред-

ставляет собой обобщённый крестьянский

образ,во многом меняет отношение Пьера к

жизни.Платон изменяет сознание Пьера

своей народной мудростью,даёт ему возмо-

жность понять иное мироощущение,не осно-

ванное на злой власти и жестокости. То,

что говорит Каратаев,обобщено,как особый

дух правды и красоты.

Любовь Наташи походит на награду Пьеру

за все лишения и душевные мучения. Ната-

ша,словно ангел,входит в его жизнь, оза-

ряя её тёплым,ласковым светом. Наконец

Пьер нашёл своё счастье в семейной жиз-

ни.Но искания его ещё не кончились.Путь

к правде слишком труден.Пьера не понима-

ют, но он не отчаивается, а доказывает

правоту своих прогрессивных идей.

Между Платоном Каратаевым и Безуховым-

стена,признанная Пьером. Но в семье час-

то вспоминают этого доброго,милого чело-

века.Пьер постоянно обращается мысленно

к нему,спрашивая себя:"А как бы поступил

он?" Николай Болконский любит Пьера, мы

чувствуем,что он продолжит дело Пьера, о

чём свидетельствуют его слова в конце

романа:"Да,я сделаю то,чем бы даже он

был доволен..."Он-это Андрей Болконский,

дух которого вселился в душу мальчика,

одобряя его и Пьера.#

"Отцы и дети" Тургенев.

----------------------------------------

Написание романа "Отцы и дети" совпало с

важнейшими реформами 19 века, а именно

отменой крепостного права.Век знаменовал

собой развитие промышленности и естест-

венных наук.Расширилась связь с Европой.

В России стали принимать идеи западни-

чества. "Отцы" придерживались старых

взглядов.Молодое поколение приветствова-

ло отмену крепостничества и реформы.

Базаров,нигилист,представляет "новых лю-

дей", в качестве главного противника ему

противопоставлен Павел Петрович Кирсанов.

Павел Петрович-сын боевого генерала 1812

года.Окончил пажеский корпус.Имел пртив-

ное красивое лицо, юношескую стройность.

Аристократ,англоман,был смешлив,самоуве-

рен, сам себя баловал. Живя в деревне у

брата,сохранил аристократические привыч-

ки.Базаров -внук дьячка,сын уездного ле-

каря.Материалист,нигилист.Говорит он"ле-

нивым, но мужественным голосом", походка

"твёрдая и стремительно смелая". Говорит

ясно и просто. Важными чертами мировоз-

зрения Базарова являются его атеизм и

материализм.Он "владел особенным умением

возбуждать к себе доверие в людях низших,

хотя он никогда не потокал им и обходил-

ся с ними небрежно". Взгляды нигилиста и

Кирсанова были совершенно пртивоположны-

ми. С первой встречи они почувствовали

друг друга врагами.Павел Петрович,узнав,

что Евгений будет гостить у них,спросил:

"Этот волосатый?" А Базаров вечером за-

метил Аркадию:"А чудоковат у тебя дядя".

Между ними всегда возникали противоречия.

"У нас ещё будет схватка с этим лекарем,

я это предчувствую",-говорит Кирсанов. И

она произошла. Нигилист не обоснованно

доказывал необходимость отрицания как

образа жизни и естественно, в силу своей

низкой филосовской культуры,наталкивался

на логически верные заключения противни-

ка. Это и являлось основой неприязни ге-

роев. Молодёжь пришла разрушать и обли-

чать, а построением займётся кто-то дру-

+

гой."Вы всё отрицаете,или,выражаясь вер-

нее,вы всё разрушаете. Да ведь надобно и

строить",-говорит Евгению Кирсанов. "Это

уже не наше дело.Сперва нужно место рас-

чистить",-отвечает Базаров.Или на вопрос,

что же вы отрицаете, последовал краткий

ответ:"Всё".Они спорят о поэзии,искусст-

ве,философии. Базаров поражает и раздра-

жает Кирсанова своими хладнокровными

мыслями об отрицании личности, всего ду-

ховного. Но всё-таки,как бы правильно не

мыслил Павел Петрович,в какой-то степени

его представления устарели.Тем более,его

противник имеет приимущества:новизна мы-

слей, народу он ближе, ведь тянутся же к

нему дворовые люди.Безусловно,принципы и

идеалы отцов отходят в прошлое. Особенно

наглядно это показано в сцене дуэли Кир-

санова и Евгения."Дуэль,писал Тургенев,-

введена для наглядного доказательства

пустоты элигантно-дворянского рыцарства,

выставленного преувеличенно комическим".

Но с мыслями нигилиста тоже согласиться

нельзя. Любовь к Одинцовой вызвала окон-

чательное поражение его взглядов,показа-

ла несостоятельность идей. В конце рома-

на герой умирает от заражения трупным

ядом.Природа берёт своё. После этих раз-

мышлений хочу не согласится с замечанием

И.Репина: "Из литературы два героя -как

образчики для подражания- преобладали в

студенчестве. Базаров и Рахматов." По-

моему, не всякий захотел бы взять себе в

образец такого человека,как Базаров.

Роман раскрывает жестокий и сложный про-

цесс ломки прежних социальных отношений.

Этот процесс предстал в романе, как раз-

рушительная стихия, меняющая привычное

течение жизни.Тургенев так строит роман,

что нигилист и Павел Кирсанов всё время

находятся в центре внимания.Современники

остро реагировали на появление произве-

дения. Реакционная печать обвинила писа-

теля в заискивании перед молодёжью,демо-

кратическая упрекала автора в клевете на

молодое поколение. Однако роман "Отцы и

дети" имел бешенный успех в российских

литературных кругах.#

Базаров и Павел Петрович Кирсанов.

