МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.В.ЛОМОНОСОВА

Факультет журналистики

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

РЕФЕРАТ

"Пространственно-временной континиум "Песни о Нибелунгах"

(конспект статьи С.Я. Гуревича)

студент: ГУЛЯЕВ Роман Юрьевич

группа: 117

МОСКВА 1996 г.

"Песнь о Нибелунгах" стоит в конце длительной тради-

ции легенд - песней о Сигурде (Зигфриде) , бургундских

королях, Гудрун (Кримхильде), Брюнхильд (Брюнхильде) и

Атли (Этцеле). То, что на рубеже ХII и ХIII вв. в империи

Штауфенов, в период расцвета феодального строя и подъема

рыцарской культуры, неизвестный австрийский поэт вновь

обращается к преданию, которое ведет свое начало от вре-

мен Великих переселений народов и по-новому его перераба-

тывает, в высшей степени показательно. Этот факт свиде-

тельствует об определенной преемственности в развитии

культуры германских народов, как доказательство того, что

старые темы и образы героической поэзии еще не потеряли

своего обаяния.

Стадиально "Песня о Нибелунгах" представляет собой

более позднее явление, чем эддические песни, которые дош-

ли до нас в рукописи второй половины ХIII в. Если следо-

вать теории А.Хойслера о "разбухании" песней в обширный

эпос, то эддические песни "предшествуют" немецкой эпопее:

сжатость, спрессованность, скупость в выражении эмоций

(помимо прямых речей героев) уступают место чрезвычайной

распространенности, местами даже растянутости повествова-

ния в "Песни о Нибелунгах".

"Песнь о Нибелунгах; кажется далеко ушедшей от той

интерпретации сказаний о Сигурде и бургундах, которая да-

на в "Старшей Эдде", - если, конечно, не придерживаться

иной точки зрения, а именно, что исландский и немецкий

циклы не представляли собой двух последовательных стадий

развитии эпоса, не противостояли один другому в качестве

разных вариантов, развивавшихся своими путями. Для того

чтобы яснее понять связь "Песни о Нибелунгах" с другими

произведениями на этот сюжет, равно как и степень разли-

чия между ними, мне представляется существенным рассмот-

реть интерпретацию в ней времени.

Начать с того, что в эпосе герои не стареют. Напом-

ню, что Беовульф, несмотря на то, что он правил геатами

на протяжении пятидесяти лет, вступив на престол уже

взрослым и свершив свои великие подвиги, тем не менее

оказывается способным выдержать на склоне дней единоборс-

тво с драконом.

Собственно, то же самое мы видим в эддических песнях

о героях. Каждая песнь, правда, воспевает обычно лишь од-

но событие, либо серию их, но в таком случае они тесно

между собой связаны.

Мы не знаем, сколь длительное время протекло между

отдельными эпизодами. Для эпического сознания это не су-

щественно.

Как интерпретируется возраст героя в "Песни о Нибе-

лунгах"? В начальных авентюрах песни Кримхильда - юная

девушка. Но и в последних авентюрах по-прежнему прекрас-

ная женщина, хотя миновало около сорока лет. Не убывает

за все эти годы могущество Хагена, он и будучи убелен се-

динами остается все тем же непобедимым богатырем. О коро-

ле Гизельхере, который впервые появился в эпопее почти

ребенком, как было сказано - "дитя", так до конца и гово-

риться; пав в бою вполне взрослым мужчиной, Гизельхер ос-

тался "дитятей". Эпический поэт не слишком внимательно

следит за возрастом своих персонажей. Так, младший брат

Хагена Данкварт говорит перед началом решающей схватки

между бургундами и гуннами:"Когда скончался Зигфрид, мне

было мало лет,// И не обязан я держать за смерть его от-

вет" (строфа 1924). Но эти слова противоречат всему, что

известно из первых авентюр эпопеи, где Данкварт фигуриру-

ет как "могучий витязь" и полноценный участник поездки

Гунтера к Брюнхильде. Зигфрид появляется в песни облике

юного нидерландского принца. Но за плечами у него уже се-

рия богатырских подвигов: победа над сказочными обладате-

лями клада - Нибелунгами, одоление дракона, в крови кото-

рого он омылся, приобретя тем самым неуязвимость. Когда

свершал он все эти деяния, неизвестно. Первые подвиги

Зигфрида в рамках "Песни о Нибелунгах" занимают год или

два. После его женитьбы на Кримхильде проходит десять

лет, прежде чем Зигфрид погибает таким же прекрасным и

юным, каким впервые появился в Вормсе.

Итак, всего песнь охватывает время примерно в трид-

цать восемь лет. Из них двадцать шесть Кримхильда вынаши-

вает мысль о мести за мужа.