----------------------------------------

Для того чтобы осознать конфликт романа

во всей его полноте, следует понять все

оттенки разногласий Евгения Базарова и

Павла Петровича Кирсанова.

"Кто есть Базаров?"-спрашивают Кирсановы

и слышат ответ Аркадия: "Нигилист". По

мнению Павла Петровича,нигилисты попрос-

ту ничего не признают и ничего не уважа-

ют. Взгляды нигилиста Базарова можно оп-

ределить,только выяснив его позицию. Во-

прос,что признавать,на чём, на каких ос-

нованиях строить свои убеждения,-чрезвы-

чайно важен для Павла Петровича. Вот что

представляют собой принципы Павла Петро-

вича Кирсанова: право на ведущее положе-

ние в обществе аристократы завоевали не

происхождением,а нравственными достоинс-

твами и делами("Аристократия дала свобо-

ду Англии и поддерживает её"),т.е. нрав-

ственные нормы,выработанные аристократа-

ми,-опора человеческой личности.Без при-

нципов могут жить лишь безнравственные

люди. Прочитав высказывания Базарова о

бесполезности громких слов,мы видим, что

"принсипы"Павла Петровича никак не соот-

носятся с его деятельностью на благо об-

щества,а Базаров принимает только то,что

полезно ("Мне скажут дело- я соглашусь".

"В теперешнее время полезнее всего отри-

цание- мы отрицаем"). Евгений отрицает и

государственный строй,что приводит Павла

Петровича в замешательство (он "поблед-

нел").Отношение к народу Павла Петровича

и Базарова разное. Павлу Петровичу рели-

гиозность народа,жизнь по заведённым де-

дами порядкам кажутся исконными и ценны-

ми чертами народной жизни, умиляют его.

+

Базарову же эти качества ненавистны:"На-

род полагает, что, когда гром гремит,это

Илья-пророк в колеснице по небу разъез-

жает.Что ж? Мне согласиться с ним?" Одно

и то же явление и называется по-разному,

и по-разному оценивается его роль в жиз-

ни народа. Павел Петрович:"Он (народ) не

может жить без веры". Базаров:"Грубейшее

суеверие его душит".Просматриваются раз-

ногласия Базарова и Павла Петровича в

отношении к искусству, природе. С точки

зрения Базарова,"читать Пушкина-потерян-

ное время,заниматься музыкой смешно,нас-

лаждатьтся природою-нелепо".Павел Петро-

вич,напротив,любит природу,музыку.Макси-

мализм Базарова,полагающего, что можно и

нужно во всём опираться только на собст-

венный опыт и собственные ощущения, при-

водит к отрицанию искусства, поскольку

искусство как раз и представляет собой

обобщение и художественное осмысление

чужого опыта. Искусство (и литература, и

живопись,и музыка)размягчает душу,отвле-

кает от дела. Всё это "романтизм","чепу-

ха". Базарову,для которого главной фигу-

рой времени был русский мужик, задавлен-

ный нищетой,"грубейшими суевериями", ка-

залось кощунственным"толковать"об искус-

стве,"бессознательном творчестве", когда

"дело идёт о хлебе несущном".

Итак, в романе Тургенева "Отцы и дети"

столкнулись два сильных,ярких характера.

По своим взглядам, убеждениям Павел Пет-

рович предстал перед нами как представи-

тель "сковывающей,леденящей силы прошед-

шего",а Евгений Базаров-как часть"разру-

шительной, освобождающей силы настоя-

щего".#

ВСТУПЛЕНИЕ.

Знание эпохи, в которую жил писатель, его

биграфии и мировоззрения помогает понять

его творчество. Почувствовать и по досто-

инству оценить литературное произведение-

значит соотнести нарисованные картины жизни

с самой реальной действительностью.

Идейное богатство, эстетические ценности

классического произведения русской литера-

туры становятся достоянием только такого че-

ловека, который подготовил себя к восприятию

содержания во всей его полноте.

Основоположник русской критики В.Г.Белинский

видел, например,величие Пушкина в том, что в

его художественном творчестве"отразилась вся

Русь,со всеми её...стихами,всё разнообразие,

вся многосторонность её национального духа."

Да и сам Пушкин считал одной из основных

черт художника его способность откликаться

на все явления жизни. То же самое можно ска-

зать и о /имя писателя/ и о его замечатель-

ном произведении /название произведения/...

+

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Произведение /название/ гуманистично."Писа-

тель, в какую бы эпоху он ни жил, является

членом общества, гражданином своей страны.

Писатель, если он только одарён творческою

силою создавать собственные образы, воспи-

тайся прежде, как человек и гражданин земли

своей, а потом уже принимайся за перо!.." -

справедливо писал Гоголь.Художественное про-

изведение, в том числе и /название/, воздей-

ствует одновременно на ум и чувства. Оно вы-

зывает радость,восторг,волнение,чувство гне-

ва,протеста,неудовлетворённоти... Сила его в

том, что оно учит образно мыслить, видеть

прекрасное и безобразное в самой реальной

жизни.

Писатель /имя/ -гуманист, ибо главное в его

творчестве-Человек,его судьба,его жизнь,свя-

занная с добром и злом, с нравственными, ду-

ховными началами. Мы благодарны писателю :

он учит нас потребности творческой деятель-

ности, бороться с тем,что мешает жить разум-

но и красиво, учит восприятию общечеловечес-

ких нравственных и эстетических ценностей и

вместе с тем неисчерпаемых национальных ду-

ховных сокровищ.