На самом деле время, которое имеет отношение к по-

вествованию, еще более протяженно. Уже упомянуто время

сказочных подвигов Зигфрида, о которых рассказывает Ха-

ген, но которые не описаны в самой эпопее. К этому нужно

прибавить, что какое-то время до появления Зигфрида в

Вормсе наш герой имел некие отношения с Брюнхильдой - на

это имеются намеки, хотя автор "Песни о Нибелунгах" их не

расшифровывает, видимо, потому, что подобный сказочный

сюжет не мог органически включиться в рыцарский эпос. Ау-

дитория ХIII в., вне сомнения, эти намеки понимала.

Таким образом, герои "Песни о Нибелунгах" проходят

сквозь весьма значительный пласт времени. Но они не меня-

ются: юные остаются юными, зрелые, как Хаген, Этцель или

Дитрих, так и остаются зрелыми, а Хильдебранд - пожилым.

Не происходит внутреннего развития героев С теми свойс-

твами, с какими они в эпопею вошли, они из нее и выйдут.

Но возвратимся к "хронотопу" "Песни о Нибелунгах".

Эпическое течение времени неспешно. Обычная единица его

исчисления - годы, самое меньшее - недели. Приготовление

в дорогу, шитье нарядов, снаряжение войска, передвижение,

пребывание в гостях - все значительные промежутки време-

ни. Сбор в поход против саксов длится двенадцать недель,

шитье платьев для короля Гюнтера и сопровождающих его в

сватовстве друзей - семь недель, три с половиной года

после смерти Зигфрида Кримхильда беспрерывно его оплаки-

вает, праздник в Вене - свадьба Этцеля - длится семнад-

цать суток и т.д. Измерение эпического времени расплывча-

то.

Ускорение хода времени наблюдается лишь в заключи-

тельной части эпопеи, где примерно за сутки страшное по-

боище приводит к всеобщей гибели его участников. В осо-

бенности последние сцены (умерщвление Гунтера и Хагена)

даны крайне суммарно, почти скороговоркой, и находятся в

разительном контрасте с чрезвычайно детализированными

описаниями менее значительных эпизодов. Столь резкую сме-

ну темпа можно понять так: долгое время, годы, десятиле-

тия готовилась катастрофа, наконец час пробил, и одним

ударом решается судьба Нибелунгов!

Но сцене убийства Гунтера и Хагена предшествует эпи-

зод, который, мне кажется, проливает свет на трактовку

времени эпическим поэтом. Это сцена в последней авентюре

- "О том, как Дитрих бился с Гунтером и Хагеном". Дитрих

Бернский, потрясенный гибелью всех своих дружинников, об-

ращается к Хагену и Гунтеру с требованием дать ему удов-

летворение, а именно - сдаться ему в качестве заложников.

Они отвечают отказом, и тогда между Дитрихом и Хагеном

происходит поединок. Бернец одолел Хагена, связал его и

отвел к Кримхильде, взяв с нее обещание не умерщвлять

его. Спрашивается: чем все это время был занят Гунтер? Он

как бы забыт. Но вот эпизод стычки между Дитрихом и Хаге-

ном завершен, Дитрих передал пленного Кримхильде, и мы

читаем: "Меж тем державный Гунтер взывал у входа в зал://

"Куда же бернский богатырь, обидчик мой пропал?" После

этого происходит схватка между Гунтером и Дитрихом и

пленение вормского короля. Современному переводчику вве-

дение слов "меж тем" необходимо для того, чтобы возвра-

титься во двор, где Гунтер стоит без дела, ожидая своей

очереди сразиться с Дитрихом.Но для средневекового поэта

столь же естественно не замечать подобной несуразности:

на время схватки между Дитрихом и Хагеном Гунтер прос-

то-напросто был выключен из действия, и теперь автор

вполне непринужденно возвращается к нему, лишь наделив

Гунтера вопросом о запропастившемся противнике.

В любом художественном произведении невозможно изоб-

разить все протекающее время, и авторы всегда вычленяют

эпизоды, особо ими оцениваемые и пристально изображаемые.

Но в современной литературе этот неизображаемый массив

всегда ощущается, подразумевается; покидая на время своих

героев автор не убирает их в ящик, где они, неподвижно и

никак не изменяясь, ожидают нового выхода на сцену,- они

продолжают жить, стареть. В эпопее же не существует ре-

ально того времени, которое не стало предметом описания,

- оно выключается, останавливается.

Чем занята Кримхильда все те годы, которые протекли

между убийством Зигфрида и выходом ее замуж за Этцеля?

Она вдовела непрерывно горюя. Что делала она после выхода

замуж за Этцеля и вплоть до приезда Гунтера со всеми ос-

тальными бургундами к ним в гости? Она жаждала мести им.

Иными словами, она не жила не изменялась, - она пребывала

в одном определенном состоянии.

Нет представления о непрерывно текущем потоке време-

ни, оно дискретно, прерывисто. Время эпоса - время шах-

матных часов.

Эпическому поэту ничего не стоит свести вместе лю-

дей, которые на самом деле жили в разное время. Дитрих

Бернский живет при дворе Этцеля. Но Аттила, прототип Эт-

целя умер в 453 г., тогда как Теодорих, прототип Дитриха

родился около 471 г. и правил Италией с 493 по 526 г.К

тому же, в противоположнность Дитртху "Песни о Нибелун-

гах", исторический Теодорих не был изгнанником,- он заво-

евал Италию.

Все исторические персонажи, по тем или иным причинам

включающиеся в эпос,- современники, все они пребывают в

особом времени, и это эпическое время не пересекается с

хронологией хронотопа.

Проблема времени в "Песни о Нибелунгах" не исчерпае-

ма. Внимательное рассмотрение этого произведения приводит

к заключению, что интерпретация времени принадлежит к са-

мой сути того, что можно было бы назвать концепцией всей

немецкой эпопеи. Герои ее,равно и место их действия, тес-

нейшим образом соотнесены с некоторыми пластами времени.

Самое главное, то, что пласты эти - разные. Здесь мы пе-

реходим к признаку, отличающему "Песнь о Нибелунгах" от

иных произведений эпического жанра. Ведь в песнях о геро-

ях дан только один пласт времени. Это абсолютное прошлое.

Все, о чем поется в героических песнях, было "некогда",

"очень давно". Иначе обстоит дело в " Песни о Нибелунгах".

Зигфрид, Брюнхильда принадлежат времени древнему.

Хаген- персонаж, укорененный в эпохе Великих переселений,

так же как и Дитрих,- они ведь и встречались когда- то

прежде.Гунтер с братьями принадлежат к новому времени.

Перед нами- три слоя времени: вневременная сказочная

древность, героическая эпоха переселений, современность.

В различных сферах пространства "Песни о Нибелунгах"

развертывается и протекает собственное время. Страна Ни-

белунгов- местность, пребывающая в сказочном "первобыт-

ном" времени. Здесь возможны подвиги богатырей, добывание

клада, волшебного жезла, поединок героя Зигфрида с Брюн-

хильдой.

Страна прошлого , но уже не сказочно-эпического,-

страна Этцеля, гуннская держава. Вормс в эпопеи как бы

двоится. Он занимает одну и ту же точку в пространстве,

но они расположены и в эпохе около 1200 г. и в эпохе Ве-

ликих переселений.

Наличие разных пространственно-временных единств

приводит к тому, что герои, перемещаясь в пространстве,

переходят из одного времени в другое. Зигфрид, сказочный

победитель дракона, прибывает в Вормс- из седой старины

он приходит в куртуазную современность. Напротив, когда

Гюнтер едет из Вормса в Изенштейн за невестой, он переме-

щается из современности в древность.

Любопытно, что переход из одного пространства-време-

ни в другое совершается каждый раз преодолением водной

преграды: нужно переплыть море, что бы добраться до страны

Нибелунгов. Воды Дуная оказываются тем рубежом, за кото-

рым начинается иное время для путников, покинувших Вормс.

Таким образом, перемещение героев эпопеи из одного

времени в иное приобретает новый смысл: это не просто пу-

тешествие- такие перемещения имеют мифологический харак-

тер,наподобие сказочных визитов героев мифа в иной мир.

Поэтому и судьбы героев обусловлены не стечением обстоя-

тельств,- они детерминированы тем, что герой, покидая

родную почву попадает в мир не соответствующий его при-

роде. Тем самым его гибель оказывается неизбежной и впол-

не мотивированной.

Можно ли утверждать, что автор, живший около 1200

г., сознательно построил "Песнь о Нибелунгах" на контрас-

те разных пространственно-временных пластов? Или же по-

добную структуру "примысливают" люди XX века?

Фр. Нойман констатировал противоречия, несообразнос-

ти в поведении основных персонажей эпопеи. Они как бы

двоятся. Перед нами - два разных Зигфрида: примитивный

герой и придворный рыцарь; две Кримхильды - куртуазная

сестра короля и кровожадная мстительница, упорно добиваю-

щаяся возвращения клада - источника власти. Хаген также

имеет два облика: ворский верный феодальный вассал и пер-

сонаж героических песней варварской поры, каким он оказы-

вается в гунских пределах. Нойман на основании этой конс-

татации пришел к выводу, что герои "Песни о Нибелунгах;

под рыцарскими одеяниями и внешним лоском сохраняют более

примитивную внешность. Что касается Брюнхильды, то эта

первобытная дева-богатырша, пришедшая в рыцарский мир из

сказки о сватовстве, никак не может в него вжиться и вы-

полнив свою роль в развертывании конфликта, попросту ис-

чезает из песни.

В.И. Шредер делает шаг дальше и находит в ней "нап-

ряжение" между "современностью" и "древностью#, характе-

ризующее, по его оценке, всю структуру песни. В полярнос-

ти типов, принадлежащим разным пластам времени, коренится

сам конфликт эпопеи. Действительно, в объединении и про-

тивостоянии разных срезов времени, видимо, заключается

своеобразие понимания истории автором ХIII в.

Немецкий поэт начала ХIII в. в своей интерпретации

истории не был ни вполне оригинален, ни самостоятелен. Он

черпал из того фонда представлений о времени и его тече-

нии, который был более или менее общим достоянием людей

той эпохи. Как известно, линейное течение времени не было

в Средние века единственным, - наряду с ним в обществен-

ном сознании сохранялись и иные формы восприятия и пере-

живания времени, связанные с идеей его возвращения, пов-

торения.Да и в самом христианстве, в той мере, в какой

оно оставалось мифологией, время воспроизводится: сак-

ральное прошлое, искупительная жертва Христа возвращается

с каждой литургией и годичным праздником. Средневековому

сознанию присуща многоплановость отношения к времени, и

эта многоплановость находит выражение в "Песни о Нибелун-

гах".

Но помимо древности существует современность. Оба

пласта времени сопоставляются в немецком эпосе. Это со- и

противопоставление обнаруживает различия.В "Песни о Нибе-

лунгах" различия между былым и нынешним осознаются глуб-

же, чем в германской героической поэзии Раннего Средневе-

ковья. В ней обострено ощущение истории. Поэт ссылается

не "давние сказания", - этим упоминанием и открывается

песнь, перенося аудиторию в прежние времена. При сравне-

нии с современной ей поэзией и рыцарским романом "Песнь о

Нибелунгах должна была восприниматься как несколько арха-

ичная и по своему языку и применяемой в ней "кюренбер-

говой строфе". Подобная архаизирующая стилизация способс-

твовала созданию перспективы, в которой виделись события,

воспеваемые эпопеей, В этой перспективе рассматривается и

собственное время автора.

В песни немало фантастичного. Но,я бы сказал, в са-

мом этом фантастичном в свою очередь имеются разные слои.

Схватка сотен и сотен тысяч воинов в пиршественном зале

Этцеля, или успешное отражение двумя героями, Хагеном и

Фолькером, атаки полчища гуннов, или переправа войска

бургундов в утлой ладье через Дунай неправдоподобны для

современности "Песни о Нибелунгах", но кажутся возможными

для героического времени. Однако в эпопее имеется фантас-

тический элемент и другого рода. Таковы юношеские подвиги

Зигфрида, сцена сватовства - борьбы с Брюнхильдой, расч-

лененная на два поединка - ристания ее с Зигфридом в

Изенштейне и схватку Гунтера с невестой в его опочиваль-

не; таковы и вещие сестры-русалки, предрекающие Хагену

судьбу бургундов. К миру сверхъестественного близок и Ха-

ген. Здесь имеется в виду уже не эпоха Великих переселений

и вообще не история. Мы оказываемся в мире сказки и мифа.

Чувство времени в "Песни о Нибелунгах" во многом оп-

ределяется тем, как в ней преподнесена христианская рели-

гия, но этот давно дискутируемый вопрос заслуживал бы

особого рассмотрения. Тем не менее не могу не указать на

то, что в песни как саморазумеющиеся упоминаются месса,

собор, священники, церковные шествия, погребения по хрис-

тианскому обряду; герои клянутся именем Господа, взывают

к нему. В отличии от героического эпоса Раннего Средневе-

ковья "Песнь о Нибелунгах" обнаруживает сильную тенденцию

к сентиментализации традиционного сюжета.Ее персонажи

охотно сетуют на невзгоды, плачут, рыдают. Стенаниями и

завершается эпопея. Героической сдержанности в изъявлении

чувств, в особенности горя, нет и в помине, у фигурирую-

щих в ней людей открылся "слезный дар". Но эта новая чер-

та находится в противоречии с жестокостью и безжалост-

ностью, которые они проявляют во многих ситуациях. Жажду

мести полностью утоляемую всеми героями эпопеи трудно

примирить с христианским учением о любви к ближнему, да

автор и не пытается их координировать.

"Песнь о Нибелунгах демонстрирует нам, как миф,

сказка, древнее предание, воплощавшие архаические тенден-

ции сознания, оставаясь существенными аспектами мировиде-

ния человека ХIII в., переплетались с историческими

представлениями, созданными христианством. Вместе они об-

разовывали сложный и противоречивы сплав - "хронотоп",

приспосабливавший древнюю эпическую традицию к новому ми-

ропониманию. Но подобная трансформация не исчерпывала со-

держания "пространственно-временного континуума" изучае-

мой эпохи.